Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2015 г. N Ф05-7659/15 по делу N А40-157343/2014

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2015 г. N Ф05-7659/15 по делу N А40-157343/2014

 

г. Москва

 

20 июля 2015 г.

Дело N А40-157343/14

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2015 года.

 

Арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Тетёркиной С.И.

судей Егоровой Т.А., Черпухиной В.А.,

при участии в заседании:

от заявителя: Никитченко О.Е., дов. от 24.11.2014, Аландаренко М.Ю., дов. от 30.04.2015

от ИФНС: Бахрова И.А.., дов. от 16.10.2014 N 18, Силиванникова И.В., дов. от 20.05.2015 N 02-17, Дмитрюшин Е.В., дов. от 19.11.2014 N 2

рассмотрев в судебном заседании 16.07.2015 кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фармадент"

на решение от 08.12.2014 Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Карповой Г.А.,

на постановление от 12.03.2015 Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Солоповой Е.А., Нагаевым Р.Г., Окуловой Н.О.,

по заявлению ООО "Фармадент" (ОГРН 1027739204030; 109444, г. Москва, ул. Ферганская, 14/13)

к Инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве (ОГРН 1047721035141; 109377, г. Москва, Новокузьминская 1-я ул., д. 5);

Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве (ОГРН 1047710091758; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская)

о признании недействительными решений,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Фармадент" (ООО "Фармадент", далее - Общество) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения от 27.05.2014 N 909 Инспекции ФНС РФ N 21 по г. Москве (далее - Инспекция) в части доначисления НДС в размере 5 465 505 руб. и штрафа в размере 1 049 631 руб. Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение по мотивам несоответствия выводов судов материалам дела, неправильного применения норм материального права.

В отзыве на жалобу Инспекция просит об оставлении судебных актов без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы и требования жалобы, представители инспекции возражали против её удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества за период с 01.01.2010 по 31.12.2012 Инспекцией вынесено решение от 27.05.2014 N 909, которым Общество привлечено к ответственности по п.1 ст. 122, ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 5 474 770 руб., начислены пени в сумме 51 175 руб. Этим же решением Обществу предложено уплатить недоимку в размере 6 422 989 руб., уменьшить убытки на сумму 30 172 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

В оспариваемой Обществом части решение Инспекции мотивировано тем, что Общество не исполнило в 2010-2012 гг. обязанность по восстановлению (начислению) ранее принятых к вычету сумм НДС при получении от своих поставщиков финансовых премий, обусловленных достижением определенных объемов закупок.

Отклоняя требования Общества, суд первой инстанции исходил из вывода о том, что премии, предоставляемые в виде уменьшения задолженности Общества или путем перечисления денежных средств на счет Общества, будучи связанными с оплатой товаров, являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, в связи с чем при выплате премий поставщики обязаны скорректировать налоговую базу по НДС, а Общество - уменьшить суммы налоговых вычетов.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.

Между тем судами не учтено следующее.

В решении от 11.01.2013 N 13825/12 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что для целей налогообложения понятия стоимости и цены товаров по смысловому значению различаются.

Так, в контексте главы 21 НК РФ показателем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, в которую включается выручка (доходы) налогоплательщика, является стоимость (пункты 2 и 3 статьи 153 НК РФ).

Налоговая база (стоимость товаров) исчисляется как произведение количества товаров и цен их реализации; изменение стоимости товаров является следствием корректировки цен (статья 154 НК РФ).

Федеральным законом от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" глава 21 Кодекса дополнена положениями о корректировочных счетах-фактурах, выставляемых продавцом покупателю при изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (пункт 3 статьи 168, пункты 1, 2, 5.2 статьи 169, пункт 3 статьи 170, пункт 13 статьи 171, пункт 10 статьи 172 Кодекса).

Содержащиеся в пункте 5.2 статьи 169 НК РФ требования в отношении показателей корректировочного счета-фактуры воспроизведены в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" правилах.

Из правил заполнения корректировочных счетов-фактур усматривается, что названные счета-фактуры рассчитаны исключительно на случаи изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров и не предусматривают возможности их применения к иным случаям, оказывающим влияние на стоимость товаров.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

По смыслу указанных положений, влияющей на налоговую базу по НДС признается скидка с цены единицы товара, уменьшающая эту цену.

Если премия по условиям договора или соглашения между продавцом и покупателем уменьшает цену товара и рассчитывается как процентное соотношение к цене за единицу товара, такое соглашение является основанием для внесения изменений в расчеты по НДС как со стороны поставщика, который обязан выставить корректирующий счет-фактуру, так и со стороны покупателя, который должен уменьшить ранее принятый к вычету НДС.

В том же случае, когда премия не уменьшает цену товара и рассчитывается в конце периода (месяц, квартал, год) в результате соблюдения покупателем определенных условий, установленных договором, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу конкретного товара, премия не учитывается для целей налогообложения НДС, как не влияющая на ранее сформированную налоговую базу по реализованным (приобретенным) товарам.

Таким образом, изменение налогообложения по НДС по уже совершенным хозяйственным операциям зависит от воли сторон договора и их фактических действий.

Этот вывод следует из письма от 16.01.2012 N 03-03-06/1/13 Минфина России, согласно которому договор может предусматривать изменение цены единицы товара при возникновении обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок. В случае изменения цены единицы товара организация-продавец и организация-покупатель на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносят корректировки в данные налогового учета о стоимости проданных (приобретенных) ценностей.

Также этот вывод подтверждается пунктом 2.1 статьи 154 НК РФ, вступившим в силу с 01.07.2013 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который уточняет порядок определения налоговой базы при выплате премий поставщиком покупателю и устраняет неопределенность в вопросе начислений НДС.

Согласно указанному законоположению выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

В данном случае вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что цена товаров определялась с учетом премий, не соответствует материалам дела, в частности, условиям дополнительных соглашений к договорам и актам фиксации скидки (премии); в части представленных в дело дополнительных соглашений и актов оговорено, что премии не уменьшают цену товара (например, том 5, л. д. 21, 25, 26, 28 и т.д.).

Поскольку согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам, а в силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду необходимо, с учетом вышеуказанного, дать оценку доводам сторон и имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания; кроме того, суду следует проверить правильность указания налоговым органом периодов, в которых, как он утверждает, у Общества возникла обязанность восстановления НДС, ранее принятого к вычету, исходя из обстоятельств, с которыми положения главы 21 НК РФ связывают формирование (изменение) налоговой базы (статьи 166, 167, 172 НК РФ).

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2014 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А40-157343/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

 

Председательствующий судья

С.И. Тетёркина

 

Судьи

Т.А. Егорова
В.А. Черпухина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В том же случае, когда премия не уменьшает цену товара и рассчитывается в конце периода (месяц, квартал, год) в результате соблюдения покупателем определенных условий, установленных договором, в твердом размере или в процентах от всего объема поставок за период, а не от цены за единицу конкретного товара, премия не учитывается для целей налогообложения НДС, как не влияющая на ранее сформированную налоговую базу по реализованным (приобретенным) товарам.

Таким образом, изменение налогообложения по НДС по уже совершенным хозяйственным операциям зависит от воли сторон договора и их фактических действий.

Этот вывод следует из письма от 16.01.2012 N 03-03-06/1/13 Минфина России, согласно которому договор может предусматривать изменение цены единицы товара при возникновении обстоятельств, с которыми условия заключения договора связывают возникновение скидок. В случае изменения цены единицы товара организация-продавец и организация-покупатель на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче товара вносят корректировки в данные налогового учета о стоимости проданных (приобретенных) ценностей.

Также этот вывод подтверждается пунктом 2.1 статьи 154 НК РФ, вступившим в силу с 01.07.2013 на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который уточняет порядок определения налоговой базы при выплате премий поставщиком покупателю и устраняет неопределенность в вопросе начислений НДС.

...

При новом рассмотрении суду необходимо, с учетом вышеуказанного, дать оценку доводам сторон и имеющимся в материалах дела доказательствам, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания; кроме того, суду следует проверить правильность указания налоговым органом периодов, в которых, как он утверждает, у Общества возникла обязанность восстановления НДС, ранее принятого к вычету, исходя из обстоятельств, с которыми положения главы 21 НК РФ связывают формирование (изменение) налоговой базы (статьи 166, 167, 172 НК РФ)."