Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2018 г. N Ф07-8725/18 по делу N А56-67008/2017

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2018 г. N Ф07-8725/18 по делу N А56-67008/2017

 

11 октября 2018 г.

Дело N А56-67008/2017

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Развитие" Шелкунова А.Д. (доверенность от 12.01.2018), Дейнега Н.Н. (доверенность от 22.11.2017), от государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Яниной О.Г. (доверенность от 27.12.2017), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Федоровой А.Ю. (доверенность от 31.01.2018),

рассмотрев 10.10.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Развитие" и кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-67008/2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Развитие", место нахождения: 197198, Санкт-Петербург, Зоологический переулок, дом 2-4, литера "Б", ОГРН 1077762622574, ИНН 7728639370 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 73, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Фонд), от 18.07.2017 N 202F07170002111 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов и об обязании Фонда принять решение о возврате заявителю суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 2 559 059 руб. 12 коп. и направить указанное решение в соответствующий налоговой орган.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, место нахождения: 197136, Санкт-Петербург, улица Ленина, дом 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция).

Решение суда первой инстанции от 20.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2018, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований. По мнению Общества, в отношении спорных сумм страховых взносов не применяется ограничение, установленное в отношении излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые уже учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов. По мнению Фонда, спорные выплаты облагаются страховыми взносами. Кроме того, Обществом не соблюден срок давности для их возврата.

В суд кассационной инстанции поступило ходатайство Общества о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности положений федерального закона с приложением проекта запроса.

В судебном заседании представители Общества поддержали ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации, а представители Фонда и Инспекции возражали против его удовлетворения.

Ходатайство Общества об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности положений федерального закона подлежит отклонению в связи со следующим.

Согласно части 3 статьи 13 АПК РФ, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" при рассмотрении дела в любой инстанции суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

В силу упомянутых норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом случае для разрешения спора подлежат применению нормы Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).

В статьях 19 и 20 указанного закона определены полномочия государственных внебюджетных фондов в отношении страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а в статье 21 этого же закона регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

По мнению Общества, складывающаяся правоприменительная практика вышеназванных положений Закона N 250-ФЗ, согласно которой суммы излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, которые уже учтены (разнесены) на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, не подлежат ни возврату страхователю, ни зачету в счет предстоящих платежей, нарушает судебные гарантии защиты права собственности, закрепленного в статье 8 и 35 Конституции Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, учитывая характер правоотношений, из которых возник спор и которые послужили основанием для обращения заявителя за судебной защитой, и принимая во внимание, что отказ в зачете спорных сумм в счет предстоящих платежей не является предметом рассмотрения данного спора, не усматривает оснований для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом, поскольку сами по себе положения правовой нормы, конституционность которой просит проверить Общество, не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо его конституционные права. При этом податель жалобы, полагая, что нормы права, примененные судами по данному делу, не соответствуют Конституции Российской Федерации, вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующей жалобой самостоятельно.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы своей жалобы и отклонили доводы жалобы Фонда. Представитель Фонда поддержал доводы своей жалобы и отклонил доводы жалобы Общества. Представитель Инспекции поддержал позицию Фонда.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, страхователь обратился в территориальное Управление ПФР 18.07.2017 с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за январь - июнь 2014 года в сумме 2 559 059,12 рублей, исчисленных с сумм возмещения работникам затрат по найму жилого помещения в связи с вынужденным переездом к новому месту работы.

Отделением на основании представленных Управлением ПФР документов принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 18.07.2017 N 202Г07170002111.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.

В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусматривает различные компенсационные выплаты.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.

Статьей 164 ТК РФ предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В статье 165 ТК РФ перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.

На основании статьи 169 ТК РФ при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за январь - июнь 2014 года в сумме 2 559 059,12 рублей, исчисленных с сумм возмещения работникам затрат по найму жилого помещения в связи с вынужденным переездом к новому месту работы.

Доводы Фонда о том, что в объект обложения страховыми взносами входит не только заработная плата работника, но иные выплаты, начисляемые плательщиком страховых взносов в рамках трудовых отношений, подлежат отклонению, поскольку факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

При этом судами обеих инстанций учтено, что Фонд не представил в материалы дела доказательств того, что указанные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций обоснованно указали, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.

Таким образом, вывод судов обеих инстанций о том, что спорные выплаты возмещения работникам затрат по найму жилого помещения в связи с вынужденным переездом к новому месту работы не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами, является правомерным.

В кассационной жалобе Фонд также не согласен с выводом судов обеих инстанций о соблюдении Обществом трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате страховых взносов. При этом податель жалобы ссылается на конкретные даты уплаты страховых взносов за январь - июнь 2014 года.

В соответствии с частью 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно части 6 статьи 27 Закона N 212-ФЗ исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов.

Статьей 54 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что акты органа контроля за уплатой страховых взносов, действия (бездействие) его должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Каких-либо правовых оснований о невозможности выбора способа защиты в виде оспаривания отказа в возврате таких сумм, то есть в порядке административного судопроизводства, законодательство не содержит.

Довод Фонда об утрате Обществом права на внесудебный порядок возврата спорных страховых взносов рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2017 N 306-КГ15-6527 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968.

Поскольку исходя из положений статей 10 и 15 Закона N 212-ФЗ срок представления расчетов по страховым взносам за 2014 год установлен - не позднее 15.03.2015, следует признать, что в рассматриваемом случае Обществом не пропущен трехлетний срок на обращение в арбитражный суд.

Задолженности по страховым взносам Общество не имеет.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба Фонда на мотивировочную часть обжалуемых судебных актов не подлежит удовлетворению.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование принят Закон N 250-ФЗ, подлежащий применению в рассматриваемом споре.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Пунктом 2 статьи 21 Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что в случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета.

Согласно статье 20 Закона 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

До 01.01.2017 действовало ограничение, установленное пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов.

Аналогичные законоположения внесены в статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с передачей налоговым органам с 01.01.2017 полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (пункты 1.1 и 6.6 указанной статьи, действующие с 01.01.2017).

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спорные суммы страховых взносов заявлены Обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2014 год и разнесены Фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, что сторонами не оспаривается.

В связи с этим Фонд полагает, что суммы излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, не подлежат возврату страхователю, поскольку в отношении этих сумм действует ограничение, предусмотренное как пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, так и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поддержавших позицию Фонда.

Доводы жалобы Общества отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку зачет спорных сумм, уплаченных за 2014 год, в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, не являлся предметом рассмотрения данного спора.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, поэтому кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 по делу N А56-67008/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Развитие" и кассационную жалобу государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

О.Р. Журавлева

 

Судьи

О.Р. Журавлева
Е.Н. Александрова
Л.И. Корабухина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"До 01.01.2017 действовало ограничение, установленное пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Такие суммы могли быть зачтены в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по решению органа контроля за уплатой страховых взносов.

Аналогичные законоположения внесены в статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в связи с передачей налоговым органам с 01.01.2017 полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (пункты 1.1 и 6.6 указанной статьи, действующие с 01.01.2017).

Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что спорные суммы страховых взносов заявлены Обществом в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2014 год и разнесены Фондом на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, что сторонами не оспаривается.

В связи с этим Фонд полагает, что суммы излишне уплаченных страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, не подлежат возврату страхователю, поскольку в отношении этих сумм действует ограничение, предусмотренное как пунктом 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, так и пунктом 6.1 статьи 78 НК РФ."