О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, "Законодательство", Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.)

О порядке определения даты вступления в силу и периода действия
нормативных правовых актов


Законодательство постоянно меняется: принимаются новые нормативные акты, существующие - утрачивают силу или в них вносятся изменения. Для правильного практического применения вновь принятого или измененного нормативного акта необходимо точно знать, с какого момента он вступает в силу. Однако в определении этого момента иногда возникают значительные трудности. Во многих вновь вышедших нормативных документах не установлена точная дата введения их в действие. В таком случае дата вступления в силу документа должна быть рассчитана по общим правилам, установленным законодательством.

Рассмотрим существующую нормативную базу, определяющую порядок вступления в силу различных нормативных актов.

Статья 15 Конституции РФ устанавливает обязательное официальное опубликование законов. Согласно Конституции РФ законы и другие нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 названного закона официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" установлено, что датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации их текста в одном из официальных изданий. Эти акты подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 установлен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

В соответствии с названным Указом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в течение десяти дней после дня их регистрации. Официальным также является указанный бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система". Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Правила подготовки и государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 устанавливают, что акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию. Порядок опубликования определяет федеральный орган исполнительной власти, утвердивший акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяет федеральный орган исполнительной власти, издавший акт. Однако лишь некоторые органы определили источники официального опубликования издаваемых ими актов, признанных не нуждающимися в государственной регистрации. И только единицы установили не только источник официального опубликования, но и порядок вступления подобных актов в силу.

К сожалению, после изучения нормативной базы, регулирующей вопросы вступления в силу нормативных правовых актов, возникает, возможно, даже больше вопросов, чем до исследования данной проблемы.

Так, существует неопределенность в вопросе, связанном с официальным опубликованием полного текста нормативного акта. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" четко определено, что официальной публикацией законов считается первая публикация их полных текстов. Что же касается актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимость опубликования их полного текста не установлена. Таким образом, остается неясно, как вступают в силу документы, опубликованные в официальном источнике не полностью, например, без приложений.

Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" было признано письмом Минюста РФ от 27 февраля 2003 г. N 07/1891-ЮД не нуждающимся в государственной регистрации. Текст постановления (без приложений) опубликован в "Финансовой газете", март 2003 г., N 11. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 20 августа 2001 г. N 59 "О порядке опубликования и вступления в силу постановлений Государственного комитета Российской Федерации по статистике по вопросам государственной статистики и первичной учетной документации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" постановления Госкомстата России об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации и указаний по их заполнению, признанные Минюстом РФ не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в Международном еженедельнике "Финансовая газета" и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней с даты их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок их вступления в силу. Совершенно ясно, что руководствоваться постановлением, не имея форм им утвержденных, невозможно. Является ли в данном случае дата опубликования текста документа без приложений датой его официального опубликования, от которой зависит момент вступления данного акта в силу?

Следующая проблема связана с определением источника первого официального опубликования федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, зарегистрированных в Минюсте РФ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Исходя из смысла ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ первая публикация полного текста закона в "Российской газете", "Парламентской газете" или "Собрании законодательства РФ" будет официальной. Однако на практике встречаются прямо противоположные точки зрения на данную проблему. Многие юристы считают, что датой официальной публикации не может являться дата публикации в "Собрании законодательства Российской Федерации". В качестве основного аргумента приводится постановление Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П. В соответствии с документом день, которым датирован выпуск "Собрания законодательства Российской Федерации", содержащий текст рассматриваемого Федерального закона, не может считаться днем его обнародования. Указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ*(1) по этому поводу придерживаются следующего мнения: "Позиция Конституционного Суда РФ, сформулированная в его постановлении от 24 октября 1996 года, представляется вполне обоснованной, поскольку при совпадающих датах подписания в печать издания и его выпуска, действительно, получение информации об опубликованном в нем акте адресатами представляется нереальной. В то же время Конституционный Суд данную позицию не утвердил в качестве общего правила. Он лишь констатировал, что выбор точки отсчета при определении даты вступления в силу Федерального закона (имеется в виду Федеральный закон от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" - прим. автора) был избран неверно".

В Определении Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2002 г. N 83-О в качестве даты опубликования Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" приводит уже дату, указанную в "Собрании законодательства РФ". "Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", вступившего в силу 30 марта 1998 года (со дня официального опубликования),..." Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 марта, 1 и 2 апреля 1998 г., в "Собрании законодательства Российской Федерации" - от 30 марта 1998 г., N 13, ст. 1464. В настоящее время дата "Собрания законодательства Российской Федерации", которая указывается на его обложке, всегда совпадает с датой подписания в печать, и всегда проходит какое-то время прежде, чем издание будет получено адресатами. Поэтому вполне обоснованной выглядит позиция правового управления Аппарата Госдумы Федерального Собрания РФ по поводу названного Определения Конституционного Суда: "Если Конституционный Суд не отступил по каким-то причинам от своего разъяснения 1996 года, то, вероятно, была допущена ошибка. Даже если "Собрание законодательства Российской Федерации" поступило в продажу либо 31 марта, либо 1, или 2 апреля 1998 г., т. е. раньше, чем закончил публиковаться в "Российской газете" Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год", все равно дата 30 марта не должна была быть признана днем официального опубликования данного Федерального закона".

С.В. Разгулин в книге "О развитии российского налогового законодательства в современных условиях"*(2) приводит еще один пример, связанный с проблемой определения срока вступления в силу нормативного акта: "В случае, когда вследствие официального опубликования нормативного правового акта в различных выпусках официального источника опубликования, например, в московском и региональном выпусках "Российской газеты", не соблюдается требование об одновременном обеспечении всех заинтересованных лиц информацией о содержании нормативного правового акта, то срок вступления в силу такого нормативного правового акта должен определяться исходя из даты его последнего официального опубликования". Таким образом, если закон опубликован и в "Собрании законодательства" и в "Российской газете", остается неясным, какую из дат нужно считать первой датой официального опубликования. При существующих формулировках норм Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ и Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, определяющих порядок вступления в силу нормативных правовых актов, первоисточник выделить очень проблематично.

Вернемся к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 1998 год", который был опубликован в нескольких номерах "Российской газеты". Здесь возникает вопрос, касающийся опубликования нормативного акта частями. Согласно названной статье Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ официальная публикация - первая публикация полного текста закона. Данное положение можно трактовать следующим образом: для вступления закона в силу необходимо, чтобы в одном выпуске официального издания был опубликован полный текст нормативного акта. Если же закон опубликован в нескольких выпусках официального источника, с какого момента исчисляется срок его введения в действие? Чтобы исключить возможность двоякой трактовки данной нормы, целесообразно ее уточнить, как, например, это сделано в Указе Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359*(3): "Если акт вступает в силу после его официального опубликования и официально опубликован по частям в нескольких номерах официального издания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем первоначального официального опубликования его последней части".

Часто в периодическом печатном издании (например, в журнале или газете) не указывается точная дата его выхода в свет, иногда указывается только месяц, иногда - диапазон дат. Как в этом случае определить дату опубликования нормативного правового акта? Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ предлагает следующее решение данного вопроса, признавая, однако, его небесспорным: "Если в периодическом печатном издании указывается только месяц его издания, то датой официального опубликования помещенного в него акта следует считать последний день месяца, если в качестве даты выхода в свет издания указан диапазон дат, то датой официального опубликования акта в этом издании следует считать последнюю дату диапазона". Московская городская Дума издала письмо от 22 августа 2000 г. N 8-21-6254/0, которым установила порядок определения даты выхода в свет еженедельной в то время газеты "Тверская,13". "Датой выхода газеты следует считать дату, открывающую интервал, поскольку именно в этот день газета поступает в розничную продажу и доставляется подписчикам". Получается, что в случае, когда для периодического не ежедневного издания не установлен порядок исчисления даты его выхода в свет, необходимо ориентироваться либо на дату поступления издания к адресатам, либо на последнюю дату интервала (месяца).

Следующая проблема связана с появлением официальной информации о вступлении в силу нормативного акта, который должен был начать действовать в соответствии с общими правилами, установленными законодательством для подобного рода документов. Так, приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 вносит изменения в книгу учета доходов и расходов организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, зарегистрирован в Минюсте РФ 17 апреля 2003 г. под N 4430 и опубликован в "Российской газете" от 26 апреля 2003 г. В самом приказе порядок его введения в действие не установлен, поэтому к данному приказу применяются нормы Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Однако появляется письмо МНС РФ от 6 мая 2003 г. N СА-6-22/521, не зарегистрированное в Минюсте РФ, согласно которому налоговым органам и налогоплательщикам следует применять приказ с 1 января 2003 г. Да, письмо было отменено приказом МНС РФ от 16 января 2004 г. N СА-6-22/36, но это не единственный случай. Как реагировать на подобные письма, и вправе ли федеральные органы исполнительной власти таким образом вводить в действие свои нормативные акты, зарегистрированные в установленном порядке?

Признание нормативного акта утратившим силу в отдельных случаях также вызывает большое количество вопросов. Так, например, приказом Минтранса РФ от 18 июня 2003 г. N 147 утверждаются Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", которые вводятся в действие с 1 января 2005 г. Также данным приказом признается утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 24 октября 1997 г. N 225 "О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1501). Получается, что Правила вступают в силу с 1 января 2005 г., а приказ, регулирующий соответствующие правоотношения ранее, утрачивает силу с момента введения в действие приказа N 147, который зарегистрирован и вступает в силу согласно общим правилам по истечении десяти дней после его официального опубликования. Возможно ли в данном случае дату введения в действие Правил считать датой, с которой признается утратившим силу приказ N 225, а также датой вступления в силу приказа N 147? Иногда ситуация складывается иначе. Существует Временная инструкция Госналогслужбы РФ и ГТК РФ от 11, 13 июля 1994 г. N 27, 01-20/7864 о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 утверждена новая Инструкция о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками. Фактически получается, что Временная инструкция перестала действовать с момента вступления в силу новой Инструкции, однако, признана утратившей силу она была только приказом ГТК РФ и МНС РФ от 21 февраля 2001 г. N 186/ВГ-3-31/50.

Помимо общих правил о вступлении в силу нормативных актов законодательство не исключает регулирование вступления в действие особой коллизионной нормой, содержащейся в документе или в отдельном нормативном акте. Возможно, в связи с этим, в существующем массиве правовых документов встречаются самые различные формулировки о вступлении в силу*(4).

В таблице представлены статистические данные только по федеральным документам. В региональных нормативных актах количество вариаций формулировок возрастает в несколько раз. Насколько внимательно (дословно) следует воспринимать формулировки норм о вступлении в силу нормативных актов? Существует ли разница в определении даты вступления в силу нормативных актов, имеющих разные формулировки? Как соотносятся между собой, допустим, фразы "со дня опубликования" и "после опубликования"? Как мы видим, очень распространенной в нормативных актах является формулировка "со дня опубликования". Профессор Д.Н. Бахрах*(5) по этому поводу высказывает такую точку зрения: "Полезно избрать во всех случаях единую формулу: после дня публикования. Выражение "со дня опубликования" неудачно. Официальный текст правового акта многие читатели получат лишь во второй половине суток (дня). А еще требуется время его прочитать. Особенно это касается норм, регулирующих ответственность. Как она может начать действовать с ноля часов дня опубликования, если граждане о ней не знали? Если деяние совершено в первой половине дня, а текст закона был доставлен лишь во второй, то разве можно применить к виновному норму, устанавливающую ответственность?". Однако данное предложение полезно только на этапе разработки нормативного акта, ведь если в существующем документе написано "со дня", то и при исчислении срока его вступления в силу мы должны руководствоваться именно этой формулировкой.

С фразой "после опубликования" разобраться еще более сложно. Можно предположить, что она означает, что данный акт вступает в силу после даты его опубликования - в этот день, либо на следующий. А с другой стороны, данная фраза может означать только указание на то, что данный документ должен быть опубликован, а вступает в силу он в общем порядке, установленном законодательством для соответствующей категории документов. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ комментируют данную ситуацию следующим образом: "Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу, формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования. По этому поводу в связи с разрешением конкретного уголовного дела было принято специальное постановление Президиума Верховного Суда РСФСР, по которому днем введения закона в действие был признан день, следующий за днем опубликования закона (Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1965. N 1. С. 13-14)"".

Много вопросов связано с определением момента вступления в силу законодательных актов о налогах и сборах. Статьей 5 Налогового кодекса РФ установлено общее правило, согласно которому акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Однако, например, по налогу на добавленную стоимость для разных категорий налогоплательщиков существуют различные налоговые периоды. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 по этому поводу сказано следующее: "Если для одного и того же налога в зависимости от категории налогоплательщика или иных условий налогообложения установлены налоговые периоды различной продолжительности, дата вступления в силу соответствующего акта законодательства о налогах должна определяться применительно к каждому из установленных налоговых периодов". Приведенная норма ст. 5 Налогового кодекса РФ вызывает также вопросы, связанные с правильным подсчетом момента вступления в силу нормативного акта, даже при отсутствии двойственности в налоговых периодах. Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 первое число очередного налогового периода по соответствующему налогу наступает после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. В определении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 159-О содержится другая позиция: "Федеральный закон "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" впервые официально опубликован в "Российской газете" 31 декабря 2001 года, т. е. до начала очередного налогового периода по единому социальному налогу, составляющего один календарный год (ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации), а потому его положения, предусматривающие изменение объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежали введению в действие, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 1 февраля 2002 года".


Формулировка Количество
Со дня официального опубликования 4565
По истечении...со дня официального опубликования 442
По истечении...после дня официального опубликова-
ния
162
Через...после дня официального опубликования 6
Через...со дня официального опубликования 117
После опубликования 9

В настоящее время законодательством не урегулирован вопрос, когда начинается и когда заканчивается течение срока, связанного с введением в действие документов. Возможно ли для расчета этих сроков привлекать существующие кодексы, в которых даются описания и порядок исчисления сроков в соответствующих правоотношениях. Будет ли корректным в данном случае применение норм права по аналогии и если нет, то каким образом вычислить момент вступления в силу нормативного акта. В Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ считают, что "порядок исчисления сроков вступления в силу принятых кодексов касается только этих актов. Относительно остальных актов соответствующей отрасли законодательства должен действовать общий порядок вступления их в силу, предусмотренный Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", с учетом внесенных в них изменений и дополнений". Однако в данных актах устанавливается только общий порядок вступления определенных нормативных актов в силу и не регламентирован вопрос, касающийся исчисления начала и окончания этих сроков. В Правовом управлении Правительства Москвы и Центре законотворчества Москвы полагают, что "представляется возможным применять при исчислении сроков вступления в силу нормативных правовых актов положения статей 191 ("Начало срока определенного периодом времени") и 192 ("Окончание срока, определенного периодом времени") Гражданского кодекса РФ. При этом следует исходить из допустимости применения гражданского законодательства по аналогии на основании статьи 6 названного Кодекса".

Подобные российским проблемы до недавнего времени существовали и в законодательстве Республики Беларусь, но благодаря Правилам подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. N 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности", многие из них были решены. В Правилах четко определен порядок исчисления сроков вступления в силу нормативных правовых актов. "Срок вступления в силу акта может определяться календарной датой, истечением периода времени, который исчисляется месяцами или днями, указанием на событие, с которым связано вступление в силу акта. Если акт вступает в силу со дня его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт. Если акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов дня его подписания. Течение срока, определенного периодом времени, начинается с ноля часов суток, следующих после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если в акте указано, что он вступает в силу после его официального опубликования, течение срока вступления в силу такого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт. Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в 24 часа последнего дня этого месяца". В названных Правилах приводятся примеры по расчетам момента вступления в силу нормативных актов. Как сказала Светлана Чубковец, заместитель начальника отделения Национального центра законопроектной деятельности Республики Беларусь*(6), "Впервые в законодательстве нашей страны в Правилах обобщены все возможные варианты вступления в силу актов и регламентирован порядок исчисления сроков их вступления в силу. До сих пор вынужденное применение по данному вопросу аналогии норм Гражданского, Трудового, Гражданского процессуального, Уголовно-процессуального, Хозяйственного процессуального кодексов негативно сказывалось на правоприменительной практике".

Мы видим, что нормы, содержащиеся в данных Правилах, аналогичны нормам, установленным Гражданским кодексом РФ. Однако вопрос возможности применения правил расчета сроков, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, к порядку определения момента вступления в силу нормативных правовых актов остается неразрешенным.

Исходя из положений настоящей статьи, рекомендаций и заключений специалистов предлагается следующий порядок определения момента вступления в силу нормативных правовых актов, исходя из формулировок, указанных в текстах самих актов:

1. Фраза "вступает в силу со дня официального опубликования" означает, что нормативный акт вступает в силу с ноля часов дня его опубликования.

2. Фразы "вступает в силу после дня официального опубликования" и "вступает в силу после опубликования" означают, что течение срока вступления в силу этого акта начинается с ноля часов суток, следующих за днем выхода в свет официального издания, в котором первоначально помещен этот акт.

3. Если нормативный акт вступает в силу со дня его подписания, течение срока вступления его в силу начинается с ноля часов дня подписания.

4. Течение срока, определенного периодом времени, в случае указания момента начала этого периода фразой "со дня опубликования", начинается с ноля часов дня опубликования нормативного акта.

5. Течение срока, определенного периодом времени, в случае указания момента начала этого периода фразой "после дня опубликования", начинается с ноля часов суток, следующих за днем опубликования нормативного акта.

1. Срок, исчисляемый днями, истекает в 24 часа последнего дня срока.

2. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в 24 часа соответствующего числа последнего месяца срока.

3. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в 24 часа последнего дня этого месяца.

4. Придание нормативному акту, вносящему изменения, обратной силы путем распространения его действия на правоотношения, возникшие с определенного момента, означает, что с этого момента изменяемый нормативный акт применяется с учетом указанных изменений.

Очевидно, что проблема определения сроков вступления в силу нормативных правовых актов не исчерпывается вопросами, затронутыми в настоящей статье. Остается надеяться, что на смену проекту Федерального закона "О нормативных правовых актах Российской Федерации" отклоненному недавно Государственной Думой, придет Федеральный закон, в котором будут решены многие вопросы, касающиеся определения моментов вступления в силу названных актов.


Д.А. Кузякин,

юрисконсульт, компания "Гарант"


"Законодательство", Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Компанией "гарант" были получены заключения по вопросам, связанным с порядком исчисления сроков вступления в силу нормативных правовых актов из Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Правового управления Правительства Москвы и Центра законотворчества Москвы, Института законодательства и права Российской Академии наук.

*(2) СПС "Гарант", 2003.

*(3) Текст Указа размещен на сайте Национального правового интернет-портала Республики Беларусь (http;//pravo.by/webNpa/text.asp?RN=P30300359).

*(4) Для составления указанной таблицы использовались документы, содержащиеся в СПС "Гарант".

*(5) Журнал российского права. 2003. N 5.

*(6) Материал взят с сайта Национальной экономической газеты (http://www.Neg.by/2003/09/09/2932.html) в Интернете.


О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов


Автор


Д.А. Кузякин - юрисконсульт, компания "Гарант"


Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, Спецвыпуск