г. Москва |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А40-265205/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.07.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" - извещено, представитель не явился;
от Департамента торговли и услуг города Москвы - Свиридова А.С. (представителя по доверенности от 05.07.2018),
рассмотрев 18.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
на решение от 24.01.2019
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 04.04.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Свиридовым В.А., Чеботаревой И.А.,
по делу N А40-265205/2018
по заявлению федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту торговли и услуг города Москвы (далее - департамент) с заявлением об оспаривании решения от 13.09.2018 N 23-01-16-1207/Р об отказе в выдаче лицензии розничной продажи алкогольной продукции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее (приобщен к материалам дела), просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Учреждение, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда округа не направило, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя департамента, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, учреждение 17.08.2018 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции", в котором в качестве объектов лицензирования указало: "ресторан", расположенный в г. Москве, поселение Вороновское, вблизи с. Вороново, главный дом, корп. N 2, этаж 1, помещения 15, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 33; "бар", расположенный в г. Москве, поселение Вороновское, вблизи с. Вороново, здание нежилое 1-этажный, помещения 3, 4, 5, 8, 9, 18, 14, 17; "бар", расположенный в г. Москве, поселение Вороновское, вблизи с. Вороново, пансионат Вороново, корп. N 1, цокольный этаж, помещения 98, 97, 96, 95, 94; "ресторан", расположенный в г. Москве, поселение Вороновское, вблизи с. Вороново, пансионат Вороново, корп. N 1, этаж 1, помещения 13, 53, 54, 57, 58, 59.
На основании пункта 5 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ, Закон) департаментом проведена внеплановая выездная проверка соискателя лицензии, в ходе которой установлено наличие у учреждения действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (выдана бессрочно от 25.11.2015 N ФС-99-01-009150) по адресу: г. Москва, поселение Вороновское, село Вороново, а также установлено, что представленные к проверке в качестве объектов лицензирования помещения находятся в зданиях санатория "Вороново" (Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России).
В результате проверки составлены акты от 29.08.2018 N 1207, 1207/1, 1207/2, 1207/3, 1207/4.
Выявленные в ходе проверки обстоятельства, а также неподтверждение наличия зарегистрированных в установленном порядке уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности "Услуги общественного питания" по заявленным адресам осуществления фактической деятельности, выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, неполной информации - несоответствие перечня заявленных помещений фактически представленных в ходе проверки помещениям, послужили основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции решением департамента от 13.09.2018 N 23-01-16-1207/Р.
Не согласившись с департаментом, учреждение оспорило данное решение в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются также на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
Согласно пункту 8 статьи 16 Закона N 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 27.12.2012 N 1425, которым утвердило Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается, в том числе на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Согласно пункту 4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил, включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
В соответствии с пунктом 5 Правил дополнительная территория определяется: а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект; б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Согласно пункту 5 Дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции", в случае если детские, медицинские, образовательные организации, студенческие общежития, библиотеки, осуществляющие образовательный процесс, оптовые и розничные рынки, вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, железнодорожные платформы, объекты военного назначения, объекты спорта включают в себя также огороженный земельный участок, расстояния, установленные пунктами 2 и 3, определяются от входных дверей для посетителей предприятий, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, до ближайшего входа для посетителей на территорию огороженного земельного участка.
При этом согласно пункту 3 данных Дополнительных ограничений запрещается розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии до 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта.
Пунктом 3.2.2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлен перечень документов, представляемых соискателем лицензии для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, одним из которых является копия уведомления о начале предоставления услуг общественного питания, при этом в случае непредставления указанный документ представляется по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 4, 5 статьи 23.2 Закона N 171-ФЗ предметом документарной и (или) внеплановой выездной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, в целях оценки соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона и соответствие лицензионным требованиям помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями, в том числе статей 16, 19 указанного Закона.
Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче (продлении) лицензии является выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено департаментом законно, в пределах предоставленных департаменту полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего лицензирование деятельности в области оборота алкогольной продукции.
Данный вывод судов является обоснованным, сделан на основании полного и объективного исследования обстоятельств дела, с правильным применением указанных норм права.
Факт несоответствия учреждения лицензионным требованиям, предусмотренными в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25, 26 Закона N 171-ФЗ установлен судами и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы кассационной жалобы учреждении о соблюдении лицензионных требований несостоятельны, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и фактически направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Довод учреждения о неправомерности применения в рассматриваемом случае положений названных Дополнительных ограничений, утвержденных Постановления Правительства города Москвы N 1069-ПП, был предметом рассмотрения апелляционным судом и обоснованно отклонен им с указанием на то, что учреждением допущено нарушение пункта 2 статьи 16 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ ввиду того, что заявленные объекты лицензирования расположены непосредственно на территории, где находятся здания, строения, сооружения заявителя, в которых осуществляется медицинская деятельность, являющаяся для учреждения основной.
Кроме того, данный довод учреждения, приведенный и в кассационной жалобе, не может быть принят и потому, что данный нормативный правовой акт города Москвы не оспорен в установленном порядке, не признан не недействующим, не подлежащим применению.
Вопреки доводам кассационной жалобы учреждения, судами не было допущено процессуальных нарушений, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.01.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 по делу N А40-265205/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.