Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 г. N 06АП-2321/13 (ключевые темы: топливо - воздушное судно - антимонопольный орган - тарифы на услуги - субъекты естественных монополий)

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2013 г. N 06АП-2321/13

 

г. Хабаровск

 

03 июля 2013 г.

Дело N А73-4803/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2013 года.

 

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Песковой Т.Д.

судей Балинской И.И., Швец Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.

при участии в заседании:

от Открытого акционерного общества "Хабаровский Аэропорт": Страфун Максим Анатольевич, представитель по доверенности от 25.05.2012 N 38;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Ильченко Лариса Александровна, представитель по доверенности от 26.06.2012 N 6/4654

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на решение от 28.03.2013 по делу N А73-4803/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Чаковой Т.И.

по заявлению Открытого акционерного общества "Хабаровский Аэропорт"

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о признании недействительным решения УФАС по Хабаровскому краю от 16.01.2012 N 1 по делу N3-1/245

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Хабаровский Аэропорт" (ОГРН 1052700246532, место нахождения: 680031, Хабаровский край, г. Хабаровск, Матвеевское ш., 28Б; далее - ОАО "Хабаровский Аэропорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700921022, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, 67; (далее - управление, антимонопольный орган) от 16.01.2012 N 1, которым общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в связи с применением цены (тарифа) за услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденной соответствующим органом регулирования.

Решением от 28.06.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемый ненормативный акт антимонопольного органа признан недействительным в связи с его несоответствием действующему законодательству.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.12.2012 решение от 28.06.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А73-4803/2012 Арбитражного суда Хабаровского края отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.

Основанием для отмены послужило то обстоятельство, что суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали требования ОАО "Хабаровский Аэропорт" в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 200 АПК РФ.

При новом рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Хабаровского края решением от 28.03.2013 заявленные ОАО "Хабаровский Аэропорт" требования удовлетворил, признав оспариваемый ненормативный акт антимонопольного органа несоответствующим действующему антимонопольному законодательству.

Не согласившись с судебным актом, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.

В качестве доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней управление указывает, что вывод суда первой инстанции о своевременном обращении общества для получения утвержденного надлежащим образом тарифа на услугу - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, противоречит обстоятельствам дела, поскольку ОАО "Хабаровский Аэропорт" в ходе рассмотрения дела N 3-1/245 не представило документов, позволяющих достоверно установить направление в ФСТ России письма от 26.10.2009 N 6-7679.

Антимонопольный орган также полагает, что вывод суда об обоснованности действий руководства ОАО "Хабаровский Аэропорт" со ссылкой на указания Министерства транспорта России, основан на ошибочном толковании норм права, поскольку Минтранс не относится к органам, осуществляющим правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов, сборов), а также не уполномочен осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, контролировать вопросы, связанные с их определением (установлением) и применением.

Кроме этого, УФАС по Хабаровскому краю указывает, что вывод суда о том, что доказательств нарушения чьих-либо прав и ущемления интересов действиями ОАО "Хабаровский Аэропорт" антимонопольным органом не представлено, также основан на ошибочном толковании норм Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку положениями статьи 10 названного Закона закреплено, что нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования субъектом, который занимает доминирующее положение, является злоупотреблением.

Антимонопольный орган также полагает, что судом первой инстанции необоснованно не были применены разъяснения, данные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 N 12074/11, о том, что поскольку до утверждения ФСТ России тарифов размер платы был определен сторонами самостоятельно в договорах на оказание услуг, следовательно, это обстоятельство свидетельствует о нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

УФАС по Хабаровскому краю также считает, что соответствующие тарифы ОАО "Хабаровский Аэропорт" были утверждены (письмо ФСТ России от 21.06.2012 N СН-4841/13) лишь после исполнения обществом предписания антимонопольного органа N 1 от 16.01.2012 (отчет об исполнении предписания ОАО "Хабаровский Аэропорт" от 12.03.2012 N 3-1-1307).

В заседании суда апелляционной инстанции представитель УФАС по Хабаровскому краю поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО "Хабаровский Аэропорт" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, поскольку дополнительных доказательств сторонами не представлено.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также обоснованность доводов отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции необходимо отменить по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что антимонопольным органом в период с 20.04.2011 по 20.07.2011 проведена плановая выездная проверка ОАО "Хабаровский Аэропорт", в результате которой установлены признаки нарушения обществом пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части применения тарифа на услугу: обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также в части поддержания монопольно высокой цены авиатоплива, о чем составлен акт от 20.07.2011 N 2.

Приказом и.о. руководителя управления от 26.09.2011 N 564 возбуждено дело N 3-1/245 по признакам нарушения обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением антимонопольного органа от 16.01.2012 N 1 общество признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем применения цены (тарифа) на услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, не утвержденной соответствующим органом регулирования.

Полагая, что решение антимонопольного органа от 16.01.2012 N 1 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного акта антимонопольного органа действующему законодательству.

По выводу суда первой инстанции, действия ОАО "Хабаровский Аэропорт" по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом по самостоятельно установленным тарифам при отсутствии утвержденных в установленном порядке тарифов не могут быть признаны нарушением порядка ценообразования, поскольку как общество, так и ФСТ России представили документы, подтверждающие факт своевременного обращения для получения утвержденного надлежащим образом тарифа на указанные услуги.

Кроме того, неоказание потребителям спорных услуг по причине отсутствия утвержденного тарифа привело бы к невозможности функционирования аэропорта г. Хабаровска. В связи с чем, Минтрансом России 27.08.2010 была направлена телеграмма, в соответствии с которой до утверждения в установленном порядке тарифов на услуги по заправки и хранению авиационного топлива возможно применение ранее зарегистрированных тарифов и договорных тарифов.

Кроме этого, по выводу суда первой инстанции, доказательств нарушения чьих-либо прав и ущемление интересов действиями ОАО "Хабаровский аэропорт" антимонопольным органом не представлено, а применение неустановленных тарифов явилось мерой, не зависящей от ОАО "Хабаровский аэропорт".

Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.

Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Хабаровский Аэропорт" относится к субъектам естественных монополий на транспорте в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).

Из пункта 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях следует, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о естественных монополиях одним из методов ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях относится к основным функциями ФАС России и её территориальных органов.

Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержден Постановлением Правительства России от 23.04.2008 N 293.

До 04.08.2009 государственному регулированию подлежали услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обслуживание пассажиров.

Постановлением Правительства России от 22.07.2009 N 599, вступившим в силу с 04.08.2009, указанный перечень дополнен пунктами 5 и 6, согласно которым государственному регулированию подлежат цены на услуги: "Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом" и "Хранение авиационного топлива".

Судом первой инстанции установлено, что 24.08.2009 Федеральная служба по тарифам направила обществу письмо о предоставлении перечня информации для установления цен (тарифов) на услуги, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива на 2009 в аэропортах.

По выводу суда,26.10.2009 Хабаровский аэропорт в ответ на запрос от 24.08.2009 направил в ФСТ России пакет документов для установления цен (тарифов) на услуги "обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом" и "хранение авиационного топлива" на 2009 в аэропорту г. Хабаровска, поскольку в соответствии с ответом ООО "Даймакс Хабаровск", производившим доставку названного заказного отправления, отправление вручено 29.10.2009 работнику ФСТ России.

Из материалов дела следует, что на запрос суда от 31.05.2012 руководителем ФСТ России дан ответ о получении от Хабаровского аэропорта предложении об установлении тарифов, отправленных 26.10.2009. При этом из письма следует, что тарифы своевременно не установлены из-за отсутствия правовой базы для формирования стоимостной основы тарифов на услуги.

В то же время, на запрос УФАС по Хабаровскому краю от 01.12.2011- обращалось ли ОАО "Хабаровский аэропорт" в ФСТ с просьбой об установлении тарифов на услугу: обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, поступил ответ за подписью заместителя руководителя от 19.12.2011 об отсутствии обращения ОАО "Хабаровский аэропорт".

Данный ответ явился основанием для признания антимонопольным органом наличия в действиях ОАО "Хабаровский аэропорт" в части применения цены (тарифа), не утвержденного соответствующим органом регулирования, вины в совершении правонарушения предусмотренного п.10 ч.1 ст.10 Федерального Закона "О защите конкуренции".

Суд первой инстанции, не соглашаясь с оспариваемым решением антимонопольного органа, пришел к выводу о том, что действия ОАО "Хабаровский Аэропорт" по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом по самостоятельно установленным тарифам при отсутствии утвержденных в установленном порядке тарифов не могут быть признаны нарушением порядка ценообразования, поскольку как общество, так и ФСТ России представили документы, подтверждающие факт своевременного обращения для получения утвержденного надлежащим образом тарифа на указанные услуги. Кроме того, неоказание потребителям спорных услуг по причине отсутствия утвержденного тарифа привело бы к невозможности функционирования аэропорта г. Хабаровска.

Кроме этого, по выводу суда первой инстанции, доказательств нарушения чьих-либо прав и ущемление интересов действиями ОАО "Хабаровский аэропорт" антимонопольным органом не представлено, а применение неустановленных тарифов явилось мерой, не зависящей от ОАО "Хабаровский аэропорт".

Следовательно, по выводу суда первой инстанции в действиях ОАО "Хабаровский аэропорт" отсутствуют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 разъяснено, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что ОАО "Хабаровский аэропорт" нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку, начиная с 24.08.2009 и по 12.03.2012 общество применяло самостоятельно установленные тарифы на услугу - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, подлежащие государственному регулированию.

Следовательно, апелляционная жалоба УФАС по Хабаровскому краю подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.03.2013 по делу N А73-4803/2012 отменить.

Открытому акционерному обществу "Хабаровский аэропорт" в удовлетворении требований о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16.01.2012 N 1 по делу N 3-1/245 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

 

Председательствующий

Т.Д. Пескова

 

Судьи

И.И. Балинская
Е.А. Швец

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.