г. Владивосток |
|
29 октября 2012 г. |
Дело N А24-2776/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-7933/2012
на решение от 15.08.2012
судьи Д.Н. Довгалюк
по делу N А24-2776/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (ИНН 4101008028, ОГРН 1024101017203)
о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН 4100023217, ОГРН 1024101030843) от 30.05.2012 N 051/001/24-2012
при участии:
от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю (далее - заявитель, Камчатстат, страхователь) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - контролирующий орган, Управление) от 30.05.2012 N 051/001/24-2012, которым Камчатстат привлечён к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа. Следовательно, оспариваемое решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа, доначисление страховых взносов и начисление пеней не соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.08.2012, Управление просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. Ссылаясь на статью 7 Закона N 212-ФЗ, в которую Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения, заявитель жалобы считает, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, поскольку в соответствии со статьёй 262 Трудового кодекса Российской Федерации, данная оплата произведена в рамках трудовых отношений, что согласуется с позицией, изложенной в Письме Минздравсоцразивития России от 15.03.2011 N 784-19.
При этом заявитель жалобы ссылается на определение ВАС РФ от 17.01.2012 N ВАС-16584/11, которым прекращено производство по делу о признании недействующим письма Минздравсоцразивития России от 15.03.2011 N 784-19.
Кроме того, Управление считает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 1798/10, так как указанное постановление принято до внесения изменений в часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края, надлежащим образом извещённые о времени месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Управлением Пенсионного фонда в период с 07.03.2012 по 23.04.2012 проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Камчатстата за период с 01.01.2010 по 31.12.2011.
В ходе проверки контролирующим органом выявлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на суммы, выплаченные в январе 2011 года работникам Егоровой Е.В., Назиной О.И. (3.366,40 и 4.551,84 рублей), в феврале 2011 года работнику Егоровой Е.В. (5.172,12 рублей), в марте 2011 года работнику Егоровой Е.В. (5.045,25 рублей), в апреле 2011 года работникам Егоровой Е.В., Назиной О.И. (3.401,24 и 6.045,44 рублей), в мае 2011 года работнику Егоровой Е.В. (3.424,56 рублей), в октябре 2011 года работнику Егоровой Е.В. (5.338,95 рублей), в ноябре 2011 года работнику Егоровой Е.В. (3.481,84 рублей), в качестве оплаты дополнительных дней отдыха для ухода за детьми-инвалидами, всего на общую сумму - 39.826 рублей, что отражено в акте проверки от 04.05.2012 N 051/001/24-2012.
Из акта проверки следует, что доначисление страховых взносов произведено, в связи с изменениями, внесенными в статью 7 Закона N 212-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2011 года, согласно которым, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
30.05.2012 Управлением принято решение N 051/001/24-2012 о привлечении заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2.477,4 рублей. Данным решением Камчатстату также доначислены страховые взносов в общей сумме 12.387 рублей за 2011 год и начислены пени по состоянию на 04.05.2012 в сумме 1.146,95 рублей.
20.06.2012 заявителю направлено N 31 требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с решением Управления от 30.05.2012 N 051/001/24-2012, Камчатстат обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы жалобы, судебная коллегия считает, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом N 212-ФЗ.
В силу статьи 5 Закона N 212-ФЗ заявитель относится к категории страхователя по обязательному пенсионному страхованию, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, который обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона N 212-ФЗ, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
То обстоятельство, что Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 принято до внесения изменений в статью 7 Закона N 212-ФЗ (Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ) не имеет правового значения, поскольку изменения, внесенные в указанную статью, не изменяют характера данных выплат. Как указано выше, они имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Учитывая вышеизложенные нормы права, правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, довод заявителя жалобы о том, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами, производится только в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, судебная коллегия признаёт несостоятельным как основанный на неправильном толковании норм права.
Ссылка управления на Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 судебной коллегией отклоняется. Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2011 N ВАС-10887/11, в указанном Письме содержится мнение Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития России, представляющее собой толкование правовой нормы, содержащейся в статье 7 Закона о страховых взносах, и это Письмо не создает новой правовой нормы. Арбитражные суды, рассматривающие споры соответствующей категории, не связаны положениями оспариваемого Письма, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
Соответственно, то обстоятельство, что определением ВАС РФ от 17.01.2012 N ВАС-16584/11 прекращено производство по делу о признании недействующим письма Минздравсоцразивития России от 15.03.2011 N 784-19, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого дела.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований у контролирующего органа для привлечения страхователя к ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2.477,4 руб., доначисления страховых взносов на общую сумму в размере 12.387 руб. за 2011 год, пеней в размере 1.146,95 руб.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края от 30.05.2012 N 051/001/24-2012 является правомерным.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.08.2012 по делу N А24-2776/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2776/2012
Истец: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Камчатскому краю
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края