Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 125055-4 "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
В настоящее время в системе судов общей юрисдикции России - три звена: высшее звено, среднее звено и основное звено. Высшее звено составляет Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ (коллегии по гражданским делам, по уголовным делам и военная) и Высший арбитражный суд РФ. Среднее звено - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, общие суды (верховные суды республик, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов), военные суды видов Вооруженных сил, групп войск, флотов, военных округов и федеральные арбитражные суды округов. Основное звено составляют районные суды и мировые судьи по гражданским и уголовным делам, а также военные суды гарнизона, армии, соединения и флотилии и Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды. Каждое из звеньев судебной системы представляет суды, наделенные однородными полномочиями.
При всем кажущемся единстве судебной системы России, она жестко централизованна, деятельность судов, действующих на территории субъектов Российской Федерации, во многом определяется политическими пристрастиями должностных лиц или же интересами бизнес групп. При такой системе, где апелляционной инстанцией мировым судьям приходится районный суд, а апелляция на действия районного суда замыкается на областном суде, являющимся, по сути, вышестоящей инстанцией по отношению к мировым и районным судам - неизбежны повсеместные нарушения закона, оказание давления на нижестоящие суды.
Для исключения коррупционности при осуществлении правосудия, в качестве одного из звеньев системы судов общей юрисдикции предлагается создать Федеральные окружные суды общей юрисдикции со следующими полномочиями:
- проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции субъектов Федерации в первой инстанции;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции субъектов Федерации;
Данное предложение о внесении изменений и дополнений в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", по сути, не ново. Оно предусматривалось еще Концепцией судебной реформы 1991 года. Предполагалось создание этих судов на базе действующих судов субъектов Федерации, а также Верховных Судов республик в составе субъектов Федерации. Эти суды должны были действовать в качестве кассационной инстанции по отношению к судам общей юрисдикции субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанции. Затем, эта тема возникала в 1996 и 2000 годах.
Как отмечают большинство независимых юристов, приславших свои отзывы на законопроект, введение окружного принципа судебной системы общей юрисдикции по территориальному принципу будет способствовать укреплению судебной власти, дальнейшему обеспечению независимости судей (для ограничения возможностей незаконного влияния местных властей на суд).
Так, например, в большинстве демократических стран мира практикуется применение территориального принципа при организации судебных систем. Территориальная юрисдикция означает, что вся территория страны делится на судебные районы (округа, участки), таким образом, суд осуществляет судебную власть только в пределах соответствующего судебного района. Такое деление имеет место в судебных системах абсолютного большинства стран, имеет большей частью "технический характер" и преследует цели рациональной организации работы судов (распределение нагрузки между ними). Судебные районы могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальным делением, причем последний вариант в известной мере является предпочтительным, поскольку создает дополнительные гарантии независимости судов от местных властей.
Предлагается создать (по образцу арбитражной системы России) десять судебных округов, несовпадающих с федеральными округами, во главе которых стоят окружные суды общей юрисдикции.
Округа федеральных окружных судов общей юрисдикции:
- Волго-Вятского округа; Восточно-Сибирского округа; Дальневосточного округа; Западно-Сибирского округа; Московского округа; Поволжского округа; Северозападного округа; Северо-Кавказского округа; Уральского округа; Центрального округа.
Для правового обеспечения предлагаемого реформирования судебной системы необходимо:
- Внести в федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" дополнение в статью 4, 13, 19 и дополнить этот закон новой статьей 19.1 "Федеральный окружной суд общей юрисдикции"
- Внести изменения и дополнения в уголовно-процессуальный Кодекс.
- Внести изменения и дополнения в Гражданский процессуальный Кодекс.
- Внести изменения в закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
- Внести изменения в закон "О статусе судей в Российской Федерации".
- Внести изменения в Положение о квалификационной коллегии судей от 13.05.1993 г. Пост. Верховного Совета РФ.
Внести изменения в федеральный закон "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08.01.1998 г.
Провести парламентские слушания в Государственной Думе. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных окружных судов общей юрисдикции должны быть установлены федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Так как такого закона еще не существует - его проект N 98102315-2, внесенный в 1998 году Президентом РФ находится в Государственной Думе на рассмотрении в Комитетах, необходимо доработать законопроект в ходе процедуры второго чтения с целью устранения возможных противоречий
Выполненный финансово-экономический расчет показывает, что расходы дополнительные на внедрение новой ступени в системе судопроизводства составит около 1% от суммы, предусмотренной в бюджете на 2004 год на финансирование "органов юстиции".
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"
В случае принятия федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" подлежат изменению или дополнению следующие акты акты федерального законодательства: Уголовно-процессуальный Кодекс, Гражданский процессуальный Кодекс, Закон "О статусе судей в Российской Федерации", федеральный закон "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".
Депутат Государственной Думы |
М.В. Юревич |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в конституционный закон "О судебной системе РФ"
В законе "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено финансирование по подразделу "Федеральная судебная система" в сумме 33 250 млн. руб., а расходы на "органы юстиции" предусмотрены в сумме 8 329 млн. руб.
Для судей федеральных окружных судов при должностном окладе 30 тыс. руб. предполагаются расходы на заработную плату (с начислениями) в сумме 21,6 млн. руб. в год, а для вспомогательного персонала (при должностном окладе 10 тыс. руб.) - в сумме 21,6 млн. руб. в год.
С учетом прочих текущих расходов (аренда помещений, коммунальные услуги и пр.) бюджетные ассигнования на содержание федеральных окружных судов общей юрисдикции составляет примерно 85 млн. руб. в год, т.е. увеличение бюджетных расходов на органы юстиции составит около 1 %.
Депутат Государственной Думы |
М.В. Юревич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.