Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2010 г. N А40-2331/07-127-18 (ключевые темы: таможенный режим экспорта - 18 процентов - счет-фактура - возмещение ндс - морской порт)

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2010 г. N 09АП-24966/2010

 

г. Москва

 

25.10.2010 г.

Дело N А40-2331/07-127-18

 

Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2010г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2010г.

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,

Судей Н.Н. Кольцовой, В.Я. Голобородько,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2010 г.

по делу N А40-2331/07-127-18, принятое судьей И.Н. Кофановой

по иску (заявлению) ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1

о признании недействительным решения в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Степанова А.Г. дов. N СБ-537/Д от 30.12.2009, Бондарева А.Ю. дов. N СБ-347/Д от 02.12.2009, Фокиной Д.Г. дов. N СБ-341/Д от 02.12.2009;

от заинтересованного лица - Попкова А.А. дов. N 185 от 27.07.2010.

УСТАНОВИЛ

ОАО "НК "Роснефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным Решение 20.10.2006 года N52/1662 в части отказа в возмещении НДС в сумме 271 546 535 рублей (с учетом уточнения исковых требований - том 4 л.д. 67).

Решением Арбитражного суда г.Москвы от 29.05.2007г. оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 16.08.2007 г. и от 21.01.2008 г., Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.10.2008 г. N 6080/08 решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в части услуг по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн (2 211 441,33 руб.).

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 г., оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций постановлениями от 19.10.2009 г. и от 01.02.2010 г. решение налогового органа признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 27 662 981,55 рублей, отказано заявителю в праве на возмещение НДС с агентского вознаграждения в сумме 285 887 рублей.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.02.2010 года судебные акты в части отказа в возмещении НДС в общей сумме - 243 311 778,84 руб. направлены на рассмотрение по существу в Арбитражный cуд города Москвы.

Основанием направления заявления ОАО "НК "Роснефть" на рассмотрение дела по существу в Арбитражный суд г. Москвы послужило обстоятельство не рассмотрения судом первой инстанции требования Общества о признании незаконным решения налогового органа от 20.10.2006 г. N 52-1662 в части отказа в возмещении НДС в общей сумме 243 311 778 руб. 84. коп.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2010 требования ОАО "НК "Роснефть" удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.

1. Эпизод, связанный с транспортировкой сырья для изготовления экспортного товара (сумма 151 061 383,76 руб.).

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что у контрагентов отсутствовали основания для выставления ОАО "НК "Роснефть" счетов-фактур с налоговой ставкой 18%, а у заявителя - основания для предъявления указанных в счетах-фактурах сумм налога к вычету, поскольку из характера операций, применительно к которым заявлен к вычету НДС, усматривается, что данные операции были осуществлены исключительно в отношении экспортных товаров.

Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.

Решением налоговый орган отказал ОАО "НК "Роснефть" в возмещении НДС, уплаченного контрагентам (ОАО "АК "Транснефть", ОАО "РЖД", ЗАО "Нафтатранс", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ООО "Дальнефтетранс", ООО "Компания "Импэкс-плюс", ОАО "Новая перевозочная компания", ЗАО "Нефтетранспортная компания", ООО "РН -Краснодарнефтегаз") за оказание услуг по транспортировке сырья, из которого впоследствии вырабатывались товары, направляемые на экспорт.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

Таким образом, подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает применение налоговой ставки 0 процентов только при транспортировке и иных названных в подпункте услугах, оказанных в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, а не сырья, из которого данные товары изготавливаются.

Следовательно, законодательством не предусмотрено налогообложение транспортировки сырой нефти для ее последующей переработки по налоговой ставке 0 процентов.

Материалами дела подтверждается, что под таможенный режим экспорта были помещены нефтепродукты. Нефть для производства нефтепродуктов, по услугам транспортировки которой налоговым органом отказано в возмещении по данному эпизоду, под таможенный режим экспорта не помещалась - ГТД в отношении нефти, перевозимой на нефтеперерабатывающие заводы, не оформлялись.

Следовательно, услуги по транспортировке сырья на нефтеперерабатывающие заводы для изготовления нефтепродуктов, которые впоследствии экспортированы, должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, что подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления ФАС МО по делам N А40-7413/07-114-38 от 28.01.2010; N А40-78766/06-141-468 от 09.06.2009; NА40-24298/07-127-156 от 18.06.2009, NА40-73315/06-116-374 от 18.01.2010; NА40-13259/07-90-63; постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2009 NА40-29877/07-111-134 и т.д.).

Таким образом, с учетом решения Арбитражного суда г. Москвы от 28.05.2008 г. суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отказ налогового органа в возмещении НДС по данному эпизоду подлежит признанию недействительным в сумме 151 061 383,76 руб. (173 796 448,76 - 22 735 065).

2. Эпизод, связанный с перевозкой, погрузкой и перегрузкой экспортируемого товара на сумму 90 324 841,55 рублей (95 252 758,10 - 4 927 916,55).

В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что поставщики услуг Заявителя, неправомерно применили к оказанным услугам ставку НДС 18 %. Налоговый орган считает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применению подлежала ставка НДС 0 %, так как услуги оказывались в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Следовательно, в счетах-фактурах, на основании которых Заявителем в июне 2006 года применены налоговые вычеты, налоговая ставка указана неверно, они оформлены с нарушением статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации и не могут служить основанием для применения налоговых вычетов.

Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.

Как пояснил заявитель товары, в отношении которых оказывались услуги, не были помещены под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг.

Согласно Расчету налоговых вычетов по входящим счетам-фактурам в разрезе грузовых таможенных деклараций, представленному Заявителем в материалы дела, часть сумм НДС в размере 14 363 253,88 руб., в возмещении которых было отказано налоговым органом, приходится на счета-фактуры, выставленные до оформления грузовых таможенных деклараций на товар, в отношении которого оказывались услуги. С учетом решения суда от 28.05.2008 г. указанная сумма составляет 9 435 337,33 руб. (14 363 253,88 - 4 927 916,55).

Налоговым органом возражения относительно данного расчета не заявлены, контррасчет не представлен.

Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров. Аналогичная правовая позиция приведена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 1375/07, от 30.11.2007 N7205/07.

Также Заявитель указывает, что в случае транспортировки нефти и нефтепродуктов до морских портов в целях последующего вывоза морским транспортом за пределы территории Российской Федерации, указанные товары не могут рассматриваться как товары, помещенные под таможенный режим экспорта, до момента их предъявления таможенному органу в морском порту. Соответственно, по мнению Заявителя, к таким услугам подлежит применению ставка НДС 18 процентов.

Часть услуг, оказанных Заявителю поставщиками, была связана с транспортировкой нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом до российских морских припортовых терминалов с целью их последующего вывоза с территории Российской Федерации морским транспортом.

Приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" (далее - Приказ N 800) были определены места декларирования товаров, классифицируемых в товарных позициях 2709 и 2710 ТН ВЭД России (далее - товары) и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации морским транспортом (включая случаи перевалки (перегрузки) товаров с речных судов на морское судно) - таможенные органы, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.

Позиция Заявителя о применении Приказа N 800 подтверждается письмами Федеральной таможенной службой от 24.12.2008 N 01-09/54911, от 28.12.2006 N 01-18/46684, письмами Минфина России от 17.02.2009 N 03-07-15/20, от 22.06.2010 N03-07-08/184.

Приказ N 800 вступил в силу с 19.12.2006. Вместе с тем, фактический порядок декларирования товаров, обозначенный в приказе ФТС России от 24.08.2006 N 800, аналогичен ранее действовавшему, и связан с особенностями транспортировки и документального оформления нефти и нефтепродуктов.

В рассматриваемой ситуации таможенное оформление перевозимых товаров (нефти и нефтепродуктов) производилось в таможенных постах, в регионе деятельности которых осуществлялась погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации (в морских портах). В связи с этим, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, в таможенных декларациях (в том числе, временных) в качестве вида транспорта и транспортного средства указывается морской транспорт и наименование морского судна, а также морского перевозочного документа.

После предъявления товара таможенному органу в морском порту соответствующие отметки проставляются только на судовых документах, так как вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации производится морским транспортом.

Проставление таможенных печатей и штампов на железнодорожных накладных не производится, так как согласно официальной позиции ФТС России (письмо от 24.12.2008 N 01-09/54911) перевозка товаров до места таможенного оформления осуществляется вне рамок таможенных правоотношений и не рассматривается таможенными органами как перемещение под таможенным контролем и, соответственно, как перевозка товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

В настоящем деле груз был передан для перевозки с оформлением железнодорожной накладной внутреннего сообщения без каких - либо отметок таможенного органа, т.е. к перевозке был принят груз, не находящийся под таможенным контролем и не помещенный под таможенный режим экспорта.

При оценке доводов и доказательств судом учтена правовая позиции Федерального арбитражного суда Московского округа, изложенная в постановлении от 11.06.2010 по делу N А40-56/08-140-1 и Девятого арбитражного апелляционного суда арбитражного апелляционного суда, изложенная в постановлении от 23.06.2010 по делу NА40-51347/07-118-341.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N ВАС-17977/09 к услугам по транспортировке товара по территории Российской Федерации до морских припортовых терминалов при последующем убытии товаров с территории Российской Федерации морским транспортом применяется ставка НДС 18 %. В названном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал: Наличие только временных периодических таможенных деклараций, представленных таможенному органу, определенному приказом N 800, не обеспечивает надлежащего таможенного контроля за товарами до их прибытия на таможенный пост, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации. Таможенные органы при указанном декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.

Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Заявителем представлен в материалы дела расчет суммы НДС по транспортировке товара до морских портов, который подтверждается представленными в материалы дела грузовыми таможенными декларациями.

Сумма НДС по услугам транспортировки товара до морского порта составляет 69 929 945,54 руб.

Судом первой инстанции рассмотрены примеры оказания услуг по транспортировке товара до морского порта.

А) транспортировка нефтепродуктов с самарской группы заводов -нефтепродукты произведенные в Самарской области трубопроводным транспортом доставлялись до наливного пункта Никольское, далее железнодорожным транспортом доставлялись в резервуарный парк в г.Туапсе, откуда переваливались в морские суда для отправки на экспорт.

В частности, Заявителю отказано в возмещении сумм НДС но счетам-фактурам N 00000121 от 30.04.2006, N 00000133 от 30.04.2006, N 00000157 от 29.05.2006, N00000164 от 31.05.2006, N 00000211 от 28.06.2006, N 00000212 от 28.06.2006 (том 2 л.д. 126-131) выставленным ЗАО "ТНП-Транском" и по счетам-фактурам N 712 от 30.04.2006, N 842 от 31.05.2006, N 903 от 30.06.2006 (том 3 л.д. 57-59) выставленным ОАО "АК "Транснефтепродукт".

В соответствии с договором N 06-13-01/0000705/1700Д от 09.12.2005 (том 13 л.д. 37-48) с ОАО "АК "Транснефтепродукт", ОАО "АК "Транснефтепродукт" оказывало услуги по транспортировке нефтепродуктов до наливного пункта "Никольское" для дальнейшей транспортировки железнодорожным транспортом.

В соответствии с договором N 0034305/1883Д от 27.12.2005 г. ЗАО "ТНП-Транском" оказало для ОАО "НК "Роснефть":

услуги по перевалке нефтепродуктов с трубопроводного транспорта на железнодорожный на наливном пункте "Никольское" системы ОАО "АК "Транснефтепродукт";

услуги по организации перевозки железнодорожным транспортом нефтепродуктов со станции Никольская до припортовых терминалов Туапсе.

Нефтепродукты, в отношении которых ЗАО "ТНП-Транском" и ОАО "АК "Транснефтепродукт" оказывали услуги, не были помещены под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг.

Нефтепродукты, транспортировались по территории Российской Федерации (трубопроводным транспортом до наливного пункта Никольское и железнодорожным транспортом со ст. Никольская до Припортовых станций Туапсе) незадекларированными и были задекларированы в порту Туапсе, то есть после оказания услуг ОАО "АК "Транснефтепродукт" и ЗАО "ТНП-Транском".

Данный факт подтверждается грузовыми таможенными декларациями, оформленными на таможенном посту "Морской порт Туапсе", которому соответствует таможенный код - 10320010.

Нефтепродукты, в отношении которых оказывались услуги, были помещены под таможенный режим экспорта на основании таможенных деклараций 10320010/060606/0000889, 10320010/170606/0000954, 10320010/230606/0000978

Б) Заявителю отказано в возмещении сумм НДС по счетам-фактурам N 84225-000583 от 03.04.2006, N 84225-000747 от 20.04.2006, N 84225-000750 от 24.04.2006, N 84225-000751 от 24.04.2006, N 84225-000893 от 15.05.2006, N 84225-000966 от 20.05.2006 (том 5 л.д. 53-57) выставленным ОАО "НК "Роснефть" - Сахалинморнефтегаз" на основании договора с ОАО "НК "Роснефть" от 03.11.2000 N1355/Д (том 5 л.д. 40-52).

В соответствии с вышеназванным договором ОАО "НК "Роснефть" -"Сахалинморнефтегаз" оказывало услуги по транспортировке нефти по магистральному нефтепроводу "Оха - Комсомольск-на-Амуре" до наливного терминала Де-Кастри.

Согласно сведениям, отраженным в грузовых таможенных декларациях, вывоз нефти с территории Российской Федерации производился в порту Де-Кастри через Де-Кастринский таможенный пост нефтеналивными танкерами, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа на временных и постоянных таможенных декларациях, а также код таможенного поста, указанный в графе 7 таможенной декларации (10713020).

Таким образом, данное обстоятельство доказывает, что декларирование товаров, вывозимых с территории Российской Федерации морским транспортом, производилось в порту Де-Кастри и услуги оказаны ОАО "НК "Роснефть" "Сахалинморнефтегаз" по доставке товара в порт Де-Кастри и до его помещения под таможенный режим экспорта.

Нефтепродукты, в отношении которых оказывались услуги, были помещены под таможенный режим экспорта на основании грузовых таможенных деклараций 10713020/020606/0000144, 10713020/280606/0000164, 10713020/280606/0000165, 10713020/230606/0000158, 10713020/230606/0000159 (том 9 л.д. 100-106).

3. В отношении оставшейся суммы НДС, в возмещении которой было отказано налоговым органом, в размере 10 959 558,68 руб. судом первой инстанции при вынесении решения правомерно учитывается позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 20.04.2010 N ВАС-17977/09, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации обуславливает применение налоговых ставок 0% или 18% не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 процентов надлежаще оформленными документами. Более того, в названном постановлении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал:

"Таким образом, контрагенты общества "Сургутнефтегаз" в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0% и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.

Поэтому общество "Сургутнефтегаз", руководствуясь статьями 171 и 172 Кодекса, обоснованно включило в налоговые вычеты суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов".

Признание действий организаций, оказывающих транспортные услуги обоснованными, опровергает утверждение налогового органа, о неправомерном отражении Заявителем в составе налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за оказанные услуги.

Для применения ставки НДС 0 % необходимо соблюдение требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта.

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18%.

Таким образом, в случае применения к оказанным транспортным услугам налоговой ставки 0% невозможность представления организациями, оказывающими транспортные услуги собственнику нефти и нефтепродуктов, подтверждающих документов в течение 180 дней влечет необходимость исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов.

Согласно представленным в материалы дела доказательствам поставщики услуг не располагали документами, подтверждающими применение ставки НДС 0 % в соответствии с условиями, установленными статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, действия ОАО "НК "Роснефть" по заявлению к налоговому вычету сумм НДС являются правомерными.

Таким образом, суд первой инстанции с учетом вынесенных по делу судебных актов, размера исковых требований Заявителя, сделал обоснованный вывод о том, что решение налогового органа подлежит признанию недействительным в части отказа Заявителю в возмещении сумм НДС в размере 241 386 225,31 руб.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ

решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2010 по делу N А40-2331/07-127-18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

 

Председательствующий

С.Н. Крекотнев

 

Судьи

Н.Н. Кольцова
В.Я. Голобородько

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.