Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: За счет какого источника финансирования медицинское учреждение может оплатить расходы на поверку теплосчетчиков? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2024 г.)

За счет какого источника финансирования медицинское учреждение может оплатить расходы на поверку теплосчетчиков?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение здравоохранения должно осуществлять расходы на поверку теплосчетчиков, установленных в здании учреждения, за счет тех источников финансирования, в рамках которых осуществляется оказание медицинских услуг в этом здании. Если оказание медицинских услуг проводится в рамках ОМС (КФО 7), госзадания (КФО 4) и платной деятельности (КФО 2), то общие расходы на поверку рекомендуем распределить между всеми источниками финансирования. Такой подход позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов.

 

Обоснование вывода:

Теплосчетчик - это прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии. Такой прибор относится к приборам учета тепловой энергии. По истечении интервала между поверками приборов учета они подлежат поверке либо замене на новые приборы учета (п. 3, 14 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034). Как правило, теплосчетчики устанавливаются на границе (на входе) внешней системы теплоснабжения (теплотрассы) и внутренней системы теплоснабжения, находящейся в здании.

Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности система отопления, горячего водоснабжения, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. При этом оборудование указанных систем (оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации) являются самостоятельными инвентарными объектам.

В учреждениях бюджетной сферы расходы по государственной поверке средств измерений относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н).

В рассматриваемом случае государственное бюджетное учреждение здравоохранения оказывает медицинские услуги в рамках ОМС (КФО 7), госзадания (КФО 4) и платной деятельности (КФО 2).

При оценке возможности использования учреждением средств ОМС для оплаты указанных в вопросе расходов следует отметить, что средства ОМС являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Они носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ"). В первую очередь необходимо проанализировать:

- требуются ли такие расходы для обеспечения медицинской деятельности учреждения, будут ли они направлены (непосредственно или косвенно) на оказание медицинских услуг по программе ОМС;

- входят ли такие расходы (вид расходов) в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Методика). Согласно п. 186 Методики, тариф на оплату медицинской помощи помимо прочего включает в себя расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества.

Согласно п. 194 Методики к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, учитываются в том числе затраты на содержание объектов движимого имущества (подп. 3 п. 195 Методики). К таким затратам относятся, в частности, затраты на техническое обслуживание движимого имущества и прочие затраты на содержание движимого имущества (п. 204 Методики).

Распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) осуществляется одним из способов, предусмотренных в п. 208 Методики (например, пропорционально площади, используемой для оказания медицинской помощи (медицинской услуги)).

Отметим, что если в здании медучреждения оказываются услуги не только в рамках программы ОМС, но и за счет бюджетного финансирования или иные платные услуги, то общие расходы (в т.ч. на техническое обслуживание теплосчетчика) должны распределяться в соответствии с установленным Учетной политикой критерием. При невыполнении этого требования "излишние" расходы признаются нецелевыми (смотрите Постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 N Ф06-36146/18).

Возможность осуществления расходов на поверку теплосчетчиков за счет субсидии на выполнение госзадания, выделенной государственному бюджетному учреждению здравоохранения, расположенному во Владимирской области, определяется в соответствии с Положением о формировании государственного задания в отношении областных государственных учреждений.., утвержденным постановлением администрации Владимирской области от 05.08.2015 N 757 (далее - Положение). Так, в частности, согласно п. 9 Положения объем финансового обеспечения выполнения госзадания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, используемого областным государственным учреждением при выполнении госзадания. А в случае, если учреждение оказывает государственные услуги в рамках госзадания и получает средства в рамках участия в территориальных программах ОМС, нормативные затраты, подлежат уменьшению в размере затрат, включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, установленную базовой программой ОМС (п. 26 Положения). Аналогичная норма установлена и для случая оказания платных услуг (п. 25 Положения).

Если учреждение оказывает платные медицинские услуги, то затраты на содержание имущества также должны частично покрываться за счет доходов, получаемых от этой деятельности. Направление расходов за счет средств приносящей доход деятельности бюджетное учреждение вправе определять самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

С учетом вышесказанного, считаем, что расходы на поверку теплосчетчиков, установленных в здании учреждения, должны осуществляться учреждением за счет тех источников финансирования, в рамках которых осуществляется оказание медицинских услуг в этом здании. Если оказание медицинских услуг проводится в рамках ОМС, госзадания и платной деятельности, то общие расходы на поверку рекомендуем распределить между всеми источниками финансирования. Такой подход позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сизонова Ольга

 

Ответ прошел контроль качества

 

20 февраля 2024 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"