Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение об определении налоговой базы по земельному налогу (далее - налог) в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, и сообщает.
К полномочиям ФНС России, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", не относится официальное (общеобязательное для всех участников налоговых правоотношений) разъяснение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о порядке определения налоговой базы по налогу. Вместе с тем, полагаем возможным направить следующие рекомендации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее - площадь участка, приходящаяся на территорию муниципалитета), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Пунктом 3 статьи 391 Кодекса установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по налогу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, согласно пункту 5 статьи 397 Кодекса, в целях обеспечения полноты уплаты налога налоговые органы передают (направляют) налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога. Сообщения составляются на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа (пункт 5 статьи 363, пункт 5 статьи 397 Кодекса).
Для целей реализации полномочий налоговых органов Кодексом определены следующие источники сведений о площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета:
- сведения Единого государственного реестра недвижимости, представляемые в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В составе сведений указывается код объекта административно-территориального деления, на территории которого находится земельный участок, в соответствии с Общероссийским классификатором административно-территориального деления, или код в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (пункт 13 приложения N 3 к приказу ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@);
- сведения, ранее представлявшиеся в налоговые органы органами местного самоуправления, о налогооблагаемых земельных участках, выделенных (предоставленных) на основании актов органов местного самоуправления, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 12 статьи 396 Кодекса в редакции до 2010 г. до вступления в силу Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ, пункт 9.2 статьи 85 Кодекса в редакции до 2015 г., признанной утратившей силу Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ). В составе сведений заполнялся лист "В" "Сведения о земельном участке, по территории которого проходят границы нескольких муниципальных образований" с указанием площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета (пункт 4.4 приложения N 2 к приказу Минфина России от 23.03.2006 N 47н, признан утратившим силу приказом Минфина России от 24.02.2011 N 23н).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ" имеется в виду "Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ"
Перечисленные нормы Кодекса не предусматривают право налогоплательщика по самостоятельному расчету площади участка, приходящейся на территорию муниципалитета, и по представлению такого расчета в налоговый орган для применения при исчислении налога.
Настоящее письмо носит сугубо информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налогоплательщик не вправе самостоятельно рассчитать площадь участка, приходящуюся на территорию муниципалитета, и представить такой расчет в налоговый орган для исчисления налога.
Такие разъяснения подготовила ФНС, отвечая на вопрос об определении налоговой базы по земельному налогу в отношении участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований.
Письмо Федеральной налоговой службы от 25 августа 2021 г. N БС-4-21/11942@ "Об определении налоговой базы в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 10 сентября 2021 г. N 35, в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 21-27 сентября 2021 г. N 35