Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 июля 2024 г. N 03-07-13/1/71369
Вопрос: Наша компания приобретает услуги по переводу и тестированию ПО у организации из ЕАЭС, а именно из Казахстана, не имеющей обособленного подразделения в нашей стране. Далее данные услуги будут использованы для проекта, кот. будет реализован на территории РФ российскому ЮЛ.
Просит дать письменный ответ по вопросам:
1. Правильно ли мы понимаем, что в данном случае мы не являемся налоговым агентом по НДС, не являемся налоговым агентом по налогу на прибыль, отсутствует обязанность по удержанию косвенных налогов, соответственно у нас отсутствует обязанность по предоставлению отчётности по косвенным налогам, НДС и налогу на прибыль по данной сделке?
Т.к. Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза установлен положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола если услуги не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола, то место реализации таких услуг нужно определять в соответствии с тем, налогоплательщиком какого государства-члена такие услуги оказываются.
Поскольку в пп. 1-4 п. 29 Протокола услуги перевода и тестирования не обозначены, следовательно, местом реализации данных услуг будет признаваться территория исполнителя услуг (казахской организации) и у нашей российской компании не возникают обязанности налогового агента (Письмо Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-14/43743).
Согласно п. 28 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола). В нашем случае местом оказания услуг в соответствии пп. 5 п. 29 Протокола является территория исполнителя, т.е. Республика Казахстан.
По общему правилу при приобретении услуг у иностранной организации - нерезидента РФ организация становится налоговым агентом по налогу на прибыль в случаях, когда оплата этих услуг относится к доходам от источников в РФ и не связана с предпринимательской деятельностью иностранного исполнителя через его постоянное представительство в РФ (п. 3 ст. 247, п. 4 ст. 286, п.п. 1, 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
В нашем случае доходы за оказанные услуги по переводу и тестированию иностранной организации не относятся к доходам, предусмотренным п. 1 ст. 309 Кодекса, т.к. их оказание является обычной деятельностью этой иностранной организации на территории иностранного государства. Если иностранная организация предоставляет услуги исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные ею за предоставление таких услуг, не являются доходами от источников в Российской Федерации. В связи с этим у российской организации (т.е. у нас), приобретающей данные услуги, обязанности по удержанию и перечислению налога на прибыль организаций в Российской Федерации не возникает.
Также обязанности налогового агента по налогу на прибыль не возникают исходя из норм ст. 7, Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан.
2. Просим дать разъяснения по вопросу отражения сумм выплаченных казахской компании в "Расчёте о доходах, выплаченных иностранным организациям". Должны ли мы сдавать данный расчёт и отражать суммы выплаченные казахской компании за указанные услуги?
Согласно Письму ФНС России от 14.11.2023 N ШЮ-4-13/14369@ "О налоговом расчете сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов" отражению подлежат все виды доходов, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации;
- подлежащие обложению налогом;
- не подлежащие налогообложению;
- осуществленные в неденежной форме (например, в виде взаимозачетов, капитализации процентов).
Доходы от источников в РФ, указаны в пп. 1, 2 ст. 309 НК РФ. независимо от того, облагаются ли они налогом (п. 1 Приложения N 2 к Приказу ФНС от 26.09.2023 N ЕД-7-3/675@).
Ввиду того, что с 01.01.2024 применяется новая форма налогового расчета сумм доходов, выплаченных иностранным организациям, и сумм удержанных налогов в кот. добавлены новые разделы 4 и 5: сведения о выплаченных доходах, не подлежащих налогообложению (за исключением продажи товаров) и сведения о выплаченных доходах от продажи товаров, не подлежащих налогообложению. А перечень кодов доходов значительно расширен, в частности добавился код 40 "Иные доходы, не подлежащие налогообложению, не предусмотренные в вышеуказанных пунктах" который можно трактовать как угодно, во избежание штрафных санкций и блокировки счёта, просим дать разъяснения. Должны ли мы предоставлять данный расчёт в нашем случае, когда доходы иностранной компании не являются доходами от источников в Российской Федерации.
Ответ: В связи с указанным запросом о порядке налогообложения при оказании организацией из Республики Казахстан российскому налогоплательщику услуг по переводу и тестированию программного обеспечения (далее - ПО) Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен пунктом 29 Протокола.
На основании подпункта 5 пункта 29 Протокола место реализации работ (услуг) определяется по месту исполнителя работ (услуг), в случае если работы (услуги) не поименованы в подпунктах 1-4 данного пункта.
Поскольку услуги по переводу и тестированию ПО не поименованы в подпунктах 1-4 пункта 29 Протокола, место реализации этих услуг для целей исчисления НДС определяется согласно подпункту 5 пункта 29 Протокола по месту нахождения исполнителя услуг.
В связи с этим в целях применения НДС местом реализации оказываемых организацией из Республики Казахстан российскому налогоплательщику услуг по переводу и тестированию ПО территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги налогом в Российской Федерации не облагаются.
Вместе с тем необходимо обратить внимание, что на основании подпункта 4 пункта 29 Протокола местом реализации услуг по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных признается территория государства, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.
Кроме того, согласно пункту 33 Протокола в случае если налогоплательщиком выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг, порядок налогообложения которых регулируется разделом IV Протокола, и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.
Таким образом, если услуги по переводу и тестированию ПО являются составной частью услуг по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных либо носят вспомогательный характер по отношению к оказанию вышепоименованных услуг, то местом реализации услуг по переводу и тестированию ПО, приобретаемых российским налогоплательщиком у организации из Республики Казахстан, является территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в Российской Федерации.
Что касается порядка налогообложения доходов иностранной организации от предпринимательской деятельности в Российской Федерации, то данный порядок определяется нормами пункта 1 статьи 246, статьи 247, статьи 309 и статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исходя из положений которых иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, признается налогоплательщиком налога на прибыль организаций и налог с доходов, полученных такой организацией, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, либо индивидуальным предпринимателем, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Кодекса, в валюте выплаты дохода.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от реализации товаров, иного имущества (кроме указанного в подпунктах 5, 6 и 9.1 пункта 1 поименованной статьи), имущественных прав (за исключением указанных в подпункте 9.2 пункта 1 поименованной статьи), от выполнения работ (оказания услуг) (за исключением указанных в подпункте 9.4 пункта 1 поименованной статьи) на территории Российской Федерации, не подлежат обложению налогом у источника выплаты, если такая деятельность не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса.
При этом согласно подпункту 9.4 пункта 1 статьи 309 Кодекса к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные иностранной организацией от выполнения работ (оказания услуг) на территории Российской Федерации взаимозависимому лицу, определяемому в соответствии со статьей 105.1 Кодекса.
В силу норм статьи 7 Кодекса порядок налогообложения указанных доходов определяется с учетом норм соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами (в случае наличия), при условии предоставления иностранной организацией подтверждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Казахстанская компания оказывает российской организации услуги по переводу и тестированию ПО. Минфин указал, что в данном случае такие услуги не облагаются НДС в нашей стране, поскольку она не признается местом их реализации.
Однако если упомянутые услуги являются составной частью услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению либо носят вспомогательный характер, то местом реализации будет признаваться Россия. Соответственно, нужно платить НДС.
Разъяснен порядок налогообложения доходов иностранной компании.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31 июля 2024 г. N 03-07-13/1/71369
Опубликование:
-