г. Самара |
|
13 сентября 2012 г. |
Дело N А65-5327/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Татнефтьавиасервис" - представителя Файзеева И.М. (доверенность от 11.01.2012),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Козела П.А. (доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17588),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционным жалобам Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, закрытого акционерного общества "Татнефтьавиасервис",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2012 года по делу N А65-5327/2012 (судья Кириллов А.Е.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Татнефтьавиасервис", г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения от 02.12.2011 по делу N 05-564/2011, постановлений о наложении штрафа по делу N А05-59/2012 и N NА05-60/2012 об административном правонарушении от 03.02.2012,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Татнефтьавиасервис" (далее - заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения от 02.12.2011 по делу N 05-564/2011, постановлений о наложении штрафа по делу N А05-59/2012 и N NА05-60/2012 об административном правонарушении от 03.02.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N А05-59/2012 от 03.02.2012, в части наложения на закрытое акционерное общество "Татнефтьавиасервис" (ОГРН 1021603641135) административного штрафа в размере 100 000 рублей; N А05-60/2012 от 03.02.2012, в части наложения на закрытое акционерное общество "Татнефтьавиасервис" административного штрафа в размере, 1494 700 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказано (т. 3, л.д.101-108).
Не согласившись с выводами суда, УФАС по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания незаконными постановлений по делу N А05-59/2012 и N NА05-60/2012 об административном правонарушении от 03.02.2012, жалобу - удовлетворить (т.3, л.д. 118-125).
ЗАО "Татнефтьавиасервис" также подана апелляционная жалоба на ту часть судебного акта, которой отказано в удовлетворении заявленного требования.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы своей жалобы (т.4, л.д. 4-8), с доводами жалобы закрытого акционерного общества "Татнефтьавиасервис" не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель закрытого акционерного общества "Татнефтьавиасервис" в судебном заседании поддержал доводы своей жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в части отказа в признании недействительным решения от 02.12.2011 по делу N 05-564/2011, апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан - оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрение апелляционных жалоб было отложено с 06.08.2012 на 10.09.2012.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, были поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация об отложении рассмотрения апелляционной жалобы была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
Представители сторон поддержали позиции, изложенные в судебном заседании 06.08.2012.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, отзывов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Татарстанским УФАС России, во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 N 66 "О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы", проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг авиатопливообеспечения воздушных перевозок в аэропортах федерального значения.
Заявитель по настоящему делу, ЗАО "Татнефтьавиасервис", является хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги хранения авиационного топлива в международном аэропорту "Казань". Расчеты за услуги, оказанные ЗАО "Татнефтьавиасервис", производятся по тарифам, установленным заявителем.
Ответчик решением от 2 декабря 2011 г. признал ЗАО "Татнефтьавиасервис" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-Фз "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги хранения авиационного топлива и услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
Постановлениями N А05-59/2012 и N А05-60/2012 по делам об административном правонарушении, которые вынесены на основании решения Татарстанского УФАС по РТ от 02.12.2011 г. заявитель привлечен к административной ответственности.
Заявитель, полагая, что вынесенные антимонопольным органом ненормативные акты противоречат закону и нарушают его права в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд.
Судом первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично, сделан вывод о наличии в действиях заявителя нарушения антимонопольного законодательства и неправильном определении УФАС размера выручки, на основании которого произведен расчет штрафа.
Судебная коллегия апелляционного суда, анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции" запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (населения), в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Услуга авиатопливообеспечения, анализ состояния конкурентной среды на которой проводился, представляет собой направленную на обеспечение эксплуатации и обслуживании воздушных судов кондиционным авиаГСМ аэропортовую деятельность, включающую в себя прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку, заправку воздушных судов авиаГСМ (пункт 1.3.6 приказа Росавиации от 24.04.2010 N 98).
В соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно ст.3 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся, в том числе услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен/тарифов, сборов на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
Согласно перечню, государственному регулированию цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах подлежат, в том числе, услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива (введены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах".
Из материалов дела усматривается, что ЗАО "Татнефтьавиасервис" оказывает услуги хранения авиационного керосина; услуги по заправке и дозаправке воздушных судов авиационным керосином и др. в границах аэропорта "Казань", расположенного в 28 км юго-восточнее города Казани на территории Лаишевского района Республики Татарстан, и, как установлено УФАС, является субъектом естественной монополии, осуществляющим услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива на территории Республики Татарстан в границах аэропорта "Казань" и в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Фз "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынках услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуг по хранению авиационного топлива.
Для осуществления деятельности ЗАО "Татнефтьавиасервис" имеет соответствующие сертификаты и лицензии.
Представленными за 2009, 2010 и 2011 годы договорами подтверждается, что ЗАО "Татнефтьавиасервис" оказывало услуги хранения авиатоплива следующим хозяйствующим субъектам: ООО "Авиакомпания "Тулпар Эйр" - договор N ДХ-28/11-2008 от 28.11.2008 г.; ОАО "Авиакомпания "Татарстан" - договор N ДХ-05/12/09 от 31.07.2009 г.; ГУ "Автохозяйство МВД по РТ" - договор N ДХ 1101-2010 от 11.01.2011 г.; ООО "Авиэйшн лоджистик сервисес" - договор N ДХ-0112-2010 от 01.12.2010 г.; ОАО "Казанское авиапредприятие" - договор ДХ-1101-2011 от 11.01.2011 г.; ООО "РН-Аэро" - договор хранения N 1598/1-209 от 17.02.2011 г.
Объем услуг хранения авиакеросина, оказанных ЗАО "Татнефтьавиасервис" в 2009 году, составил 70085 тыс.рублей, в 2010 году - 149469 тыс.руб., а в 1 полугодии 2011 года - 79342 тыс.руб.
УФАС установлено, что тариф на услуги хранения авиационного керосина формируется ЗАО "Татнефтьавиасервис", исходя из планируемых затрат с учетом инфляции и объемов оказанных услуг, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1993 г. N 724, приказами Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 и от 23.11.2001 N 211, путем составления калькуляции затрат на услуги хранения авиационного керосина, и утверждения ее директором общества.
Тариф, установленный и применяемый ЗАО "Татнефтьавиасервис" на услуги по хранению авиационного керосина в 2009,2010 и 2011 годах, составил 610,17 руб. за тонну без НДС.
Указанное подтверждает, что ЗАО "Татнефтьавиасервис", занимая доминирующее положение на рынке услуг хранения авиакеросина, производило расчет на основании самостоятельно установленных тарифов.
ЗАО "Татнефтьавиасервис" осуществляет заправку авиационным топливом (при необходимости) воздушных судов всех авиакомпании, независимо от того, чье топливо используется при данной заправке.
Услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом ЗАО "Татнефтьавиасервис" осуществляет на основании Соглашения по заправке (снабжению) авиационным керосином воздушных судов в аэропорту "Казань" заключенного с авиакомпаниями, являющегося неотъемлемой частью договора поставки авиационного керосина и спецжидкостей для обеспечения воздушных судов в аэропорту "Казань".
Пунктом 2.1. соглашения, предусмотрена обязанность ЗАО "Татнефтьавиасервис" (продавец) обеспечить заправку топливом воздушные суда покупателя и предпринять все меры для того, чтобы не задерживать вылет воздушного судна покупателя.
В соответствии с пунктом 8.1 договора поставки авиационного керосина и спецжидкостей для обеспечения воздушных судов в аэропорту "Казань", расчеты за поставляемое топливо производятся согласно базисной цене, зарегистрированной ЗАО "Татнефтьавиасервис" в ЦРТ ФАВТ МТ РФ на дату заправки с учетом тарифа за обеспечение воздушных судов топливом на перроне аэропорта "Казань" и НДС.
В случае, если ЗАО "Татнефтьавиасервис" осуществляет заправку воздушного судна авиакомпании ее собственным авиакеросином, хранящимся у ЗАО "Татнефтьавиасервис" по отдельному договору, авиакомпания оплачивает продавцу только стоимость обеспечения воздушного судна топливом на перроне аэропорта "Казань".
В 2009, 2010 и 2011 годах ЗАО "Татнефтьавиасервис" оказывало услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом следующим хозяйствующим субъектам: ОАО "Авиакомпания "Татарстан", ООО "Волга-Днепр", ООО "ВИМ-Авиа", ОАО "ЮТэйр Авиакомпания", ООО "Авиакомпания Тулпар Эйр", ООО "Авиэйшн Лоджистик Сервисес", ООО "Оренбургские авиалинии", ООО "Северный ветер" и др.
Объем услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, оказанных ЗАО "Татнефтьавиасервис" в 2009 году, составил 1548 тыс.рублей, в 2010 году - 4647 тыс.руб., в 1 полугодии 2011 года - 1460 тыс.руб.
УФАС установлено, что тариф на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным керосином формируется ЗАО "Татнефтьавиасервис", исходя из планируемых затрат, с учетом инфляции и объемов оказанных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1993 г. N 724, приказами Минтранса Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 и от 23.11.2001 N 211.
Заявителем составляется калькуляция затрат на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным керосином, которая утверждается директором общества.
Тариф, установленный ЗАО "Татнефтьавиасервис", на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом в 2009, 2010 и 2011 годах, составлял 1750 руб. за тонну без НДС и 3850 руб. за тонну без НДС.
Указанное обстоятельство подтверждает, что ЗАО "Татнефтьавиасервис", занимая доминирующее положение на рынке услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, производит расчет на основании самостоятельно установленных тарифов.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О естественных монополиях" регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляются федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее -органы регулирования естественных монополий).
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий является Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России).
Разграничение полномочий между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий".
07.08.2009 года Федеральная служба по тарифам приказом N 182-т/3 утвердила перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование, которых осуществляется ФСТ России. ЗАО "Татнефтьавиасервис" включено в данный перечень.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и услуги по хранению авиационного топлива с 04.08.2009 г. (с момента вступления постановления N599 в законную силу) включены в перечень услуг субъектов естественных монополий тарифы, на которые утверждаются уполномоченным государственным органом.
Таким образом, при определении стоимости услуг, относящихся к сфере услуг естественной монополии, ЗАО "Татнефтьавиасервис" в аэропорту "Казань" должно применять тарифы, утвержденные ФСТ России.
Судом установлено, что ЗАО "Татнефтьавиасервис" с 4 августа 2009 года по 6 ноября 2011 года осуществляло деятельность по хранению авиатоплива и обеспечению заправки воздушного судна авиатопливом в отсутствие тарифов, установленных ФСТ России, поскольку ФСТ России установило данные тарифы ЗАО "Татнефтьавиасервис" только 13 сентября 2011 года (приказ N 214-т/9).
ЗАО "Татнефтьавиасервис" 17 августа 2009 года направлено в ФСТ России предложение об установлении для предприятия зарегистрированного ЦРТ ФАВТ МТ РФ тарифа на обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом в размере 3850 руб. за тонну (без НДС) и тарифа за хранение авиационного топлива в размере 610,17 руб. за тонну (без НДС).
Однако, с указанным предложением по установлению тарифов, ЗАО "Татнефтьавиасервис" в ФСТ России не направлены какие-либо документы.
24.06.2009 Федеральной службой по тарифам приказом N 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения).
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержден пунктом 1 (приложение N 1), а перечень документов, предоставляемых для рассмотрения вопроса по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, пунктом 4 (приложение N 4) данного приказа.
Согласно, данному Порядку рассмотрение вопроса по установлению (изменению) тарифов в ФСТ России осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов либо по инициативе ФСТ России.
В случае если инициатором предложения по установлению тарифов является субъект естественной монополии (пункт 29 Порядка), к предложению об установлении тарифов прилагаются документы в соответствии с перечнем, утвержденным пунктом 4 к данному приказу.
Срок принятия решения об установлении (изменении) тарифов не должен превышать 60 календарных дней с момента направления инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов письменного уведомления о начале процедуры рассмотрения предложения по существу. В случае необходимости срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов может быть продлен на 30 рабочих дней, но при этом срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов не должен превышать шести месяцев со дня поступления предложения.
На заседании Комиссии представителем общества было заявлено устное ходатайство, о привлечении в качестве третьего лица для участия в данном деле Федеральной службы по тарифам.
Указанное ходатайство не было удовлетворено Комиссий, в связи с тем, что несоблюдение ФСТ России законного Порядка по рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, не является основанием для признания действий ЗАО "Татнефтьавиасервис", осуществляющего расчеты за услуги хранения авиатоплива и услуги обеспечения заправки воздушных судов авиатопливом на основании самостоятельно установленных тарифов, правомерными.
Исходя из изложенного, ЗАО "Татнефтьавиасервис" 17 августа 2009 года направило в ФСТ России предложение об установлении тарифов, с нарушением пунктов 1 и 4 приказа ФСТ России от 24.06.2009 N 135-т/1.
ФСТ России 4 сентября 2009 года (исх. N ЕВ-6271/10) направило в адрес ЗАО "Татнефтьавиасервис" запрос с целью получения документов и информации, для установления обществу тарифов на услуги "обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом" и "хранение авиационного топлива" на 2009 год.
07 октября 2009 года ЗАО "Татнефтьавиасервис" направило в ФСТ России запрошенную информацию (исх.N 619/09).
Письмами от 13 мая 2010 года N 10-770, 29 ноября 2010 года N10-1955 и 25 февраля 2011 года N10-210 Федеральная служба по тарифам дополнительно запросила информацию, касающуюся хозяйственной деятельности ЗАО "Татнефтьавиасервис" за 2009 год, за 2010 год и планируемую деятельность в 2011 году.
ЗАО "Татнефтьавиасервис" направило информацию в ФСТ России 2 июня 2010 года N 322/10, 11 января 2011 года N 007/11 и 11 марта 2011 года N 149/11.
Также ЗАО "Татнефтьавиасервис" представляло информацию в ФСТ России 12 ноября 2010 года, 31 марта 2011 года, 2 августа 2011 года и 19 августа 2011 года.
23 августа 2011 года ФСТ России направила в адрес ЗАО "Татнефтьавиасервис" письмо, в котором сообщалось, что 25 августа 2011 года состоятся предварительные слушания по вопросу установления тарифов на услуги в аэропортах, в том числе аэропорте "Казань", оказываемые ЗАО "Татнефтьавиасервис" (исх.N ТС-6754/10).
Кроме того, ФСТ России приказом N 314-т от 24.06.2011 г. включила ЗАО "Татнефтьавиасервис" в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в раздел II "Услуги аэропорта", под регистрационным N 16/2/5.
Приказом N 214-т/9 от 13.09.2011 года ФСТ России были установлены для ЗАО "Татнефтьавиасервис" следующие тарифы:
на обеспечение заправки воздушного судна авиационным топливом - 1343 руб/тн;
хранение авиационного топлива - 177 руб./т сутки.
Данный приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.10.2011 г. и вступил в законную силу 06.11.2011 г.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что ЗАО "Татнефтьавиасервис" с 4 августа 2009 года (вступление в законную силу постановления N 599) по 6 ноября 2011 года (вступление в законную силу приказа ФСР России) оказывало услуги по обеспечению заправки воздушного судна авиационным топливом и услуги хранения авиационного керосина по самостоятельно установленным тарифам, превышающим тарифы, установленные ФСТ России (в 2,9 раза и 3,4 раза).
Указанные действия, как правильно указал УФАС, приводят (могут привести) к ущемлению интересов авиакомпаний - потребителей услуг ЗАО "Татнефтьавиасервис".
Представители ЗАО "Татнефтьавиасервис" пояснили, что значительное уменьшение тарифа на услуги по обеспечению заправки воздушного судна авиационным топливом, установленных ФСТ России, связано, с тем, что из данного тарифа были исключены затраты на доставку авиакеросина, которые в настоящее время ЗАО "Татнефтьавиасервис" включает в стоимость авиакеросина. То есть, фактически затраты по доставке авиатоплива были просто исключены из одного тарифа и включены в стоимость авиатоплива.
Однако, потребителями услуг ЗАО "Татнефтьавиасервис" также являются хозяйствующие субъекты, которые осуществляют только заправку воздушных судов своим топливом, хранящимся в резервуарах ЗАО "Татнефтьавиасервис" (ОАО "Авиакомпания "Татарстан" и др).
Учитывая отсутствие у ЗАО "Татнефтьавиасервис" других тарифов по заправке авиатопливом, применение тарифов, включающих услуги по доставке авиатоплива, приводит (может привести) к ситуации, когда авиакомпании, которым необходимо только услуга по заправке воздушного судна своим авиакеросином (самостоятельно доставляющие авиакеросин до места хранения в аэропорт Казань), также дополнительно оплачивают услуги по доставке чужого авиатоплива.
Таким образом, применение таких тарифов привело (могло привести) к ущемлению интересов этих авиакомпаний, так как они вынуждены оплачивать услуги, которые им не оказывались.
ЗАО "Татнефтьавиасервис" представлена копия телеграммы за подписью директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта России В.Н.Тасун (N 01-01-02/2746 от 27.08.2010 г.), которая направлена организациям, выполняющим обслуживание воздушных судов в аэропортах, авиакомпаниям и управлениям воздушного транспорта. В телеграмме указано, что, в связи с поступающими запросами по применению тарифов на услуги по заправке воздушных судов авиационным топливом и по хранению авиационного топлива для организаций, в отношении которых вопрос о включении в реестр субъектов естественных монополий и утверждении тарифов находится в стадии рассмотрения и по итогам данного вопроса с ФСТ России до утверждения в установленном порядке тарифов на услуги по заправке и хранению авиационного топлива, возможно применение данными организациями: зарегистрированного ранее тарифа за обеспечение авиаГСМ - при осуществлении заправки воздушных судов авиационным топливом; договорных тарифов - при осуществлении услуги по хранению авиационного топлива.
На заседании комиссии представители ЗАО "Татнефтьавиасервис" отметили, что общество было заинтересовано в исполнении требований действующего законодательства, что подтверждает направленное ЗАО "Татнефтьавиасервис" обращение (предложение) в ФСТ России с просьбой об установлении тарифов на услуги хранения авиационного топлива и услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным на уровне зарегистрированных в ЦРТ ФАВТ МТ РФ (исх. N 504А/09 от 17.08.2009 г.), то есть 17.08.2009 г.
Приказом ФСТ России N 135-т/1 от 24.06.2009 г установлен срок принятия решения об установлении (изменении) тарифов, который не должен превышать 60 календарных дней с момента направления инициатору рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов письменного уведомления о начале процедуры рассмотрения предложения по существу. В случае необходимости срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов может быть продлен на 30 рабочих дней, но при этом срок рассмотрения вопроса по установлению (изменению) тарифов не должен превышать шести месяцев со дня поступления предложения.
То есть, срок рассмотрения обращения по установлению тарифов для ЗАО "Татнефтьавиасервис" исчислялся с 17 августа 2009 года и истек 17 февраля 2010 года.
В установленный законодательством срок, тарифы на услуги хранения авиационного топлива и услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом для ЗАО "Татнефтьавиасервис" не установлены.
В соответствии с приказом ФСТ РФ от 04.06.2010 N 216 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" заявители (заинтересованные лица) могут обжаловать действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции, в том числе при досудебном обжаловании, в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и о судопроизводстве в арбитражных судах.
Как правильно указал суд, ЗАО "Татнефтьавиасервис" не предприняты меры по установлению тарифов.
Заявитель в судебные органы не обращался.
Кроме того, ЗАО "Татнефтьавиасервис", в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Фз "О защите конкуренции", могло обратиться в Федеральную антимонопольную службу с заявлением, указав на допускаемые ФСТ России нарушения, которые могли повлечь ограничение, устранение конкуренции и препятствовали хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, материалами дела доказано, что после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах" и до утверждения ФСТ России тарифов, ЗАО "Татнефтьавиасервис" осуществляло деятельность по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива на территории аэропорта "Казань" по тарифам, которые не были утверждены уполномоченным государственным органом, то есть с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении ЗАО "Татнефтьавиасервис" п. 10 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-Фз "О защите конкуренции" установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на услуги хранения авиационного топлива и на услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом.
При этом, телеграмма за подписью директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта России В.Н.Тасун (N 01-01-02/2746 от 27.08.2010 г.) о возможности до утверждения тарифов ФСТ России применять тарифы установленные предприятием, правомерно оценена судом, как имеющая рекомендательный характер, не отменяющая нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации.
В части назначения штрафа по постановлениям от 03.02.2012 N А05-59/2012 в размере 100 000 рублей и N А05-60/2012 в размере, 1494 700 рублей судом суд признал, что при назначении штрафов административный орган нарушил требования действующего законодательства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Таким образом, при определении размера штрафа, налагаемого на юридических лиц, административный орган должен определить размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной на рынке данного товара (работы, услуги). Не допускается определение штрафа, исходя из совокупной выручки юридического лица.
В силу примечания к статье 14.31 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, правила определения выручки установлены законодателем императивно.
В соответствии со статьей 248 НК РФ доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Как правильно указал суд, обжалуемые постановления ответчика не содержат доказательств исследования и ссылок на первичные документы заявителя, как того требуют положения указанной статьи.
Кроме того, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности не подтверждают, что выручка, из которой антимонопольным органом исчислен размер штрафа, налагаемого на заявителя, определена по правилам статей 248 и 249 НК РФ.
В рассматриваемом случае для правильного определения размера административной санкции управление на основе запрошенной и полученной от заявителя информации произвело ряд арифметических действий без анализа и проверки первичных документов.
Из оспариваемого постановления антимонопольного органа следует, что Управление при определении размера штрафа в качестве суммы выручки, в соответствии с расчетом суммы выручки, предоставленным лицом в отношении, которого составлен протокол об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что Управлением не проводилось анализа первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы от конкретного вида деятельности, документов налогового учета. В то время как, на основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Данные об объеме и видах оказанных услуг, не отвечают требованиям примечаний к статье 14.31 КоАП РФ и не получили оценки ответчика в ходе административного производства, и как следствие, не отражены в обжалуемом постановлении.
Сведения, полученные за рамками административного производства и не отраженные при оформлении его результатов, не могли быть применимы судом в порядке ст.68 АПК РФ.
Сумма штрафа, наложенного на заявителя, рассчитана антимонопольным органом исходя из неподтвержденного расчета выручки заявителя за 2010 год от реализации товаров (работ, услуг), на рынке, которого совершено административное правонарушение, тогда как должны были быть исследованы данные за 2009 год.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Данная правовая позиции вытекает из единообразия в толковании и применении правовых норм, сложившегося при рассмотрении аналогичных Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. N 11132/11.
Помимо изложенного, с учетом положений ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при рассмотрении вопроса о назначении штрафа административным органом должна быть проанализирована и дана оценка характеру совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественному положению, обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, и обстоятельствам, отягчающим административную ответственность.
Доводы, приведенные сторонами в апелляционных жалобах, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2012 года и удовлетворения апелляционных жалоб.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2012 года по делу N А65-5327/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5327/2012
Истец: ЗАО "Татнефтьавиасервис", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань