Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 ноября 2021 г. N 03-07-13/1/91505
Вопрос: АО свидетельствует свое уважение и просит дать разъяснения по следующему вопросу.
Банк заключает договоры возмездного оказания услуг по привлечению клиентов с колл-центрами, являющимися иностранными организациями (далее - Исполнители), зарегистрированными на территории государств, как входящих, так и не входящих в состав Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Предметом договора является поиск и привлечение потенциальных клиентов на продукты и услуги Банка, а также оформление анкет, содержащих сведения о клиенте, необходимые в целях приобретения соответствующего продукта/услуги. Услуги оказываются Исполнителями путем обзвона потенциальных клиентов по телефону, предложения продуктов/услуг Банка, предоставления подробной информации о заинтересовавших продуктах/услугах и оформления анкет. Стоимость услуг рассчитывается в зависимости от количества анкет, заполненных Исполнителем в отношении клиентов, выразивших желание заключить договор с Банком на оказание банковских услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. При этом в случае, когда услуги оказаны Исполнителем, зарегистрированным в государстве - члене ЕАЭС, то применяются положения Приложения 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014) - Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), в соответствии с пунктом 28 которого взимание косвенных налогов осуществляется в том государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Место реализации для целей исчисления НДС определяется согласно пункту 29 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола.
Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при оказании рекламных услуг. Местом реализации рекламных услуг иностранной организацией, зарегистрированной в стране, не являющейся членом ЕАЭС, в силу пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса также является место деятельности покупателя услуг. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории РФ на основе государственной регистрации организации.
Налоговый Кодекс РФ не содержит точного определения рекламных услуг. В том случае, если положениями Кодекса понятия и термины не определены, для целей налогообложения они применяются в значении, определенном гражданским законодательством и другими отраслями законодательства РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по проведению маркетинговых исследований и оказанию прочих услуг в сфере рекламы, нацеленных на привлечение и удержание клиентов, проведению промо-акций продукции, маркетинговых исследований пунктов продаж, адресной рассылки рекламных материалов, консультированию в области маркетинга соответствует коду 73.11, который относится к группировке услуг, включенных в класс 73 "Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка" данного Классификатора.
В то же время в пункте 2 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС дается более узкое определение рекламных услуг, а именно: "к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме".
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, подпадают ли описанные выше услуги, предоставляемые Банку, под определение рекламных услуг, оказываемых иностранными организациями, в смысле НК РФ и в смысле определения, которое содержится в пункте 2 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС, по которым, соответственно, местом реализации услуг будет признаваться территория РФ, в результате чего Банк в качестве покупателя таких услуг будет выступать налоговым агентом при выплате вознаграждения в пользу иностранных исполнителей и будет обязан исчислить, удержать у иностранной организации и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании рекламных услуг в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов ЕАЭС осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
На основании положений пунктов 1 и 28 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 29 Протокола местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства.
Пунктом 2 Протокола определено, что к рекламным услугам относятся услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме.
Таким образом, положения подпункта 4 пункта 29 Протокола, устанавливающие порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость, применяются в отношении услуг, отнесенных к рекламным услугам в соответствии с пунктом 2 Протокола.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протоколом о порядке взимания косвенных налогов в ЕАЭС предусмотрено, что НДС при выполнении работ, оказании услуг взимается в соответствии с налоговым законодательством государства ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Местом реализации рекламных услуг, оказываемых налогоплательщику государства ЕАЭС, признается территория этого государства.
При этом Протоколом определено, какие услуги относятся к рекламным.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 12 ноября 2021 г. N 03-07-13/1/91505
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 3 декабря 2021 г. N 47