27 июня 2013 г. |
Дело N А56-51178/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Васильева С.А. (доверенность от 05.12.2012 N 15-05/18292), от открытого акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" Тараканова С.А. (доверенность от 20.08.2012),
рассмотрев 26.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 (судья Саргин А.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 (судьи Горбачева О.В., Загараева Л.П., Семиглазов В.А.) по делу N А56-51178/2012,
установил:
открытое акционерное общество "Автопарк N 6 "Спецтранс", место нахождения: город Санкт-Петербург, проспект Энергетиков, 59, ОГРН 1037816005920 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 29.06.2012 N 508 в части начисления недоимки по транспортному налогу в размере 946 449 руб., пени в размере 19 201,93 руб., налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 11 170,20 руб.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.03.2013, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель налогового органа отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка декларации Общества по транспортному налогу за 2011 год, о чем составлен акт от 17.05.2012 N 7406.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией вынесено решение о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 11 170,20 руб. Указанным решением Обществу доначислен транспортный налог за 2011 год в сумме 946 449 руб., пени в сумме 19 201,93 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 10.08.2012 N 16-13/29065 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав на правомерность начисления налога, пени и санкций.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что при исчислении транспортного налога за 2011 год в отношении специальных транспортных средств на автомобильном ходу (мусоровоз, машина илососная, машина ассенизационная), Общество неправомерно применяло ставку налога - 25 руб., установленную для транспортных средств, относящихся к категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу". По мнению Инспекции, указанные транспортные средства относятся к категории "Грузовые автомобили", в связи с чем при исчислении транспортного налога Обществу следовало применять дифференцированные ставки, установленные для транспортных средств, относящихся к категории "Грузовые автомобили".
Согласно пункту 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
На территории Санкт-Петербурга налог введен Законом Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" от 04.11.2002 N 487-53. Данным Законом установлены: налоговые ставки по транспортному налогу; налоговые льготы по уплате транспортного налога; сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и сумм налога, подлежащих уплате по истечении налогового периода.
В силу пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Объекты налогообложения поименованы в статье 358 НК РФ.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Порядок государственной регистрации автотранспортных средств установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Порядок регистрации автотранспортных средств). Обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.
Исходя из положений статей 358 и 261 НК РФ, в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности,
- автомобили грузовые,
- другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445 "О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации" паспорта транспортных средств выдаются организациями-изготовителями - на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 01.07.1993; таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 01.07.1997; подразделениями Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями - изготовителями до 01.07.1993 или ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.07.1997, при предъявлении их к регистрации, и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" с 01.07.1993 введены паспорта транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час.
В силу пункта 2 Порядка регистрации автотранспортных средств все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (ГИБДД), а все другие самоходные машины, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и менее, - в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Таким образом, регистрация и постановка на учет транспортного средства в одном из названных регистрирующих органов производится на основании квалификации транспортного средства специально уполномоченным государственным органом.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2007 N 5336/07, от 17.07.2007 N 2620/07, от 17.07.2007 N 2965/07, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что на момент применения налогоплательщиком в 2011 году ставок транспортного налога в отношении спорных транспортных средств единообразный подход к их применению был определен в вышеуказанных постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку спорные транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД с оформлением на них ПТС и относятся к категории "С", налоговый орган при определении ставок транспортного налога обоснованно исходил из категории транспортных средств "грузовые автомобили".
Ссылка подателя жалобы на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее - Классификатор), правомерно отклонена судами обеих инстанций, поскольку указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, приведенными в пункте 1 статьи 361 Кодекса.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 по делу N А56-51178/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Автопарк N 6 "Спецтранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.