24 августа 2009 г. |
Дело N А72-5219/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В. С., cудей Филипповой Е. Г., Захаровой Е. И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 августа 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Ремонтируем и строим-1", Ульяновская область, г. Димитровград, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2009 г. по делу N А72-5219/2009 (судья Ипполитова И. В.), принятое по заявлению Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, г. Ульяновск, к ООО "Ремонтируем и строим-1",
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ремонтируем и строим-1" (далее - ООО "РиС-1", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательны.
Решением от 29 июня 2009 г. по делу N А72-5219/2009 Арбитражный суд Ульяновской области удовлетворил заявление прокурора, привлек ООО "РиС-1" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 40000 руб.
По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, общество просит отменить указанное судебное решение.
Прокурор отзыв на апелляционную жалобу не представил, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства ООО "РиС-1" суд апелляционной инстанции рассматривает дело без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Как видно из материалов дела, прокурор провел проверку соблюдения ООО "РиС-1" требований экологического и лицензионного законодательства в области сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения опасных отходов, в ходе которой усмотрел наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. По результатам проверки прокурор вынес в отношении ООО "РиС-1" постановление от 29 мая 2009 г. о возбуждении дела об административном правонарушении. Указанное постановление и иные материалы дела об административном правонарушении были направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что дело об административном правонарушении возбуждено прокурором с соблюдением требований статьи 28.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявление прокурора о привлечении ООО "РиС-1" к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия в действиях общества признаков состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензируемым понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с данным законом.
Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 указанного закона и статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 г. N 786, к IV и V классам опасности отнесены твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные; отходы из жилищ крупногабаритные).
Согласно пункту 5.26 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.
Таким образом, осуществление деятельности по сбору твердых коммунальных отходов подлежит лицензированию.
Материалами дела подтверждается, что ООО "РиС-1" осуществляло деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов в 2008, 2009 г. В апелляционной жалобе данный факт также не оспаривается. Из материалов дела также видно, что в проверяемом периоде у ООО "РиС-1" отсутствовала лицензия на осуществление указанного вида деятельности.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд первый инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях ООО "РиС-1" признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и правомерно назначил обществу наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 руб., то есть в пределах минимальной санкции, предусмотренной указанной правовой нормой.
Суд первой инстанции также правильно отклонил ссылку ООО "РиС-1" на внесение изменений в статью 17 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" "Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии". Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 указанного закона (в новой редакции) не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
Между тем, из материалов дела видно, что ООО "РиС-1" осуществляло, в том числе, и деятельность по вывозу твердых бытовых отходов IV класса опасности, то есть деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, несмотря на изменения, внесенные в Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Кроме того, указанные изменения вступили в силу лишь с 01 июля 2009 г., а постановление о возбуждении производства по делу в отношении ООО "РиС-1" было вынесено 29 мая 2009 г.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "РиС-1" о том, что совершенное им административное правонарушения якобы является малозначительным.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 40 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, основным критерием, позволяющим квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, является отсутствие существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям.
В рассматриваемом случае ведение ООО "РиС-1" деятельности по сбору и вывозу опасных отходов не исключает возможности возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда здоровью, состоянию окружающей природной среды
Более того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям проявляется не только в наступлении или возможном наступлении каких-либо материальных последствий несоблюдения ООО "РиС-1" требований к осуществлению лицензируемой деятельности, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
На основании вышеизложенного судом апелляционной инстанции установлено, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном решении, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права; а все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции выяснены и доказаны.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 июня 2009 г. по делу N А72-5219/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В. С. Семушкин |
Судьи |
Е. Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5219/2009
Истец: Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: ООО "Ремонтируем и Строим-1"