город Ростов-на-Дону |
дело N А53-11784/2011 |
18 октября 2011 г. |
15АП-9617/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
при участии:
от Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - представитель - Толмачев М.В. по доверенности от 12.05.2011 г., Гришанова И.А. по доверенности от 20.04.2011 г.;
от общества с ограниченной ответственностью "Донбункер" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания общество уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донбункер"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2011 по делу N А53-11784/2011, принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению Южного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта к обществу с ограниченной ответственностью "Донбункер" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Южное управление государственного морского и речного надзора (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Донбункер" (далее - ООО "Донбункер") о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 03.08.2011 г. общество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением штрафа в сумме 30 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в осуществлении перевозки грузов с неукомплектованным экипажем.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Донбункер" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 03.08.2011 г. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что судно прошло необходимую проверку, было признано соответствующим всем требованиям и получило разрешение на плавание. Судовые роли со штампом "разрешение отхода" являются доказательством того, что судно выполнило требования по укомплектованию экипажа. Проверка проведена управлением без законных оснований и при отсутствии полномочий на ее проведение.
В судебном заседании представители управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа N 81 от 12.05.2011 г., сотрудниками Южного управления государственного морского и речного надзора в отношении ООО "Донбункер" проведена выездная внеплановая проверка.
В ходе проверки установлено, что в морском порту г. Ростов-на-Дону на борту судна "СТ-763" согласно судовой роли находились пять членов экипажа: капитан см. мех., см. кап. механик капитана, два моториста рулевых, повар, тогда как согласно свидетельству о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность эксплуатации от 13.03.2008 г. N 08/2008 на теплоход "СТ-763", в составе экипажа должны находится: капитан, помощник капитана, старший механик, механик, 2 матроса.
По факту перевозки грузов с неукомплектованным экипажем, зафиксированным в акте от 18.05.2011 г. N 613-05, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 17.06.2011 г. по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела направлены управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии подпунктам 58, 59 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров и грузов подлежит лицензированию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исходя из диспозиции данной нормы, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 17 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Порядок лицензирования деятельности по перевозке грузов, а также лицензионные требования и условия при осуществлении указанной деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 490.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензировании под лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, является соблюдение лицензиатом требований по обеспечению безопасности мореплавания, установленных Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми при осуществлении перевозок грузов, являются, в том числе, укомплектование лицензиатом (соискателем лицензии) судов членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным в соответствии со статьей 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 4 Положения).
В соответствии со статьей 53 Кодекса торгового мореплавания РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа работой. При осуществлении контроля в морских торговых портах и морских рыбных портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна. Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами. При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа, обеспечивающим безопасность эксплуатации N 08/2008 от 13.03.2008 г., на борту судна должны быть 6 человек, имеющих надлежащую квалификацию, а именно: капитан, помощник капитана, старший механик, механик, 2 матроса.
Согласно представленной обществом судовой роли на теплоход "СТ-763" от 14.05.2011 г. на борту судна в соответствии с квалификацией находился один капитан, который имел надлежащую квалификацию. Квалификация остальных членов не соответствовала занимаемым должностям.
При этом в период с 14.05.2011 г. по 17.05.2011 г. общество осуществляло перевозку дизельного топлива и масла в морских портах Ростова-на-Дону и Азов.
Следовательно, вывод административного органа об осуществлении ООО "Донбункер" деятельности с нарушением лицензионных условий является доказанным.
Вина общества также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии ООО "Донбункер" всех зависящих от него мер к соблюдению лицензионных требований и условий (ст. 2.1 КоАП РФ).
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод жалобы о том, что судовые роли со штампом "разрешение отхода" являются доказательством того, что судно выполнило требования по укомплектованию экипажа, поскольку указанные документы не опровергают нарушений в части укомплектования экипажа, выявленных в ходе проверки.
Довод заявителя об отсутствии у Южного управления государственного морского и речного надзора полномочий на проведение проверки судебная коллегия находит ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе, международных договоров Российской Федерации (пункт 5.1) о транспортной безопасности (пункт 5.1.8), вправе проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную, связную с транспортным процессом деятельность (пункт 6.1).
Согласно пункту 4 Положения N 398 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы
Южное управление государственного морского и речного надзора является территориальным органом Ространснадзора и осуществляет функции Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в пределах предоставленных полномочий в соответствии с приказом от 31.12.2008 г. N НЛ-1540фс.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.08.2011 по делу N А53-11784/2011 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11784/2011
Истец: Южное управление государственного морского и речного надзора
Ответчик: ООО "Донбункер"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9617/11