14 декабря 2015 г. |
Дело N А21-10229/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бурматовой Г.Е., Васильевой Е.С.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области" Абдурахманова С.И. (доверенность от 18.08.2015),
рассмотрев 08.12.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2015 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (судьи Згурская М.Л., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А21-10229/2014,
установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области", ОГРН 1023901016040, ИНН 3906025507, место нахождения: 236006, город Калининград, улица Барнаульская, дом 6а (далее - Учреждение, заявитель), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, город Калининград, улица Леонова, дом 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), от 05.11.2014 N 2328 о перечислении на счет Фонда 10 840 334 руб. 61 коп. с назначением платежа "Возврат средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению" и штрафа в сумме 1 084 033 руб. 46 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 27.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.08.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение и постановление, требования удовлетворить. По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не были приняты во внимание доводы о несоответствии оспариваемого требования статьям 37, 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), статье 44 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Закон N 3-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 475 "Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"; пункту 5 Правил организации деятельности наркологического диспансера и наркологической больницы; Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной заместителем Министра здравоохранения 01.09.1988 N 06-14/33-14; пункту 16 устава Учреждения. Заявитель также указывает, что суды не дали оценки позиции, изложенной в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.04.1999 N 2510/4561-99-32 "О проведении медицинского освидетельствования в наркологических учреждениях".
В отзыве на кассационную жалобу Фонд, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Фонд и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая комплексная проверка деятельности Учреждения за период с 01.01.2012 по 30.06.2014 по территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС); с 01.01.2012 по 30.06.2013 - по средствам целевой программы Калининградской области "Программа модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011-2012 годы".
По результатам проверки составлен акт от 24.10.2014.
В ходе проверки установлено, что за проверенный период работникам кабинета медицинского освидетельствования на состояние опьянения необоснованно начислено 8 325 909 руб. 84 коп. заработной платы из средств ОМС, что, включая 2 514 424 руб. 77 коп. страховых взносов на оплату труда (30,2%), составляет - 10 840 334 руб. 61 коп.
Фонд пришел к выводу о том, что в соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) использование Учреждением за период с января 2012 по май 2014 года средств на цели, не соответствующие договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в сумме 10 840 334 руб. 61 коп. является нецелевым использованием средств ОМС.
За использование средств не по целевому назначению Фондом начислен штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств, что составляет 1 084 033 руб. 46 коп.
Фондом в адрес Учреждения направлено требование от 05.11.2014 N 2328 об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, выявленных в ходе плановой комплексной проверки с 01 по 24 октября 2014 года, согласно которому Учреждению необходимо в срок до 19.11.2014 возвратить на счет Фонда 10 840 334 руб. 61 коп. средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению, уплатить 1 084 033 руб. 46 коп. штрафа за использование средств не по целевому назначению, а также в срок до 24.11.2014 предоставить в Фонд информацию по возмещению нецелевого использования средств, уплате штрафа и план мероприятий по устранению нарушений, отраженных в акте проверки.
Учреждение, не согласившись с требованием Фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды установили, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и его финансовое обеспечение не включено в программу обязательного медицинского страхования, в связи с чем оплата труда медицинского персонала не может производиться за счет средств ОМС. На основании изложенного суды отказали в удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в данном пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения (статья 289 БК РФ).
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с 01.01.2011 регулирует Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Согласно части 2 статьи 65 Закона N 323-ФЗ освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является одним из видов освидетельствования.
В соответствии с пунктом 29 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 N 1000, в рамках сверх базовой программы ОМС за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета, передаваемых бюджету Территориального фонда ОМС Калининградской области, осуществляется финансовое обеспечение, в том числе: первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу территориальной программы ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез. ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ (наркологические заболевания), включая профилактические осмотры несовершеннолетних в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ, ортодонтической помощи, оказываемой детям (за исключением лечения с использованием несъемных ортодонтических конструкций) в государственных медицинских организациях, а также в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную базовой территориальной программой ОМС.
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения не осуществляется за счет средств ОМС и данный вид услуги за счет средств ОМС Программой госгарантий не предусмотрен.
Таким образом, расходы, связанные с оказанием данного вида услуг, включая заработную плату работников кабинета медицинского освидетельствования, не были включены в структуру тарифа в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и находились за пределами программы ОМС.
С учетом изложенного ссылки подателя жалобы на разъяснения, изложенные в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.04.1999 N 2510/4561-99-32 "О проведении медицинского освидетельствования в наркологических учреждениях", подлежат отклонению.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства страховая медицинская организация направляет в медицинскую организацию на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с тарифом, утвержденным Тарифным соглашением на текущий финансовый год.
Типовой договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.12.2012 N 1355н.
Пунктом 1 договора предусмотрено, что организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Программами государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи, утвержденными постановлениями Правительства Калининградской области от 29.12.2011 N 1029 (на 2012 год), от 27.12.2012 N 1078 (на 2013 год), от 24.12.2013 N 1000 (на 2014 год), не предусмотрено финансирование расходов на освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического и иного опьянения.
Фондом в результате проверки установлено, что в проверенном периоде Учреждение за счет средств территориальной программы оказывало медицинскую помощь в условиях стационара и амбулаторно поликлиническую помощь.
Оплата за оказанную медицинскую помощь осуществляется на основании реестров. Реестры по стационару и поликлинике формируются отдельно. Формы реестров являются приложением к Порядку организации и финансового взаимодействия субъектов и участников ОМС при реализации Программы государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи, который ежегодно утверждается Тарифным соглашением.
Между тем проведение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не предусмотрено на федеральном уровне Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013. N 932, на региональном уровне Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Калининградской области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24.12.2013 N 1000.
Отказывая в удовлетворении требований, суды правомерно указали, что в силу части 3 статьи 65 Закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение медицинского освидетельствования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 16 устава Учреждения проведение медицинского (наркологического) освидетельствования граждан на опьянение осуществляется за счет средств предприятий, организаций и граждан.
Положением о кабинете медицинского освидетельствования и должностными инструкциями работников кабинета предусмотрено, что услуги по освидетельствованию осуществляются платно.
Финансирование стационарных услуг осуществляется согласно поданным реестрам.
Заработная плата работников кабинета медицинского освидетельствования не имеет отношения к лечению больного, находящегося на стационарном лечении в данной медицинской организации, так как работник кабинета медицинского освидетельствования не принимает участия в лечении этого больного.
Согласно пункту 17.2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку соблюдения обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии в территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе по структуре тарифа. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Фонд обязан при выявлении случаев оплаты труда за счет средств ОМС работникам, которые не участвуют в реализации территориальной программы, отражать эти случаи в акте проверки и требовать восстановления средств, так как эти средства являются средствами, использованными не по целевому назначению. Список работников кабинета медицинского освидетельствования с указанием заработной платы, выплаченной за счет средств ОМС, имеется в материалах дела.
Довод подателя жалобы о несоответствии оспариваемого требования Фонда положениям статьи 44 Закона N 3-ФЗ был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен ими.
В силу статьи 44 Закона N 3-ФЗ, лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование (пункт 1).
Медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, судьи или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (пункт 2).
Расходы на медицинское освидетельствование лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, производятся за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 6).
В данной статье речь идет о соответствующих бюджетах, являющихся источником финансирования органов, указанных в пункте 2 статьи 44 Закона N 3-ФЗ, которые выдали направление на медицинское освидетельствование.
Бюджет Фонда не является источником финансирования этих органов, в связи с чем указанные положения не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.
Иное толкование подателем жалобы норм законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых решения и постановления.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены принятых по делу решения и постановления и удовлетворения жалобы.
При подаче кассационной жалобы Учреждение уплатило 3 000 руб. государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по данной жалобе составляет 1 500 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату заявителю
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.04.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А21-10229/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области" - без удовлетворения.
Возвратить государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Наркологический диспансер Калининградской области", место нахождения: 236006, город Калининград, улица Барнаульская, дом 6а, ОГРН 1023901016040, ИНН 3906025507, 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 08.10.2015 N 187.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.