Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 октября 2013 г. N 13АП-18908/13
г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А56-25158/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Прокофьев А.А. по доверенности от 26.12.2012 N 58
от ответчика (должника): Коннова В.В. по доверенности от 06.05.2013 N 09-59/14
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18908/2013) УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 по делу N А56-25158/2013 (судья Т.В. Галкина), принятое
по заявлению УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
к УПФ РФ в Василеостровском районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга N 08800113РВ0000117 от 04.02.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов по Мининой Н.А. за май 2010 года в сумме 3609 руб. и по Машак Л.Н. за январь 2011 года в сумме 6 137 руб.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2013 в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований не учел, что законодателем предусмотрено возложение негативных последствий несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства определяющего выдачу листков нетрудоспособности непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
В судебном заседании представитель заявителя требования по жалобе поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Управления с жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в ходе которой установлено занижение базы для начисления страховых взносов - по Мининой Н.А. 28.10.1984 г.р. за май 2010 года в сумме 3609 руб. и Машак Л.Н. 22.12.1967 г.р. за январь 2011 года в сумме 6137 руб.
По результатам проверки составлен Акт N 0880010001762 от 29.12.2012 на основании которого принято решение N 08800113РВ0000117 от 04.02.2013 о привлечении Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 2 720 рублей за занижение базы для начисления страховых взносов. Указанным решением заявителю доначислены страховые взносы в общей сумме 13 600 рублей, начислены пени в сумме 2 200,68 рублей.
Управление Роспотребнадзора полагая, что указанное решение Фонда в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 463,40 рублей принято с нарушением действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Управлением Роспотребнадзора требований, указал на наличие оснований для принятия оспариваемого решения.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что по общему правилу финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона N 255-ФЗ право на пособие по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении случаев, указанных в части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, в том числе при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон) страховщики обязаны обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, оформленный в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 (действовавшим в проверяемый период).
Из материалов дела следует, что выплаты Мининой Н.А. 28.10.1984 г.р. за май 2010 года в сумме 3609 руб. и Машак Л.Н. 22.12.1967 г.р. за январь 2011 года в сумме 6137 руб. произведены на основании представленных листков нетрудоспособности от 09.04.2010 серия ВУ N 6256727 (Минина Н.А.) и от 07.11.2010 серия ВШ N 0385210 и от 11.12.2010 серия ВО N 0525707 (Машак Л.Н.).
В ходе проверки было установлено, что спорные листки нетрудоспособности медицинским учреждением не выдавались.
Таким образом, заявителем были приняты к оплате листки временной нетрудоспособности, оформленные с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.4 Закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию относится, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, неправильно оформленные листки нетрудоспособности не являются основанием для начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в силу приведенных норм права такие выплаты не принимаются к зачету и не уменьшают базу, на которую начисляются и уплачиваются страховые взносы.
При таких обстоятельствах Управление правомерно произвело доначисление страховых взносов и пени.
Согласно пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
В силу части 1 статьи 40 Закона о страховых взносах нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Законом установлена ответственность.
В части 1 статьи 43 названного Закона установлены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 данной статьи Закона N 212-ФЗ.
Обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.
При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 43 Закона о страховых взносах, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43 Закона N 212-ФЗ).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2001 года выражена правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.2002 N 202-О необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана Налоговым кодексом Российской Федерации, суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Из указанных положений следует, что лицо не может быть привлечено к ответственности при наличии отсутствия события правонарушения, а также при недоказанности вины лица в совершении правонарушения.
Из указанных положений следует, что лицо не может быть привлечено к ответственности при недоказанности вины лица в совершении правонарушения.
Из материалов дела следует, что в качестве объективной стороны состава правонарушения заявителю вменено занижение базы для начисления страховых взносов в связи с исключением пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных Минину Н.А. и Машак Л.Н., предъявивших листки нетрудоспособности, выдача которых медицинскими учреждениями не подтверждена.
При этом, в ходе проверки Управлением не был установлен тот факт, что листки нетрудоспособности оформлены на бланках не соответствующих установленному образцу, в том числе имеют другое качество бумаги, неопределенный рисунок водяных знаков, измененный цвет бланка.
Экспертиза листков нетрудоспособности не производилась.
Так же в ходе проверки не устанавливались обстоятельства недействительности листков нетрудоспособности. Отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что спорные бланки с предприятия-изготовителя не отгружались, в конкретные медицинские учреждения не направлялись. Не исследован вопрос нанесения оттисков печатей медицинских учреждений. Таким образом, факт подделки листков нетрудоспособности не установлен.
Как следует из материалов дела Управление использовало информацию о том, что спорные листки нетрудоспособности являются недействительными.
При этом, апелляционный суд считает, что данные обстоятельства являются существенными при установления факта наличия вины заявителя в совершении правонарушения.
Поскольку Управлением не доказано, что листки нетрудоспособности оформлены на бланках не соответствующих установленному образцу, то при принятии от работника данных документов у работодателя отсутствовала объективная возможность установления факта предъявления недействительных листков.
Заявитель не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями, не располагает информацией о сериях и номерах бланков листков нетрудоспособности, получаемых с предприятия-изготовителя и выдаваемых медицинским организациям.
В силу указанных обстоятельств при предъявлении работниками листков временной нетрудоспособности, оформленных по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172, без нарушений требований к оформлению, определенных письмом Минздравсоцразвития России N 14-6/10/2-4208, ФСС РФ N 09/08-1132П от 21.05.2010, у заявителя отсутствовали правовые основания для отказа в принятии.
Поскольку предусмотренный пунктом 1 статьи 43 Федерального закона N 212-ФЗ перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения, не является исчерпывающим, апелляционный суд считает, что отсутствие у заявителя объективной возможность установления факта предъявления работниками недействительных листков, является обстоятельством, исключающим вину.
Отсутствие вины заявителя в совершении правонарушения является основанием для признания недействительным решения Управления в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 4763,40 рублей.
Доводы Управления о том, что заявителем при рассмотрении материалов проверки доводы об отсутствии вины не заявлялись подлежат отклонению, поскольку обязанность установить обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, в ходе рассмотрения материалов проверки определена пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 по делу N А56-25158/2013 отменить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга от 04.02.2013 N 08800113РВ0000117 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме 463,40 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.