Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена между Управлением и ООО "Гарант - ВН" от 22.12.2005 N 59, направляет информационный материал, подготовленный на основе анализа поступивших во 2 квартале 2018 года в налоговые органы Новгородской области обращений налогоплательщиков в письменном виде и в порядке телефонной связи, для размещения в справочно - правовой системе "Гарант".
Исполняющий обязанности руководителя, |
А.М.Пуркис |
Приложение
Вопрос: Каков порядок применения льготы по налогу на имущество организаций с 2018 года организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств?
Ответ: Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, определяют особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с данной главой, могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пунктом 25 статьи 381 Кодекса предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
С 1 января 2018 года в силу статьи 381.1 Кодекса налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, в связи с передачей соответствующих полномочий на региональный уровень, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Областным законом Новгородской области от 27.10.2017 N 155-ОЗ внесены изменения в статью 3-1 Областного закона от 30.09.2008 N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 384-ОЗ), согласно которым, налоговые льготы в части имущества, указанного в статье 381 Кодекса (в том числе в части движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса), на территории Новгородской области не применяется.
Таким образом, в 2018 году организация является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ей на праве собственности движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
Кроме того, пунктом 3.3 статьи 380 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента.
Таким образом, в 2018 году в отношении движимого имущества организации, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не освобожденного от налогообложения Областным законом N 384-ОЗ, применяется налоговая ставка 1,1 процента.
Вопрос: Каков порядок исчисления трехлетнего срока нахождения имущества в собственности наследника? Облагается ли НДФЛ доход от продажи недвижимого имущества (дома и земельного участка), полученного гражданином в порядке наследования, если день открытия наследства 29.12.2014 года?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии п. 1 ст. 1114 ГК РФ временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Согласно пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, при наследовании права наследодателя на недвижимое имущество считаются перешедшими наследнику со дня открытия наследства, то есть, по общему правилу, - дня смерти наследодателя, независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, предусмотрен статьей 217 Кодекса.
Так, согласно положениям п. 17.1 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 217.1 Кодекса установлено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В целях статьи 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения, составляет три года в случае, если право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком, в частности, в порядке наследования (пп. 1 п. 3 ст. 217.1 Кодекса). При этом, трехлетний срок нахождения имущества в собственности наследника исчисляется с даты открытия наследства.
Таким образом, гражданин становится наследником недвижимого имущества (дома и земельного участка) с момента смерти наследодателя (дня открытия наследства) - 29.12.2014 года.
Следовательно, доход от продажи недвижимого имущества (дома и земельного участка), полученного гражданином в порядке наследования и находившегося в его собственности более трех лет с момента смерти наследодателя, освобождается от налогообложения НДФЛ.
Вопрос: Как встать на учет в налоговом органе: лицу без гражданства, имеющему вид на жительство в Российской Федерации, иностранному гражданину, имеющему разрешение на временное проживание в Российской Федерации, иностранному гражданину, состоящему на учете по месту пребывания в Российской Федерации, лицу без гражданства, имеющему разрешение на временное проживание в Российской Федерации?
Ответ: Постановка на учет в налоговом органе лиц без гражданства, иностранных граждан, имеющих документ, подтверждающий право проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, осуществляется на основании Заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@ "Об утверждении форм и форматов документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в налоговых органах, а также порядка заполнения форм документов и порядка направления налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о постановке на учет может быть представлено физическим лицом в любой налоговый орган по своему выбору.
Лицам без гражданства, имеющим вид на жительство или разрешение на временной проживание в Российской Федерации, иностранным гражданам, имеющим разрешение на временной проживание в Российской Федерации или состоящим на учете по месту пребывания в Российской Федерации, при подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе, необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории Российской Федерации.
Документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке (пункт 2 Приказа Минфина РФ от 21.10.2010 N 129н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями").
Документом, подтверждающим постановку на учет физического лица в налоговом органе, является Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе установленной формы.
Вопрос: Если гражданин подал заявление о постановке на учет в налоговом органе с помощью Интернет - сервиса "Подача заявления физического лица о постановке на учет", потребуется ли ему лично явиться в налоговый орган с целью получения свидетельства о постановке на учет?
Ответ: Да, требуется. В соответствии с приказом ФНС России от 06.09.2010 N ММВ-7-6/440@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего постановку на учет физического лица в налоговом органе на основании заявления, поданного через Интернет, с уведомлением заявителя через Интернет о результатах рассмотрения поданных документов", при подаче заявления через сервис налогоплательщику необходимо в указанный сервисом срок явиться в налоговый орган, указанный при заполнении заявления. При обращении в налоговый орган налогоплательщику необходимо сообщить регистрационный номер заявки и иметь при себе документ (документы), удостоверяющий личность физического лица и подтверждающий его регистрацию по месту жительства.
В случае обращения заявителя за повторным получением свидетельства при себе также необходимо иметь документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере 300 рублей (пп.132 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вопрос: Какой срок предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы организациями, применяющими общую систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации организации, представляют в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов. Представление промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговые органы, не предусмотрено.
Вопрос: Какую отчетность представляет в налоговый орган юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения, если деятельность лицом не осуществлялась, движения по расчетному счету юридического лица не производились?
Ответ: В соответствии со ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утвержден приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н "Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения".
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Вопрос: Что включает в себя бухгалтерская отчетность для субъектов малого предпринимательства?
Ответ: Субъекты малого предпринимательства, указанные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", могут формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе либо в общеустановленном порядке (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"). Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно. Применение упрощенной бухгалтерской отчетности следует предусмотреть в учетной политике организации.
Организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может:
- составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах - для коммерческой организации; бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств - для некоммерческой организации);
- использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, п. 27 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность организацией в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговые органы не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп.5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вопрос: Какой порядок постановки на учет индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет индивидуального предпринимателя (далее - ИП) в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, осуществляется налоговым органом, в который он обратился с заявлением на получение патента.
В случае, если физическое лицо планирует со дня его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации (ст. 346.45 Кодекса).
В случае если заявление на получение патента подано вместе с документами на государственную регистрацию физического лица в качестве ИП, такой ИП подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, в налоговом органе по месту его жительства со дня государственной регистрации физического лица в качестве ИП. Датой постановки ИП на учет в налоговом органе по вышеуказанным основаниям является дата начала действия патента.
Подача предпринимателем в этот же налоговый орган заявления на получение другого патента не влечет его повторной постановки на учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения.
Уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, не выдается.
Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента, выдать или направить ИП патент или уведомление об отказе в выдаче патента (ст. 346.45 Кодекса).
Форма заявления на получение патента утверждена приказом ФНС России от 11.07.2017 N ММВ-7-3/544@ "Об утверждении формы заявления на получение патента, порядка ее заполнения и формата представления заявления на получение патента в электронной форме".
Вопрос: Как исчисляется налог (авансовые платежи) налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН)?
Ответ: В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления налога (авансовых платежей) зависит от того, какой объект налогообложения применяется налогоплательщиком:
1. Если объект налогообложения - доходы:
По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу (а по итогам года - налог), исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- расходов по выплате в соответствии с законодательством Российской Федерации пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Указанные платежи (взносы) уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных выше расходов более чем на 50 процентов.
Индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (до 2017 года - на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере). При этом вышеуказанное ограничение в 50 процентов в отношении таких выплат не применяется.
2. Если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов:
По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по налогу (а по итогам года - налог) исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев и календарного года с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Ранее исчисленные (и уплаченные) суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
Вопрос: В каком порядке налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), представляются налоговые декларации?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (организации, индивидуальные предприниматели), применяющие УСН, представляют налоговые декларации по истечении налогового периода (календарного года) в следующем порядке:
- организации: в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- индивидуальные предприниматели: в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом по итогам отчетных периодов (первого квартала, полугодия, девяти месяцев отчетного календарного года) налоговые декларации не представляются, а лишь уплачиваются в установленном порядке авансовые платежи по налогу.
Вопрос: Каковы действия налогового агента в случае обнаружения ошибок в представленных справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (отсутствие, искажение сведений, не сдана справка на одного из сотрудников, допущена ошибка в кодах налогового вычета)?
Ответ: Уточненная (далее - корректирующая) справка 2-НДФЛ подается по той же форме, что и первичная (п. 5 Порядка представления справок 2-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России т 16.09.2011 N ММВ-7-3/576@ (ред. от 08.12.2014) "Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц").
В заголовке корректирующей справки нужно указать (гл. II Порядка заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ (ред. от 17.01.2018) "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме"):
1- в поле "N ______" - номер первичной справки;
2- в поле "от __.__.__" - дату составления корректирующей справки;
3- в поле "Номер корректировки" - номер корректировки по порядку. При первой корректировке - 01, второй - 02 и т.д.
Одновременно с подачей уточненных Справок представляются следующие документы:
- в случае отсутствия, искажения сведений, указанных в ранее представленных Справках - соответствующие пояснения;
- в случае не представления Справки на одного из сотрудников - новый реестр (при этом за нарушение налоговым агентом сроков подачи сведения по форме 2-НДФЛ взыскивается штраф в размере 200 руб. - п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс));
Вместе с тем, в случае обнаружения налоговым агентом допущенной ошибки в кодах налогового вычета - уточненная Справка подается только, если код налогового вычета не соответствует размеру налогового вычета.
За недостоверные сведения в одной справке 2-НДФЛ штраф составляет 500 рублей ( п. 1 ст. 126.1 Кодекса).
Вопрос: Организация при заполнении расчета по страховым взносам ошибочно указала отрицательное значение. Считается ли отчет непредставленным и возможно ли привлечение к ответственности за его непредставление?
Ответ: В соответствии с п. 7 ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщики представляют в налоговый орган расчет по страховым взносам (далее - расчет). При заполнении расчетов по страховым взносам, в том числе уточненных, следует руководствоваться Порядком заполнения расчета по страховым взносам, утвержденным Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок).
Исходя из положений разд. II "Общие требования к порядку заполнения расчета" Порядка отрицательные значения при заполнении показателей строк расчета не предусмотрены.
С 01.01.2018 расширился перечень оснований для признания налоговым органом расчета непредставленным (п. 78 ст. 2, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Теперь расчет считается непредставленным и в том случае, если представляемые сведения за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки (абз. 2 п. 7 ст. 431 Кодекса).
В случае признания расчета непредставленным плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (десять дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление.
В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие.
В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным. В противном случае плательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 Кодекса за непредставление расчета по страховым взносам в установленный срок.
Обращаем внимание, что заполнять расчет (уточненный расчет) необходимо с учетом Контрольных соотношений показателей форм отчетности, которые доведены до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 29.12.2017 N ГД-4-11/27043@.
Таким образом, при наличии ошибок в виде указания отрицательных значений расчет по страховым взносам считается непредставленным, о чем сообщается плательщику путем направления уведомления. Если в установленный срок плательщик страховых взносов не представит расчет, в котором устранено указанное несоответствие, он может быть привлечен к ответственности за непредставление в установленный законодательством срок расчета по страховым взносам.
Вопрос: Возникает ли обязанность применения ККТ при осуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера?
Ответ: В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) под термином "расчеты" понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Федеральным законом N 54-ФЗ.
Учитывая взаимосвязанные положения Федерального закона N 54-ФЗ ККТ применяется, в частности, лицом, которое оказывает услуги, и которое формирует и передает (направляет) кассовый чек клиенту.
При заключении организацией (индивидуальным предпринимателем) договора гражданско-правового характера с физическим лицом на оказываемые им в пользу такой организации (индивидуального предпринимателя) услуги и последующей выплате денежных средств физическому лицу клиентом будет являться сама организация (индивидуальный предприниматель). В данном случае услуги оказывает физическое лицо, однако, ввиду положения пункта 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, ККТ применяется исключительно организациями и индивидуальными предпринимателями.
В указанном случае прямых указаний на обязанность применения ККТ (например, выплата выигрыша в азартной игре или лотерее, либо осуществление страховой выплаты и др.) либо изъятий из освобождения в обязанности применения ККТ (например, разносная торговля товарами, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, прием металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.) законодательство Российской Федерации о применении ККТ не содержит. Кроме этого, в названном случае приема металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней применение ККТ необходимо, поскольку услугу оказывает сама организация (индивидуальный предприниматель).
Учитывая изложенное, при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера применение ККТ и выдача кассового чека не производятся. (письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@).
Вопрос: Возникает ли обязанность применения ККТ при осуществлении расчетов подотчетным лицом организации или индивидуального предпринимателя?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ. Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
Учитывая изложенное, ККТ должна применяться при расчетах между организациями и индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами либо с предъявлением электронного средства платежа.
Идентификация покупателя (клиента) как организации происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени организации. Также важным фактором взаимодействия двух организаций является договор. В случае соблюдения указанных условий расчет осуществляется между организациями, и при таком расчете применяется одна единица ККТ и формируется один кассовый чек. При этом ККТ применяется лицом, которое оказывает услуги (продает товары, выполняет работы), с выдачей (направлением) кассового чека.
При этом, если продавцом достоверно не установлен статус лица как подотчетного (например, что могло быть достигнуто предъявлением подотчетным лицом доверенности), то ККТ продавцу следует применять в порядке, предусмотренном для расчета с покупателем - физическим лицом.
Кроме этого, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реквизитный состав кассового чека, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, должен содержать, в частности, следующие реквизиты: наименование покупателя (клиента) (наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) и идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента). Данные положения вступают в силу с 01.07.2019.
Указание данных реквизитов в кассовом чеке позволит оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон в качестве организаций.
До 01.07.2019 указанные расчеты могут осуществляться также с использованием одной единицы ККТ и формированием одного кассового чека без указания в нем сведений об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) покупателя. (письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@).
Вопрос: Возникает ли обязанность применения организацией или индивидуальным предпринимателем ККТ при выдаче заработной платы или денежных средств подотчетному лицу такой организации или индивидуального предпринимателя?
Ответ: В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под термином "расчеты" понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а равно выдача денежных средств под отчет и возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не образуют природу расчета в смысле Федерального закона N 54-ФЗ и, следовательно, не требует применения ККТ. (письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@).
Вопрос: Почему налогоплательщик не получил налоговое уведомление на уплату имущественных налогов?
Ответ: Основные причины, по которым налогоплательщик не получил налоговое уведомление на уплату имущественных налогов:
- уведомление еще не сформировано;
- не доставлено почтой;
- сумма начислений меньше 100 рублей;
- нет начислений в этом налоговом периоде.
1. Печать налоговых уведомлений производится поэтапно. Поэтому в каких-то регионах налоговые уведомления получат раньше, а в каких-то позже. Вместе с тем, налоговое уведомление обязательно будет направлено не менее, чем за 30 рабочих дней до наступления срока уплаты налога (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)), который установлен не позднее 3 декабря 2018 года.
2. В соответствии со ст. 11.2 Кодекса пользователям "Личного кабинета налогоплательщика" уведомление направляется в электронном виде. Чтобы получить уведомление необходимо зайти в свой "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" с помощью логина/пароля или учетной записи Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru), подтвержденной лично в центрах авторизации Единой системы идентификации и аутентификации.
Если налогоплательщик не является пользователем "Личного кабинета" получить налоговое уведомление можно в любой налоговой Инспекции, независимо от места жительства налогоплательщика и места нахождения его налогооблагаемого имущества.
3. В соответствии со ст. 52 Кодекса, уведомление не направляется если сумма начислений составляет менее 100 рублей. Налогоплательщик получит уведомление либо в следующем году (если начисления будут более 100 рублей), либо уведомление с расчетом налогов за три года, если сумма к уплате составит менее 100 рублей.
4. В регионах, где налогообложение недвижимого имущества осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости, начислений может не быть у объектов, введенных в эксплуатацию после 2013 года, так как у них отсутствует налоговая база. Впервые налог владельцам объектов в новостройках будет начислен, за период, когда регион перейдет на систему налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
Начислений может не быть, если в инспекцию не поступили сведения из регистрирующих органов о возникновении права собственности на объекты налогообложения. У налогоплательщика есть обязанность однократно сообщить о таких случаях (п. 2.1 ст. 23 Кодекса).
Если налогоплательщик утратил налоговое уведомление, восстановить его можно в любой налоговой Инспекции, независимо от места жительства налогоплательщика и места нахождения его налогооблагаемого имущества. Наиболее удобный способ - получить налоговое уведомление в своем "Личном кабинете налогоплательщика".
Сведения, которые содержатся в налоговом уведомлении, составляют налоговую тайну. В соответствии со ст. 102 Кодекса тайна не может быть передана третьим лицам. Поэтому никто кроме налогоплательщика не может получить его налоговое уведомление.
Исключение составляют уполномоченные представители
- у несовершеннолетних детей - их родители
- у остальных - лица, имеющие надлежаще оформленную доверенность (в том числе, в соответствии со статьей 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) для представительства в налоговых органа
Таким образом, чтобы получить налоговое уведомление близкие люди налогоплательщика должны иметь на это полномочия.
Напомним, что налоговое уведомление можно получить, не посещая инспекцию - в своем "Личном кабинете".
Новые изменения в администрировании налога на имущество физических лиц
Налог на имущество физлиц по отдельным объектам недвижимости снижен. Вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ.
Так, для частей жилых домов и частей квартир установлен необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 20 и 10 кв. м, соответственно, ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости, а также введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект (п. 3, п..4 ст. 403, п. 2 ст. 406, п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2%, и к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога на один объект (п. 2 ст. 406, п. 5 ст. 407 Налогового кодекса РФ).
Перечисленные изменения, как улучшающие положение налогоплательщиков, действуют с налогового периода 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 17 августа 2018 г. N 9-18/09400 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был