Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 апреля 2021 г. N 03-07-11/26931
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросам применения налога на добавленную стоимость при предоставлении в аренду муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, и сообщает.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение.
В силу положений статей 215 и 296 Гражданского кодекса за муниципальными учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, при оказании муниципальными казенными учреждениями услуг по аренде муниципального имущества, закрепленного за муниципальными казенными учреждениями (включая органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 161 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Учитывая изложенное, при предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на налоговых агентов - арендаторов, указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (в том числе физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"), налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет арендодателями указанного имущества.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При предоставлении органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну, физлицам, не являющимся предпринимателями (в том числе самозанятым), НДС исчисляется и уплачивается в бюджет арендодателями.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 апреля 2021 г. N 03-07-11/26931
Текст письма опубликован не был