г. Санкт-Петербург
11 июня 2008 г. |
Дело N А56-3652/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2882/2008) Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2008 по делу N А56-3652/2007 (судья Захаров В.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "ГОЗ Обуховский завод"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Хордова О.В. по доверенности от 06.07.2007 N 121
Смирнова ИА. По доверенности от 03.06.2008 N 006
от ответчика: Иваняк Г.В. по доверенности от 03.03.2008 N 16/05828
Николенко Г.В. по доверенности от 13.06.2007
Иванова Е.В. по доверенности от 13.06.2007
установил:
Открытое акционерное общество "ГОЗ Обуховский завод" (далее - заявитель, Общество) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным в части п.п.2.2. п.2, п.п.3.1, п.п.3.3. п.3, п.п.1, п.п.4. п.6, п.7 Решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) от 23.01.2007 N 602410/3.
Решением от 30.01.2008г. требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решение суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, согласно которой просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать.
По мнению налогового органа, судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобе по основаниям, изожженным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты налогов на прибыль, на имущество, НДС, на рекламу, транспортного налога, налога на операции с ценными бумагами, платежей за пользование водными объектами, земельного налога, соблюдения валютного законодательства за период с 01.01.2004 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 602410 от 28.12.2006 и принято решение N 602410/3 от 23.01.2007 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно решению Заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 статьи 122 НК РФ на общую сумму штрафных санкций - 2 126 417 руб.
Также налогоплательщику предложено уплатить суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в размере 12 459 791 руб., а также пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 1 681 644 руб.
Общество, не согласившись с решением налогового органа, обжаловало, его в арбитражный суд.
1. По эпизоду, изложенному в п.п.2.2. п.2 Решения.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что при списании ТМЦ (неликвидов) Заявителем нарушен п.1 ст.252 НК РФ, в соответствии с которым расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В материалы дела представлены акты списания по складам с приложениями, в том числе и со списками материалов, подлежащих списанию. Как видно из указанных списков материалы, подлежащие списанию, были закуплены для производственных целей еще в период с 1980-1995гг. По истечении столь длительного периода, в связи с невостребованностью для нужд производства, указанные материалы были списаны по истечении срока годности либо в связи с моральным и физическим износом, как неликвиды.
Моральный и физический износ означает, что предприятие теряет возможность использовать списанные материалы по прямому назначению в связи с потерей их первоначальных свойств.
Налогоплательщик, как субъект предпринимательской деятельности, вправе самостоятельно определять наличие экономической выгоды от результатов осуществления тех или иных расходов.
Таким образом, исходя из смысла главы 25 НК РФ, затраты подлежат признанию в качестве обоснованных расходов в случае, если плательщик налогов действует рационально и разумно, при этом совершенно непринципиально, принесли ли такие затраты реальный доход.
Производственный характер затрат налогоплательщика обусловливает возможность учета таких расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку списанные материалы приобретались непосредственно для производственной деятельности и предполагалось извлечение дохода, что является обоснованным в смысле ст.252 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что стоимость физически износившихся и морально устаревших материалов в момент их списания как неликвидного имущества может быть отнесена на уменьшение облагаемой прибыли как убыток. Основанием для этого служат открытый перечень убытков, а также вызванная объективными обстоятельствами (устаревание) невозможность использовать приобретенное имущество.
2. По эпизоду, изложенному в п.п. 3.1. п. 3 Решения.
Инспекцией не принята на убытки дебиторская задолженность.
По мнению Инспекции, не может быть принята на убытки дебиторская задолженность за 2004 год в размере 4 156 018,54 руб., за 2005 год в размере 6 219 960,57 руб., списанная Обществом во внереализационные расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, т.к. несвоевременно проведена инвентаризация этой задолженности.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
Пунктом 2 статьи 266 НК РФ определено, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Действующее законодательство не содержит обязанности налогоплательщика списать дебиторскую задолженность в момент, когда истек трехгодичный срок исковой давности.
Нереальность взыскания определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом, который руководствуется совокупностью объективных обстоятельств, сложившихся в процессе его деятельности.
Из материалов дела установлено и не оспаривается налоговым органом, что в обоснование списания каждой суммы дебиторской задолженности Заявителем представлены все первичные документы, в том числе приказы руководителя о списании, акты инвентаризации, контракты, а также счета-фактуры, являющиеся первичными учетными документами в соответствии со статьей 9 НК РФ и позволяющие установить факт истечения трехгодичного срока давности, определенного статьей 196 ГК РФ.
Исходя из изложенного, Общество правомерно уменьшило налогооблагаемую прибыль путем списания суммы дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов в момент признания их таковыми. Срок, в течение которого налогоплательщик обязан списать дебиторскую задолженность, законодательством о налогах и сборах не установлен.
Таким образом, оснований, обязывающих Общество списывать такую задолженность исключительно в период, когда истек срок исковой давности, нормативно не установлено.
3. По эпизоду, изложенному в п.п.3.3. п.3 Решения.
Инспекция считает не правомерным отнесение Обществом на внереализационные расходы остатков незавершенного производства в сумме 7 750 032 руб. в соответствии с п.11 части 2 статьи 265 НК РФ.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п.11 п.1 ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов входят затраты на аннулированные производственные заказы, а также затраты на производство, не давшее продукции. Расходы по аннулированным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции, признаются на основании актов налогоплательщика, утвержденных директором предприятия, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст.ст.318 и 319 НК РФ.
Таким образом, по НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль два вида затрат: по производству, не давшему продукции и по аннулированным производственным заказам.
В соответствии со ст.2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, в целях извлечения дохода организация имеет право осуществлять любую законную деятельность: разрабатывать и налаживать новые производства в целях выпуска продукции, пользующейся потребительским спросом, модернизировать и усовершенствовать производства, для дальнейшей реализации выпускаемой продукции. При этом основной целью организации при совершении вышеизложенных мероприятий остается получение дохода, извлечение прибыли.
Как установлено судом из материалов дела и нашло отражение в обжалуемом решении налогового органа, Инспекцией проанализирован каждый внутризаводской заказ.
Внутризаводской заказ N 0662 открыт 23.09.1993 на основании договора с АО "Петеройлсервис" на производство скважинных штанговых насосов. Данный вид продукции был востребован в то время. Указанная организация 10 лет (до 2003 года) являлась основным потребителем указанного вида продукции. Однако, по истечении указанных лет, данная продукция в выпускаемом виде потребовала усовершенствования, в связи с чем был утвержден план мероприятий по подготовке производства штанговых глубинных насосов. Учитывал требования потребительского рынка того времени, Общество имело основания считать, что мероприятия, направленные на выпуск усовершенствованного вида продукции, выпускаемого ранее, в дальнейшем приведет к извлечению прибыли. С данной целью был открыты и другие упомянутые в обжалуемом Решении внутризаводские заказы.
Впоследствии, в связи с укрупнением предприятий и, как следствие, повышением их финансовой устойчивости, спрос потребительского рынка на оборудование российского производства резко сократился: для крупных предприятий (ранее основных потребителей продукции российского производства) стало возможным закупать импортное оборудование для нужд производства. Указанная ситуация не могла не отразиться на российских производителях. В дальнейшем внутризаводские заказы были аннулированы, продукция снята с производства.
В обоснование правомерности включения спорных затрат в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, Заявитель на стадии согласования обжалуемого Решения представил в налоговый орган приказы генерального директора об аннулировании производственных заказов и перечни товаров, подлежащих списанию; инвентаризационные ведомости незавершенного производства; калькуляцию на выпускаемую продукцию; карточки учета затрат; протоколы совещания по вопросу состояния незавершенного производства. Кроме того, в Инспекцию были представлены документы, сопровождающие технологический процесс производства. Однако Инспекцией вышеизложенный перечень документов не был принят во внимание, что в дальнейшем повлекло доначисление налога на прибыль в части завышения внереализационных расходов на сумму 7 750 032 руб.
Учитывая, что законодатель не ставит в зависимость факт отнесения таких расходов от наличия или отсутствия заказчика и, как следствие - отказа заказчика от договорных обязательств, Общество правомерно включило в состав внереализационных расходов затраты на производство, не давшее продукции в соответствии с п.п.11 п.1 ст.265 НК РФ.
Таким образом, довод Инспекции об обязательном документальном подтверждении заказчика об отказе от ранее принятых обязательств по договору, является несостоятельным.
Кроме того, по мнению Инспекции, Обществом неправомерно отнесены к внереализационным расходам остатки НЗП в сумме 7 750 032 руб. на основании Решений, а не актов.
Суд отклоняет указанный довод Инспекции по следующим основаниям.
Учитывая, что унифицированная форма акта на списание таких расходов законодательством не утверждена, такой акт должен быть составлен организацией самостоятельно в форме любого официального документа властно-распорядительного характера, утвержденного должностным лицом организации и имеющего обязательную силу: приказа, постановления, распоряжения и т.д. Представленные в налоговый орган в период проверки решения налогоплательщика, по которым производилось списание указанных расходов, являются локальными ненормативными актами, на основании которых производилось списание.
Таким образом, ссылка Инспекции на то, что списание Обществом указанных расходов не могло быть осуществлено на основании представленных Инспекции в период проверки решений налогоплательщика (а не актов), является необоснованной.
4. По эпизоду, изложенному в п.п.1 п.6 Решения.
По мнению Инспекции, Заявитель неправомерно применил льготу по НДС по услугам по предоставлению в пользование жилых помещений, что повлекло доначисление НДС на сумму 328 522 руб. за 2004 год и 569 777 руб. за 2005 год, а также соответствующих штрафов и пени.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.п.10 п.2 ст.149 НК РФ, не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", статей 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005), статей 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации общежития относятся к жилищному фонду.
Таким образом, коммунальные услуги и услуги по техническому обслуживанию жилья относятся к услугам по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, а, следовательно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ, услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Общество оказывало проживающим в общежитии услуги по предоставлению жилья, сбору коммунальных платежей для перечисления их обслуживающим организациям (плата за отопление, воду, газ, техническое обслуживание). Заявитель не осуществляет реализацию коммунальных услуг, а выполняет функции сбора с проживающих и перечисление обслуживающим организациям этих средств.
Таким образом, в данном случае у Заявителя отсутствует реализация услуг, то есть объект налогообложения.
Следовательно, плата за предоставление жилья подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а получаемые Обществом и перечисляемые обслуживающим организациям платежи за коммунальные услуги не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в связи с тем, что не являются объектом налогообложения.
Таким образом, наличие письменного договора найма жилого помещения между нанимателем и наймодателем не является обязательным условием предоставления права на льготу по п.п.10 п.2 ст.149 НК РФ.
Таким образом, Общество правомерно применило льготу по НДС при предоставлении услуг проживающим в общежитии.
5. По эпизоду, изложенному в п.п.1 п.6 Решения.
Инспекцией в ходе проверки за проверяемые периоды выявлены случаи включения в необлагаемый оборот НИОКР, финансируемый из бюджета, но расчеты, по которым велись путем зачета встречных требований, а также передачей векселей банка.
По мнению Инспекции, данные виды расчетов между исполнителями НИОКР, проводимых за счет средств бюджетов и соисполнителем (ОАО "ГОЗ Обуховский завод") не могут являться основанием для применения льготы по освобождению от уплаты НДС. Инспекция считает, что Заявителем нарушен п.п.16 п.3 ст.149 НК РФ, что повлекло доначисление Обществу НДС в размере 34 581 руб. (за 2004 год) и 923 053 руб. (за 2005 год), а также соответствующих штрафов и пени.
Указанную позицию Инспекции суд находит необоснованной и несоответствующей нормам действующего законодательства по следующим основаниям:
В ходе проверки Общество предоставило договоры на выполнение НИОКР с ОАО "КБСМ", ФГУП "ЦК БТМ", соответствующие справки финансирования НИОКР за счет средств государственного бюджета по каждому договору, а также первичные документы, подтверждающие факт и порядок расчетов по перечисленным договорам: акты сверок, платежные поручения, акты взаимозачетов, акты приема-передачи векселей банка в счет оплаты за выполненные Заявителем работы по договорам.
Согласно статье 862 ГК РФ, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Расчетные операции (взаимозачеты или взаиморасчеты) между хозяйствующими субъектами довольно широко распространены в деловой практике. Результатом совершения указанных операций является прекращение взаимных прав и обязанностей участников гражданских отношений. В соответствии со ст.410 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования.
Таким образом, взаиморасчеты между исполнителями НИОКР, проводимых за счет средств бюджетов и Заявителем, подтвержденные перечисленными в Решении актами взаимозачетов, являются одной из форм расчетов, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии со ст.409 ГК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Учитывая, что векселя, являясь ценными бумагами, признаются имуществом (п.2 ст.130, 143 ГК РФ) данный вид прекращения обязательств между хозяйствующими субъектами не противоречит действующему законодательству.
Таким образом, взаиморасчеты между исполнителями НИОКР, проводимых за счет средств бюджетов и Заявителем, подтвержденные перечисленными в Решении актами приема-передачи векселей банка, являются одной из форм расчетов, предусмотренных действующим законодательством.
Учитывая, что выполнение НИОКР за счет средств бюджетов относятся к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаются от налогообложения), суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что порядок и формы расчетов не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной п.16 ч.3 ст.149 НК РФ, в связи с чем Общество правомерно применило льготу по НДС, являясь соисполнителем выполнения НИОКР за счет средств бюджетов.
6. По эпизоду, изложенному в п.п.4 п.6 Решения.
Инспекция считает, что Общество при вывозе продукции собственного производства за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта неправомерно произвело налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п.п.1 п.1 ст.164 НК РФ при получении авансовых платежей по экспортному контракту, что повлекло доначисление Заявителю НДС в сумме 6 556 400 руб., а также пени в соответствии со ст.75 ч.1 НК РФ.
Суд первой инстанции, признавая недействительным решение налогового органа по данному эпизоду, правомерно исходил из следующего.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 N 602, авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих поставок на экспорт, не включаются в налогооблагаемую базу по НДС только после документальных подтверждений длительности производственного цикла изготовления товара.
Кроме того, указанным Постановлением (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.07.2003 N 432) утвержден перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, из которого следует, что товар с кодом ТН ВЭД 8401 40 000 0 (части ядерных реакторов), указанный Обществом в грузовой таможенной декларации, в данном перечне имеется. Данный факт позволил Заявителю предварительно отнести товар с указанным кодом к товарам, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, применив налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов.
Суд считает, что хотя на момент представления Обществом декларации по НДС за декабрь 2005 года у Заявителя отсутствовал документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара, Федеральное Космическое Агентство 18.04.2006 выдало Обществу требуемое заключение о длительности производственного цикла изготовлении запасных частей для АЭС, тем самым подтвердив правомерность действий Заявителя.
Таким образом, указанная льгота была применена с учетом норм действующего законодательства.
7. По эпизоду, изложенному в п.7 Решения.
Инспекция указывает, что Общество в 2004 и 2005 годах пользовалось льготой по п.7 ст.381 НК РФ в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых им для нужд физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Считая использование Заявителем указанной льготы неправомерным, Инспекцией был доначислен Обществу налог на имущество за 2004-2005гг. в сумме 602 397 руб., штраф в размере 114 949 руб., а также пени в размере 109 878 руб.
По данному эпизоду судом установлено:
Согласно п.7 ст.381 НК РФ, организация освобождается от обложения налогом на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы, используемой для нужд культуры, искусства, образования, физкультуры и спорта. Из приведенной нормы следует, что для применения льготы необходимо наличие у налогоплательщика на балансе объектов социально-культурной сферы и использование этого объекта для нужд культуры, искусства, образования, физкультуры и спорта и здравоохранения.
Указанная льгота предоставляется организациям любых форм собственности независимо от источника приобретения имущества, при условии использования основных средств социально-культурной сферы непосредственно этими организациями либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиком для оказания соответствующих услуг по целевому назначению. Под объектами социально-культурной сферы, в отношении которых предоставляется льгота, понимаются основные средства, входящие в состав единого обособленного комплекса имущества функционально и организационно предназначенного для ведения организацией указанных видов деятельности.
При этом необходимо учитывать, что соответствии с главой 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, объект налогообложения и налоговая база по налогу на имущество определяются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный номер.
При определении состава объектов основных средств социально-культурной сферы необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (Письма Минфина России от 21.09.2004 N 03-06-01-04/35 (п.4), от 03.06.2004 N 03-05-06/63, Письмо МНС России от 28.05.2004 N 21-3-04/44).
Все имеющие на балансе Заявителя основные средства в соответствии с ОКОФ принадлежат к объектам социально-культурной сферы и используются по назначению как самим Обществом, так и другими специализированными организациями, оказывающими услуги в сфере здравоохранения: МСЧ N 144, Городская станция медицинской помощи, подстанция скорой помощи, ООО "Стоматолог". Факт того, что указанные организации являются специализированными, оказывающими услуги в сфере здравоохранения, подтверждается уставами указанных организаций.
Как видно из оспариваемого Решения, документы, подтверждающие правомерность использования данной льготы, Обществом были представлены Инспекции в период проводимой проверки: перечень имущества, балансовая принадлежность, договоры на сдачу в аренду и безвозмездное пользование профильным организациям.
Исходя из изложенного. Общество правомерно применило льготу по налогу на имущество в отношении имущества, связанного со здравоохранением.
Однако судом первой инстанции не учтено, что Обществом применена льгота по налогу на имущество и в отношении объектов, которые связанны, по мнению заявителя, с нуждами физической культуры и спорта (приложение N 2 к акту).
Суд апелляционной инстанции считает, что в данной части решение налогового органа правомерно по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В пункте 1 статьи 374 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговые льготы по налогу на имущество определены в статье 381 НК РФ.
Порядок применения льготы разъяснен Министерством финансов Российской Федерации в ряде писем, в том числе от 03.06.2004 N03-05-06/63; от 13.08.2004 N03-06-01-04/07; от 24.03.2005 N03-06-01-04/162; от 01.07.2005 N03-06-01-04/302. (Согласно статье 34.2 НК РФ, введенной Федеральным законом от 29.06.2004 N58-ФЗ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.)
Льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями.
При этом объектом образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
К льготируемым объектам в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ могут быть отнесены объекты движимого и недвижимого имущества, находящиеся в неразрывной связи как по своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми объектами и непосредственно участвующие в процессе создания и оказания услуг в области культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
Если деятельность организации, связанная с культурой, искусством, образованием, физической культурой и спортом, здравоохранением и социальным обеспечением, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и иные виды деятельности организация не осуществляет, то основные средства, используемые в целях культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, находящиеся на балансе данной организации, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.
Из материалов дела установлено, что Общество не осуществляет деятельность, связанную с физической культурой и спортом.
Кроме того, основное средство - Ледовый дворец передано в качестве уставного капитал на баланс ЗАО "Непрофильные активы ГОЗ", оставшееся имущество в виде деревьев, набережной, моста и т.д. не может быть отнесено к объекту, подпадающему под понятие имущества, связанного с физической культурой и спортом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о неправомерности применения льготы по налогу на имущество по данному эпизоду.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 января 2008 года по делу N А56-3652/2007 отменить в части признания недействительным п.7 Решения N 602410/3 Межрайонной инспекции ФНС РФ N 24 по Санкт-Петербургу от 23.01.2007г. по эпизоду неправомерного применения льготы по налогу на имущество в отношении амортизируемого имущества по перечню, определенному Приложением N 2 к акту проверки.
В указанной части отказать ОАО "ГОЗ Обуховский завод" в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3652/2007
Истец: ОАО "ГОЗ Обуховский завод"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N24 по Санкт-Петербургу