Горячая линия: практика проведения налоговых проверок
Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена проблемам, связанным с процедурой и порядком проведения камеральной и выездной налоговых проверок. На вопросы читателей отвечал Константин Викторович Новоселов, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса, канд. экон. наук.
Прекращение камеральной проверки в связи с переездом фирмы
Здравствуйте, Константин Викторович! Наша организация меняет свое постоянное местонахождение. Согласно пункту 4 статьи 84 НК РФ на основании сведений из ЕГРЮЛ налоговый орган по прежнему адресу должен снять организацию с учета, передать все документы по новому месту регистрации, где на их основании новый налоговый орган поставит ее на учет. Налоговый орган (по прежнему адресу) в период переезда организации ведет камеральную проверку. Должны ли проверяющие лица в связи с переездом фирмы завершить текущую камеральную проверку ранее установленного срока?
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговиков. Ее осуществляют уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя данного налогового органа.
Максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Основание - пункт 2 статьи 88 НК РФ.
Установленный трехмесячный срок проведения камеральной проверки не препятствует налоговому органу завершить такую проверку ранее указанного срока, однако обязанности сделать это налоговым законодательством не установлено. Налоговый кодекс не предусматривает действий налоговых органов по прекращению, отмене проведения налоговой проверки, а также замене налогового органа, который проводит камеральную налоговую проверку, в связи с изменением администрирования юридического лица.
После завершения камеральной налоговой проверки документы по ее результатам в установленном порядке будут направлены в налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика.
Привлечение к ответственности за налоговый период, не отраженный в проверяемой декларации
В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за IV квартал 2009 года проверяющие пришли к выводу, что организация занизила налоговую базу по НДС за III квартал 2009 года. В связи с этим налоговый орган принял решение о доначислении налога, начислении пеней и привлечении организации к ответственности по операциям, осуществленным в налоговом периоде, сведения за который не отражены в проверяемой декларации. Поясните, пожалуйста, прав ли налоговый орган в данной ситуации?
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Следовательно, установить факт нарушения законодательства о налогах и сборах в вашей ситуации проверяющие могут только в рамках проверяемой декларации по НДС за IV квартал 2009 года. Таким образом, вывод о занижении налоговой базы можно cделать только в отношении налогового периода, за который представлена декларация.
В случае, когда срок камеральной проверки налоговой декларации по НДС за III квартал 2009 года уже истек, налоговый орган может проверить правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за указанный период только путем проведения выездной налоговой проверки.
Обратите внимание: если налогоплательщик обнаружил в налоговой декларации, сданной им в налоговый орган, факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик обязан внести в нее необходимые изменения. Для этого ему следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.
Исполнение требования о представлении документов
Константин Викторович, у нас такой вопрос. Организация осуществляет операции, освобождаемые от обложения НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ. Декларация по указанному налогу за IV квартал 2009 года была подана в налоговый орган 18 января 2010 года. А 28 апреля налоговый орган выставил требование о представлении документов, подтверждающих право на указанное освобождение, для проведения камеральной налоговой проверки. Правомерно ли данное требование?
В рассматриваемой ситуации, учитывая, что 18 апреля 2010 года - это воскресенье, камеральная налоговая проверка должна быть завершена не позднее 19 апреля 2010 года.
Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то в течение 10 дней после ее окончания составляется акт камеральной проверки. Об этом говорится в пункте 1 статьи 100 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. Основание - пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса.
Исходя из положений статьи 93 НК РФ, требование о представлении документов должно быть вручено налогоплательщику в период проведения камеральной налоговой проверки - то есть в пределах указанного трехмесячного срока.
Направление в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, после истечения срока ее проведения Налоговым кодексом не предусмотрено.
Дополнительные мероприятия налогового контроля при камеральной и выездной проверках
Добрый день! В каких случаях налоговый орган назначает дополнительные мероприятия налогового контроля в ходе камеральной налоговой проверки?
Пунктом 6 статьи 101 НК РФ установлено, что для получения дополнительных доказательств с целью подтверждения совершения налоговых правонарушений или отсутствия таковых руководитель (его заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля. В данном решении приводятся обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В соответствии со статьями 90, 93, 93.1 и 95 НК РФ в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы, проведен допрос свидетеля или экспертиза.
Тогда еще один вопрос. Должен ли налоговый орган ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки?
Уведомление налогоплательщика о том, какие действия будут производиться налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Налоговым кодексом не предусмотрено.
* * *
В отношении нашей организации налоговый орган в ходе выездной проверки проводит дополнительные мероприятия налогового контроля. Обязательно ли составление акта после проведения названных мероприятий?
Первой частью НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрено составление какого-либо акта.
А должен ли налоговый орган предоставить налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля?
Да, налоговый орган обязан обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть предоставлена возможность подачи, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Кроме того, отмечу, что согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К названным существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 391/09 указано следующее. Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Направление материалов для возбуждения уголовного дела
Налогоплательщик получил требование об уплате налога. Причем размер недоимки позволяет предполагать факт совершения им нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Налогоплательщик указанные в данном требовании суммы недоимки уплатил не в полном объеме. В данной ситуации должен ли налоговый орган направить в органы внутренних дел материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела?
Положениями Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ в пункт 3 статьи 32 Налогового кодекса внесены изменения, большая часть которых вступила в силу с 1 января 2010 года. Так, теперь материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела направляются в органы внутренних дел только в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) требования об уплате налога (сбора), направленного ему на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 2 Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 N 495/ММ-7-2-347, не предусмотрено, что основанием для направления материалов в органы внутренних дел является неисполнение требования об уплате налога, направленного налогоплательщику исключительно на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
До внесения изменений в названную выше Инструкцию налоговым органам следует руководствоваться положениями Налогового кодекса. Это следует из разъяснений, доведенных ФНС России до территориальных налоговых органов письмом от 11.03.2010 N ШТ-22-2/174.
Означает ли это, что налогоплательщик привлекается одновременно и к уголовной, и к налоговой ответственности?
В пункте 15.1 статьи 101 Налогового кодекса, который введен Федеральным законом от 29.12.2009 N 383-ФЗ и вступил в силу 31 декабря 2009 года, говорится следующее. Если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно пункту 3 статьи 32 НК РФ направил материалы в органы внутренних дел, то на период их рассмотрения приостанавливается исполнение решений о привлечении физического лица к ответственности за налоговое правонарушение и о взыскании соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа. Исполнение указанных решений возобновляется, если по итогам рассмотрения материалов будет отказано в возбуждении уголовного дела, дело будет прекращено либо по данному делу будет вынесен оправдательный приговор.
В случае вынесения обвинительного приговора налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Документы в требовании не конкретизированы
В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган выставил требование о представлении документов, перечень которых не конкретизирован. Могут ли организацию привлечь к ответственности за непредставление документов по такому требованию?
На основании статьи 126 НК РФ налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности за непредставление каждого запрашиваемого документа. Следовательно, он не может быть привлечен к налоговой ответственности в том случае, если конкретное число документов, не представленных им в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса, не установлено налоговым органом.
Арбитражные суды также придерживаются указанной позиции. Например, в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда от 08.04.2008 N 15333/07 отмечено, что налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов достоверно не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположения о наличии у налогоплательщика хотя бы одного документа из числа истребуемых недопустимо.
Кроме того, в постановлениях ФАС Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-7534/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2008 N Ф04-4512/2008(8603-А46-31) и ФАС Дальневосточного округа от 05.09.2008 N Ф03-А59/08-2/2247 указано следующее. Если количество непредставленных документов с достоверностью не определено налоговым органом, то это свидетельствует о недоказанности им размера штрафа.
Константин Викторович, ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ истребованные инспекцией документы должны быть представлены налогоплательщиком в течение 10 дней. Законно ли требование, в котором указан меньший срок для подачи документов?
Документы, истребованные в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования. Если проверяемое лицо не имеет возможности их представить в течение указанного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, обязано письменно уведомить об этом проверяющих должностных лиц налогового органа. В данном уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрошенные документы не могут быть представлены в установленный срок, и сроки, в течение которых проверяемое лицо может их подать.
В течение двух дней со дня получения этого уведомления руководитель (его заместитель) налогового органа вправе на основании данного уведомления продлить сроки представления документов или отказать в этом, о чем выносится отдельное решение.
Поскольку Налоговым кодексом предусмотрено право налогоплательщика на представление документов в течение 10 рабочих дней, указание в требовании меньшего срока неправомерно.
Приложение доказательств к акту выездной проверки
Должен ли налоговый орган к акту выездной налоговой проверки прилагать доказательства, полученные в ходе ее проведения?
Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892 утверждены Требования к составлению акта налоговой проверки. Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен, в частности, содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых.
Помимо этого, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1.8.2 Требований выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений со ссылкой на конкретные нормы Налогового кодекса или иных нормативных правовых актов, нарушенные проверенным лицом, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту.
Причем приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений с указанием периода, к которому они относятся, наименование, дату и номер документа, согласно которому совершена соответствующая операция, суть операции, количественное (суммовое) выражение последствий нарушения. Каждое из указанных приложений подписывается составившим его проверяющим или руководителем проверяющей группы (бригады).
Иные документы вручаются налогоплательщику только в том случае, когда это предусмотрено положениями действующего законодательства.
К.В. Новоселов
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru