г. Калуга |
|
22 октября 2021 г. |
Дело N А64-1768/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2021.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Бутченко Ю.В. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от ИФНС России по г.Тамбову (г. Тамбов, ул. Пролетарская, д. 252/2) |
Мигуновой Т.В. - представителя (доверен. от 18.10.2021) Платицыной Т.В. - представителя (доверен. от 18.10.2021) |
от АО "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" (ОГРН 1026801159550, ИНН 6831004284) |
Молчановой Л.Ф. - представителя (доверен. от 11.01.2021) Быковой Е.Л. - представителя (доверен. от 25.03.2021) |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А64-1768/2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову от 08.10.2020 N 589.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Тамбову принято решение от 08.10.2020 N 589 о привлечении АО "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" к ответственности по п. 1 ст. 126.1 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 500 руб., мотивированное тем, что в нарушение п.4 ст. 310 НК РФ общество неправомерно не представило расчет о выплате в первом полугодии 2017 года доходов в адрес иностранной организации Talmax Engineering s.r.o. (Чехия).
Решением УФНС России по Тамбовской области от 02.12.2020 N 05-10/1/75 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, АО "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу п.1 ст.24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно подпунктов 1, 3, 4 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
В соответствии с п.2 ст.287 НК РФ российская организация или иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговые агенты), выплачивающие доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (в отношении которых применяется порядок, установленный пунктом 4 настоящей статьи), при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 309 НК РФ установлены подлежащие обложению налогом виды доходов, полученные иностранной организацией, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации.
Согласно пункта 1.1 статьи 309 НК РФ доходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В пункте 2 статьи 309 НК РФ предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Пунктом 1 статьи 310 НК РФ ( редакции, действующей в спорный период) установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 настоящего Кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода.
Согласно п.4 ст.310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 настоящего Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как установлено судами, в рассматриваемом случае спорные денежные средства были перечислены обществом по внешнеторговым операциям при приобретении заявителем товаров у иностранной компании, не имеющей представительства в Российской Федерации, то есть являются доходом иностранной организации, указанным в п.2 ст. 309 НК РФ.
Поскольку общество не является налоговым агентом в отношении перечисленных иностранному контрагенту сумм и на него в данном случае не возлагается обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога, то у заявителя отсутствовала обязанность по представлению расчета, предусмотренного п.4 ст. 310 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ, в связи тем, что заявитель не представил расчет с указанием в качестве доходов спорных сумм, уплаченных иностранной организации за товар, и размер соответствующей суммы налога.
Доводы кассационной жалобы о наличии у общества, как налогового агента, обязанности по представлению спорного расчета в рассматриваемой ситуации, мотивированные ссылками на Приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@, письма ФНС России и Минфина России, а также на судебную практику, отклоняются, поскольку повторяют доводы налогового органа, заявленные ранее в ходе судебного разбирательства, которые оценены судами и правомерно отклонены, как основанные на ошибочном толковании правовых норм.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.04.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 по делу N А64-1768/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку общество не является налоговым агентом в отношении перечисленных иностранному контрагенту сумм и на него в данном случае не возлагается обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога, то у заявителя отсутствовала обязанность по представлению расчета, предусмотренного п.4 ст. 310 НК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 126.1 НК РФ, в связи тем, что заявитель не представил расчет с указанием в качестве доходов спорных сумм, уплаченных иностранной организации за товар, и размер соответствующей суммы налога.
Доводы кассационной жалобы о наличии у общества, как налогового агента, обязанности по представлению спорного расчета в рассматриваемой ситуации, мотивированные ссылками на Приказ ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@, письма ФНС России и Минфина России, а также на судебную практику, отклоняются, поскольку повторяют доводы налогового органа, заявленные ранее в ходе судебного разбирательства, которые оценены судами и правомерно отклонены, как основанные на ошибочном толковании правовых норм."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2021 г. N Ф10-3797/21 по делу N А64-1768/2021