г. Томск |
Дело N 07АП-276/09 |
12 февраля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л. И.
судей Журавлевой В. А., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В. А.
при участии:
от заявителя: Сазонов Е. В. по доверенности от 29.01.2009 года (сроком на 1 год)
от ответчика: Ковшова С. А. по доверенности от 17.01.2008 года (сроком до 31.12.2009 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Разрез Томусинский", г. Междуреченск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 28.10.2008 года по делу N А27-9568/2008-6 (судья Семенычева Е. И.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Разрез Томусинский", г. Междуреченск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, г. Кемерово
о признании недействительным решения N 61 от 28.05.2008 года в части,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Разрез Томусинский" (далее по тексту - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговой орган) от 28.05.2009 года N 61 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части
- доначисления и предложения уплатить налог па прибыль в сумме 650 797 руб. по демонтажу здания погрузочных бункеров технологического комплекса за 2006 год, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 130 159 руб., начислений пени в размере 87 250 руб. (пункт 1.1 решения);
- доначисления и предложения уплатить единый социальный налог в сумме 329 801 руб. по затратам на оплату проезда к месту отдыха работников Общества и лицам, находящимся у этих работников на иждивении за 2006 год, привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 65 960 руб., начислений пени в размере 21 710 руб. (пуша 3.1. решения);
- доначисления и предложения уплатить взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 189 руб. по затратам па оплату проезда к месту отдыха работников Общества и лицам, находящимся у этих работников на иждивении за 2006 год, начислений пени в размере 19 778 руб., всего в сумме 196 967 руб. (пункт 4.1. решения).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2008 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 14.11.2008 года) в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2008 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, в том числе по следующим основаниям:
- расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений п. 1 ст. 272, п.п. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок. Следовательно, право на принятие спорных расходов по демонтажу здания погрузочных бункеров Технологического комплекса за 2006 год возникло у Общества в указанный период в связи с получением необходимых первичных документов - счетов-фактур и актов выполненных работ. При этом, факт того, что здание не ликвидировано до настоящего времени, правового значения не имеет. Кроме того, признание погрузочных бункеров непригодными к дальнейшей эксплуатации, прекращает начисление амортизации, так как указанные объекты не способны приносить доход, а недоначисленная амортизация может быть списана в порядке п.п. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, то есть для налогового учета важна не только дата окончания ликвидации, но и дата ее начала, а также совершение тех или иных операций в период ликвидации. Таким образом, Общество не нарушило положений п.п. 8 п. 1 ст. 265 и п. 1 ст. 271 Налогового кодекса РФ, в связи с чем, доначисления налога на прибыль в сумме 650 797 руб., пеней и штрафных санкций является неправомерным;
- оплата стоимости проезда в отпуск не является вознаграждением или иной стимулирующей выплатой, а представляет собой одну из социальных гарантий для работников Общества, предусмотренных коллективным договором, которые обеспечиваются за счет прибыли предприятия. Таким образом, затраты на оплату стоимости проезда в отпуск не уменьшают облагаемую базу по налогу на прибыль Общества, и не являются объектом налогообложения единым социальным налогом;
- в связи с тем, что налогоплательщиком не была занижена налоговая база по ЕСН, выводы суда первой инстанции о занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не обоснованны.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней поддержал по изложенным в них основаниям, дополнив, что решение о ликвидации объекта приказом не оформлялось; оплата стоимости проезда производилась за счет чистой прибыли Общества.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, в том числе по следующим основаниям:
- суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик может воспользоваться п.п. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ при отнесении в состав внереализационных расходов сумм расходов, связанных с ликвидацией выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе и сумм по демонтажу, в том налоговом периоде, когда фактически будет произведена ликвидация, до этого момента расходы, связанные с ликвидацией, предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства;
- при наличии соответствующей нормы в гл. 25 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик не имеет права исключить суммы расходов, отнесенных законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, следовательно, Общество было обязано с затрат, выплаченных на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении к месту использования отпуска на территории РФ и обратно, исчислить и уплатить единый социальный налог;
- занижение налогооблагаемой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2006 году, за счет не включения в налогооблагаемую базу выплат в виде оплаты проезда к мету отдыха и обратно работников Общества, и лицам, находящихся у этих работников на иждивении в сумме 1 520 250,47 руб. нарушает ст. 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страхование в РФ" от 15.12.2001 года N 167-ФЗ, в связи с чем неуплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2006 год составила 177 189 руб.
Письменный отзыв налогового органа приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа дополнил, что поэтапной ликвидации Налоговый кодекс РФ не предусматривает; факт оплаты стоимости проезда производилась за счет чистой прибыли, оставшейся у Общества после уплаты налогов.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, приложений к ней и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2008 года подлежим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов 24.04.2008 года составлен акт N 4, по результатам рассмотрения которого заместителем начальника налогового органа принято решение N 61 от 28.05.2008 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 206 515 руб. за неуплату налога на прибыль, в размере 524 руб. за неуплату налога па добавленную стоимость, в размере 65 960 руб. за неуплат единого социального налога, в размере 1 821 руб. за неуплату транспортного налога: к ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 10 166 руб. и к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 300 руб.
Этим же решением Обществу предложено уплатить 1 032 577 руб. налога на прибыль. 2 619 руб. налога на добавленную стоимость, 329 801 руб. единого социального налога. 177 189 руб. страховых взносов па обязательное пенсионное страхование, 12 011 руб. транспортного налога, 209 591 руб. пени за не уплату налогов и сборов.
Не согласившись с правомерностью решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 650 797 руб., единого социального налога в сумме 329 801 руб., взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 189 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта Инспекции в указанной части.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик может воспользоваться п.п. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ при отнесении в состав внереализационных расходов суммы расходов, связанных с ликвидацией выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе и сумм по демонтажу, в том налоговом периоде, когда фактически будет произведена ликвидация; выплаты в виде оплаты проезда к месту отдыха и обратно подлежат включению налогоплательщиком в налоговую базу для исчисления единого социального налога и базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как обладают признаками, предусмотренными пунктом 1 статьи 252 НК РФ, и в силу прямого указания пункта 7 статьи 255 НК РФ отнесены в расходам на оплату труда, уменьшающую налоговую базу по налогу на прибыль организации; при этом, арбитражный суд, со ссылкой на пункт 3 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106 указал, что факт несения расходов на указанные выплаты по решению налогоплательщика за счет чистой прибыли, не имеет правового значения.
Основанием доначисления налога па прибыль в сумме 650 797 руб., исчисления пени в сумме 87 250 руб. и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, послужил вывод налогового органа о завышении налогоплательщиком расходов в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат по выполненным работам по демонтажу здания погрузочного бункера технологического комплекса.
Из материалов дела следует, что Общество как заказчик заключило договор подряда от 04.02.2005 года N 1 с ООО "Сервисстроймонтаж" на выполнение строительно-монтажных работ, демонтаж зданий и технологического оборудований комплекса (старая цепочка). Дополнительным соглашением от 10.01.2006 года срок действия договора пролонгирован. Согласно календарному плану начало выполнения работ 01.11.2006 года, окончание выполнения работ 30.11.2007 года. Акты выполненных работ за январь - апрель 2006 года свидетельствуют о выполнении работ по демонтажу. Расходы за выполненные работы в сумме 2 711 656 руб. налогоплательщиком отнесены во внереализационные расходы.
В силу ст. 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные па величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В соответствии с п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (пли) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, согласно подпункта 8 указанного пункта, расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охран)' недр и другие аналогичные работы.
Расходы на ликвидацию основных средств, в том числе в виде сумм амортизации, не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования, являются обоснованными, если данные основные средства непригодны к дальнейшему использованию, а их восстановление невозможно или неэффективно.
Ликвидация объектов основных средств является частным случаем их выбытия.
В бухгалтерском учете информация об основных средствах организации, в том числе порядок принятия на учет, движение, выбытие регулируется Положением по бухгалтерском учете "Учет основных средств" Г1.БУ 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 года N 26п.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 Министерством финансов Российской Федерации утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ от 13.10.2003 года N 91 н).
В соответствии с пунктом 77, 78 и 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.03.2003 N 91, процесс ликвидации основного средства начинается с оформления приказа о назначении ликвидационной комиссии для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов; в состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе, главных бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
При ликвидации объекта составляют акт о списании по форме N ОС-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 года N 7, в котором отражается краткая характеристика объекта, оценка его состояния на дату списания, информация о затратах и поступлениях, связанных с ликвидацией. Сведения о списании вносятся в раздел 4 инвентарной карточки учета объекта основных средств или в карточку группового учета (форма N ОС-6).
Кроме того, акт должен содержать год создания объекта, дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию, первоначальную стоимость объекта, сумму начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания и возможность использования, как самого объекта, так и отдельных его узлов и деталей. При этом, акт о списании (частичном списании) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств. Акт на списание основных средств утверждается руководителем организации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все осуществляемые организацией хозяйственные операции, должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Исходя из положений Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 года N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" инвентарная карточка является первичной документацией.
Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету, приведенных в пункте 2 настоящих Методических указаний.
Для целей исчисления налога на прибыль расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств включаются в состав внереализационных расходов (подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяются отдельно. К таким операциям в частности Налоговый кодекс РФ относит операции с амортизируемым имуществом.
Статьей 323 Налогового кодекса РФ установлены особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом, заключающиеся в особых правилах определения прибыли и убытка от реализации (выбытия) амортизируемого имущества - на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода или расхода. Как следует из требований нормы ст. 323 Кодекса аналитический учет должен содержать не только информацию о первоначальной стоимости амортизируемого имущества, реализованного (выбывшего) в отчетном (налоговом) периоде; об изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации; о принятых организацией сроках полезного использования основных средств; о способах начисления и сумме начисленной амортизации по амортизируемым основным средствам за период с даты начала начисления амортизации до конца месяца, в котором такое имущество реализовано (выбыло); о цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи; о дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества; но и информацию о понесенных налогоплательщиком расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, в частности расходах, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса.
Таким образом, только по окончании процедуры выбытия объекта основного средства расходы, связанные с выбытием учитываются в качестве операционных расходов, Другими словами, расходы, понесенные налогоплательщиком при ликвидации основного средства при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются единовременно на дату подписания ликвидационной комиссией акта о выполнении работ по ликвидации основного средства.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что налогоплательщик может воспользоваться п.п. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ при отнесении в состав реализационных расходов сумм расходов, связанных с ликвидацией выводимых из эксплуатации основных средств, в том числе и сумм по демонтажу, в том налоговом периоде, когда фактически будет произведена ликвидация. До этого момента расходы, связанные с ликвидацией, предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства.
При использовании в налоговом учете метода начисления расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от формы их оплаты (ст. 272 Налогового кодекса РФ). При этом, как указало в норме, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Что также не противоречит выводу о том, что расходы на ликвидацию имущества (расходы па демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и др.) включаются в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация.
При этом, даты осуществления внереализационных расходов и дата признания их в целях обложения налогом на прибыль в данном случае, то есть в случае выполнения демонтажа сторонней организацией, разные.
Кроме того, налогоплательщиком в ходе судебного разбирательства не были представлены документы, свидетельствующие о принятии решения о ликвидации объекта основного средства, назначении ликвидационной комиссии, данные факты не оспорены представителем Общества и в апелляционном суде. Инвентарная карточка не содержит информации о списании объекта. Более того, материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что ликвидация спорного здания в полном объеме не осуществлена до настоящего времени.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно согласился с доводом налогового органа о завышении налогоплательщиком расходов в связи с включением в состав внереализационных расходов за 2006 год затрат по выполненным работам по демонтажу здания погрузочного бункера технологического комплекса.
Доводы апелляционной жалобы о проведении заявителем поэтапной ликвидации основного средства не основаны на нормах Налогового кодекса РФ и признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными в силу следующего.
В соответствии с п.2 ст. 257 НК РФ в случае частичной ликвидации основных средств изменяется стоимость основных средств. В связи с чем, в подтверждение данного факта заявитель должен был представить акт о частичной ликвидации, в котором комиссия указывает причины частичной ликвидации амортизируемого имущества, долю ликвидируемого имущества, исчисляемую в процентом отношении амортизируемого имущества, с учетом которой исчисляется первоначальная (остаточная) стоимость и начисленная амортизация, приходящаяся на ликвидируемое имущество; доказательства начисления амортизации в оставшейся части основного средства в порядке главы 25 НК РФ исходя из остаточной стоимости имущества.
Таких доказательств налогоплательщик не представил в ходе проведения проверки налоговому органу, как и в суды первой и апелляционной инстанций в нарушение статьи 65 АПК РФ.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа в части доначисления и предложение уплатить налог па прибыль в сумме 650 797 руб., исчисления пени в связи с неуплатой налога и привлечение к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ является правомерным и обоснованным.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого решения налогового органа по результатам проверки Обществу был доначислен единый социальный налог в сумме 329 801 руб. и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 189 руб. Основанием доначисления налога и страховых взносов, а также штрафных санкций и сумм пени послужило не включение налогоплательщиком в налоговую базу для исчисления единого социального налога сумм выплат в виде оплаты проезда к месту отдыха и обратно для работников Общества и лиц, находящихся у них на иждивении.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В силу п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ критериями, позволяющими отнести суммы затрат организации на расходы уменьшающие доходы, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 1 статьи 270 Налогового кодекса РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.
В силу п. 49 данной статьи при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы, которые не соответствуют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, расходы, осуществленные за счет чистой прибыли, то есть прибыли (дохода), оставшейся после налогообложения, не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций вне зависимости от характера таких расходов.
Материалами дела установлено и не оспаривается налоговым органом, что Общество в 2006 году на основании Положения о порядке оплаты стоимости проезда трудящихся ОАО "Разрез Томусинский" к месту использования отпуска и обратно" оплачен проезд ряду работников и лиц, находящихся у них на иждивении, в сумме 1 520 250,47 руб. В соответствии с коллективным договором Общества на 2004-2006 года источником выплат на оплату проезда к месту отдыха и обратно определена чистая прибыль Общества, оставшаяся в его распоряжении.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество при исчислении ЕСН в 2006 году правомерно не включало в налоговую базу спорные выплаты, как осуществленные за счет прибыли, оставшейся в распоряжении Общества после налогообложения.
Правомерность данного вывода подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.03.2007 года по делу N 13342/06, постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-3013/2008/ (5414-А27-3).
Ссылки суда первой инстанции на то, что данные выплаты обладают признаками, предусмотренными п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, и силу прямого указания п. 7 ст. 255 Налогового кодекса РФ отнесены к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации, несостоятельны, поскольку ни налоговый орган, ни арбитражный суд не учел изложенные выше обстоятельства дела и не применил положения п. 1 ст. 270 Налогового кодекса РФ.
По этим же основаниям апелляционным судом отклоняется и ссылка на п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 года N 106, в котором не рассматривался вопрос о налогообложении выплат, осуществляемых за счет прибыли остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения, а также о примени в этой связи положений п. 1 ст. 270 Налогового кодекса РФ.
Учитывая, что согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" объектом налогообложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, суд первой инстанции также пришел к неправильному выводу о обоснованности доначисления налоговым органом Обществу соответствующих сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, решение налогового органа N 61 N 28.10.2008 года в части доначисления Обществу единого социального налога в сумме 329 801 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 65 960 руб., начисления пени в сумме 21 710 руб.; доначисления взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 189 руб., начисления пени в сумме 19 778 руб. является необоснованным.
При изложенным обстоятельствах, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела по эпизоду, связанному с признанием праовмерным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления налогоплательщику единого социального налога, взносов на обязательное пенсионное страхование, соответствующих сумм штрафа и пени является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятию в данной части нового судебного акта в порядке ч. 2, ч. 4 ст. 201 АПК РФ об удовлетворении заявленных требований Общества; в остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, руководствуясь п.п. 1.1 п. 1 ст. 337.37 Налогового кодекса РФ, согласно которому от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 года N 281-ФЗ), суд апелляционной инстанции считает необходимым возвратить Обществу из федерального бюджета государственную пошлину по первой и второй инстанции в общей сумме 5000 руб., уплаченную платежными поручениями N 1579 от 20.08.2008 года N 2028 от 26.11.2008 года.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.10.2008 года по делу N А27-9568/2008-6 отменить в части.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области N 61 от 28.05.2008 года "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления Открытому акционерному обществу "Разрез Томусинский" единого социального налога в сумме 329 801 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 65 960 руб., начисления пени в сумме 21 710 руб.; доначисления и предложения уплатить взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 177 189 руб., начисления пени в сумме 19 778 руб.
Требования Открытого акционерного общества "Разрез Томусинский" в указанной части удовлетворить.
Возвратить из федерального бюджета открытому акционерному обществу "Разрез Томусинский" расходы по оплате государственной пошлины по первой и второй инстанции в общей сумме 5000 руб. по платежным поручениям N 1579 от 20.08.2008 года N 2028 от 26.11.2008 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9568/08-6
Истец: ОАО "Разрез Томусинский"
Ответчик: Межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-276/09