Государственное автономное учреждение с 2024 года на основании фармацевтической лицензии продает населению лекарственные средства, медикаменты и медицинские расходники в зданиях ФАП. Продажей занимается фельдшер или медсестра при ФАП, врач амбулатории без кассового аппарата, через QR-код. Должно ли учреждение начислить НДС от суммы продажи или от суммы приобретения медикаментов для продажи? Должно ли учреждение вести отчет о розничных продажах и книгу продаж по НДС, уплачивать НДС в бюджет? В части медицинских услуг учреждение применяет освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ. Как в бухгалтерском учете учреждения отражается входной НДС и НДС с реализации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При реализации медицинских товаров, не освобожденных от обложения НДС, учреждение должно исчислить налог с цены реализации лекарственных средств, медикаментов и медицинских расходников.
По операциям, облагаемым НДС, учреждение должно вести Книгу продаж, в которой при реализации физическим лицам могут регистрироваться первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала), такие как бухгалтерская справка-расчет или "сводный" счет-фактура.
Расчеты учреждения по входному НДС отражаются с использованием счета 210 12 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". Начисление НДС учреждением отражается на счете 0 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость".
Обязанность по составлению отчета о розничных продажах определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Обоснование вывода:
Налогообложение НДС
Перечень операций, не подлежащих обложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, содержится в ст. 149 НК РФ и является закрытым.
В соответствии с подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ при наличии у налогоплательщика соответствующей лицензии не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Однако ограничение, установленное подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
В целях исчисления НДС к медицинским услугам относятся:
- услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
- услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам с медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях;
- услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
- услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
- услуги патолого-анатомические;
- услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
Реализация лекарственных средств, медикаментов и медицинских расходников к оказанию медицинских услуг не относится. Следовательно, освобождение от НДС по подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не применяется.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождена реализация следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ*(1):
- медицинских изделий, на которые есть регистрационные удостоверения медицинского изделия, выданные в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационные удостоверения на медицинское изделие (регистрационные удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданные в соответствии с законодательством РФ;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Если лекарственные средства, медикаменты и медицинские расходники, указанные в вопросе, к освобожденным от НДС товарам не относятся, то их реализация облагается НДС.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ по ставке НДС 10% облагается реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
- лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции, лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
- медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Коды льготируемых видов продукции определяются Правительством РФ в соответствии с ОКПД, а также ТН ВЭД. Постановлением от 15.09.2008 N 688 утверждены:
- Перечень кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их реализации;
- Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при их ввозе на территорию РФ.
При реализации медицинских товаров, не соответствующих условиям подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ и Перечня N 688, применяется ставка НДС в размере 20%.
Отметим, что учреждению целесообразно проверить ставку НДС, указанную в документах поставщика.
При реализации лекарственных средств и медицинских изделий, за исключением медицинских товаров, поименованных в подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, автономное учреждение как налогоплательщик должно исчислить НДС.
Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Поскольку иной порядок определения налоговой базы по НДС при реализации оптовым и розничным покупателям товаров ст. 154 НК РФ не предусмотрен, налоговая база в данном случае определяется как стоимость реализуемых товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС (смотрите также письмо Минфина России от 27.09.2018 N 03-03-06/1/69375).
Иными словами, налоговая база по НДС - это стоимость реализации лекарственных средств, медикаментов и медицинских расходников (с учетом торговой наценки, акциза (если есть) и без учета НДС).
Вместе с тем при осуществлении операций, подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, установленном статьями 171, 172 НК РФ. Поэтому сумма НДС, исчисленная к уплате при реализации учреждением товаров, может быть уменьшена на суммы "входного" НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления облагаемых НДС операций.
Отметим, что для правомерного предъявления к вычету "входного" НДС требуется ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ)*(2).
Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки. Форма счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, и правила его заполнения установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137). Выставленный счет-фактура регистрируется продавцом в Книге продаж (форма и порядок ее заполнения утверждены Постановлением N 1137).
Вместе с тем, поскольку физические лица не являются налогоплательщиками НДС и, соответственно, этот налог к вычету не принимают, то при реализации товаров физлицам учреждение вправе счета-фактуры не составлять (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, письмо ФНС России от 24.08.2021 N 3-1-11/0122@).
В случае невыставления счетов-фактур в книге продаж регистрируются первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала). Таким документом может быть:
- бухгалтерская справка-расчет, содержащая суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение определенного периода (день, месяц, квартал) (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-07-09/52125, от 19.10.2015 N 03-07-09/59679);
- "сводный" счет-фактура. Составить такой документ возможно в одном экземпляре на все операции, совершенные в течение календарного месяца (квартала). При этом на основании Правил заполнения в "сводном" счете-фактуре в строках 6 "Покупатель", 6а "Адрес", 6б "ИНН/КПП покупателя" проставляются прочерки (письмо Минфина России от 18.11.2020 N 03-07-09/100514). Строка 5а "Документ об отгрузке N п/п" такого документа может не заполняться (письмо ФНС России от 24.08.2021 N 3-1-11/0122@).
Отметим, что в части медицинских товаров, поименованных в подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, НДС не исчисляется и не уплачивается. При совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, налогоплательщик не обязан составлять счета-фактуры и, соответственно, отражать их в книге продаж.
К сведению:
Учреждение вправе применять освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей*(3). Предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, рассчитывается только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС. Выручка от оказания медицинских услуг и медицинских товаров, освобожденных от обложения НДС на основании подпунктов 1, 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не входит в указанный лимит 2 млн руб.
При освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС учреждение не представляет налоговые декларации по НДС, а счета-фактуры выставляет с надписью "Без НДС". Автономное учреждение проанализировать возможность применения ст. 145 НК РФ.
Бухгалтерский учет НДС
Суммы НДС, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками) и определяемые как "входной" НДС, могут:
- уменьшать сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет бюджетной системы РФ, т.е. приниматься к налоговому вычету;
- учитываться при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов;
- формировать себестоимость готовой продукции (работ, услуг).
Согласно п. 224 Инструкции N 157н на счете 210 12 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" учитываются, в частности, суммы НДС, предъявленные поставщиками (подрядчиками) за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы, оказанные услуги. Основанием для отражения сумм "входного" НДС на счете 210 12 являются первичные документы с выделенными отдельной строкой суммами налога и выставленные продавцами (поставщиками, подрядчиками) счета-фактуры (пп. 1, 4 ст. 168 НК РФ).
Суммы НДС могут приниматься к вычету при выполнении следующих условий (нормы статьи 171 и 172 НК РФ):
- товары, работы, услуги предназначены для использования в облагаемой НДС хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 171 НК РФ);
- учреждением приняты к учету приобретаемые товары, выполненные работы, оказанные услуги, что подтверждено соответствующими документами (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- у учреждения имеются надлежащим образом оформленные поставщиками (исполнителями) счета-фактуры на товары, работы, услуги; или счета-фактуры, зарегистрированные учреждением (покупателем), исполняющим обязанности налогового агента; или документы, подтверждающие уплату НДС по импортным операциям ("таможенный" НДС);
- уплата НДС проводилась не за счет средств субсидий или бюджетных инвестиций, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).
Согласно п. 115, 189 Инструкции N 183н суммы налога, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам, либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию Российской Федерации, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются по дебету счета 0 210 12 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".
Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, отражается по дебету счета 0 303 04 831 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" и кредиту счета 0 210 12 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" (п. 116 Инструкции N 183н).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов (смотрите также Энциклопедию решений. Реализация лекарственных препаратов в медицинских учреждениях, расположенных в сельской местности (октябрь 2024), Энциклопедию решений. Учет товаров (для бюджетной сферы)):
1. Дебет 2 105 38 346 Кредит 2 302 34 73Х (2 401 60 346)
- приняты к учету медикаменты для реализации на склад;
2. Дебет 2 210 12 561 Кредит 2 302 34 73Х (2 401 60 346)
- учтен входной НДС;
3. Дебет 2 303 04 831 Кредит 2 210 12 661
- входной НДС принят к вычету;
4. Дебет 2 105 38 346 Кредит 2 105 38 346
- отражена передача со склада в ФАП на реализацию;
5. Дебет 2 105 38 346 Кредит 2 105 39 346
- начислена торговая наценка;
6. Дебет 2 205 31 567 Кредит 2 401 10 131
- начислен доход от реализации;
7. Дебет 2 201 34 510 (2 201 11 510, 2 201 21 510) Кредит 2 205 31 667
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 440; КОСГУ 131)
- отражено поступление выручки;
8. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 303 04 731
- начислен НДС с реализации;
9. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 36 446
- списана стоимость реализованных лекарственных средств, медикаментов и медицинских расходников по цене продажи;
10. Дебет 2 401 10 131 Кредит 2 105 39 346
- способом Красное сторно отражена торговая наценка по реализованным лекарственным средствам медикаментам и медицинским расходникам;
11. Дебет 2 303 14 831 Кредит 2 201 11 610 (2 201 21 610)
увеличение забалансового счета 18 (АнКВД 180, КОСГУ 189)
- отражена уплата НДС в бюджет.
Отчет о розничных продажах
Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти (п. 2, 5 ст. 55 Закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Обязанность по составлению отчета о розничных продажах может быть предусмотрено уполномоченным органом исполнительной власти (смотрите, например, приказ Комитета по здравоохранению Псковской области от 27.02.2023 N 149).
В случае отсутствия у учреждения соответствующего нормативного правового акта рекомендуем обратиться к уполномоченному органу исполнительной власти.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Ответ прошел контроль качества
10 октября 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Освобождение от обложения НДС отдельных операций, совершаемых организациями бюджетной сферы.
*(2) О раздельном учете НДС в бюджетных и автономных учреждениях см. в материале Энциклопедии решений.
*(3) Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ) в организациях бюджетной сферы).
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"