Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 октября 2020 г. N 03-01-15/89953
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов рассмотрел обращение ГАУ и по вопросу налогообложения стоимости питания, предоставляемого организацией лицам, непосредственно осуществляющим тушение лесных пожаров, сообщает следующее.
1. В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), а также передача имущественных прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса реализацией товаров, работ, услуг признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В связи с этим при предоставлении продуктов питания лицам, непосредственно осуществляющим тушение лесных пожаров, персонификация которых не осуществляется, объекта налогообложения НДС и права на вычет налога, предъявленного по данным товарам, не возникает.
В случае предоставления продуктов питания лицам, непосредственно осуществляющим тушение лесных пожаров, персонификация которых осуществляется, в отношении продуктов питания возникают объект налогообложения НДС и право на вычет НДС, предъявленного при приобретении данных товаров.
2. В части налога на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, включая расходы на содержание и обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, в том числе расходы, связанные с обеспечением бесплатным питанием лиц, непосредственно осуществляющих тушение лесных пожаров.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса.
Так, согласно пункту 1 статьи 217 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Таким образом, стоимость питания, предоставляемого организацией лицам, непосредственно осуществляющим тушение лесных пожаров, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц только в случае, если предоставление такого питания предусмотрено законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъекта Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
3. В части страховых взносов.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
На основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с оплатой питания и продуктов или соответствующего денежного возмещения, а также с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 45 Трудового кодекса Российской Федерации общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) устанавливает отраслевое (межотраслевое) соглашение.
Так, социальные гарантии и льготы работникам лесного хозяйства устанавливает Отраслевое соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2016-2019 годы (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 37.6 и 37.7 Соглашения работодатель обеспечивает бесплатным питанием экипажи воздушных судов, участвующих в обнаружении и тушении лесных пожаров, лесопатологических обследованиях, в порядке, предусмотренном приказом Минтранса России от 30.09.2002 N 122 "О порядке обеспечения питанием экипажей морских, речных судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов" и Указаниями Министерства гражданской авиации СССР от 30.09.1989 N 447/У "О порядке обеспечения экипажей воздушных судов питанием в дни полетов", а также организует питание работников, непосредственно участвующих в лесопатологических обследованиях, тушении лесных пожаров, в соответствии с законодательством.
Таким образом, расходы государственного автономного учреждения на обеспечение бесплатным питанием своих работников, осуществляющих тушение лесных пожаров в рамках государственного задания, не облагаются страховыми взносами на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса.
Что касается расходов государственного автономного учреждения на обеспечение бесплатным питанием физических лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров в рамках государственного контракта по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то учитывая, что в данном конкретном случае предоставление бесплатного питания учреждением осуществляется с целью обеспечения выполнения физическими лицами самой работы по договорам гражданско-правового характера, то такие расходы учреждения, по нашему мнению, не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой политики |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 октября 2020 г. N 03-01-15/89953
Текст письма опубликован не был