Проверки трудовой инспекции: можно ли поспорить с контролерами?
С целью контроля за соблюдением норм трудового законодательства государственные инспекторы труда могут проверить любое предприятие, причем индивидуальные предприниматели не являются исключением*(1). При выявлении незначительных нарушений инспектор может ограничиться выдачей предписания об устранении таковых, а если нарушения серьезные, составить протокол об административном правонарушении и направить материалы на рассмотрение в судебные органы. Можно ли оспорить такое решение инспектора? Как и куда писать жалобу? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.
Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда обеспечивает Федеральная инспекция труда. Статьей 356 ТК РФ установлены основные полномочия трудовой инспекции, в числе которых осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства посредством:
- проверок и обследований;
- выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства;
- составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий;
- подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Кроме этого, согласно КоАП РФ трудовой инспекции предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях.
Свои полномочия трудинспекция осуществляет через государственных инспекторов труда, которые в силу ст. 357 ТК РФ имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать для проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц.
Обратите внимание! На основании ст. 360 ТК РФ при инспекционной проверке государственный инспектор труда может известить о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.
Также инспекторы могут:
- предъявлять работодателям обязательное для исполнения предписание о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в указанных правонарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении от должности или работы;
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- запрещать использование средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата соответствия;
- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий;
- выступать в качестве экспертов в суде по делам о нарушении трудового законодательства;
- подготавливать и направлять материалы в правоохранительные органы и суд для привлечения виновных к ответственности.
Порядок инспектирования
Статья 360 ТК РФ устанавливает порядок инспектирования работодателей. В частности, государственным инспекторам труда в целях осуществления контроля и надзора предоставлено право проверять любых работодателей, независимо от их организационно-правовых форм, включая работодателей - физических лиц, соблюдая порядок, установленный федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Таким документом является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Любое контрольное мероприятие должно проводиться инспектором на основании соответствующего приказа или распоряжения, копия которого вручается руководителю организации или иному должностному лицу. В ходе проверки может быть выявлено нарушение действующего трудового законодательства. Если данное нарушение незначительное, то, скорее всего, инспектор выдаст обязательное для исполнения предписание, в котором установит сроки для устранения нарушения. Если же нарушение трудового законодательства может повлечь неблагоприятные последствия для трудящихся, составляется протокол об административном правонарушении. В силу ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен быть составлен в срок не более двух суток и в нем должно быть отражено место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.
Инспекторы в обязательном порядке потребуют объяснения от руководства организации. Рекомендуем писать как можно меньше объяснений по факту выявленного нарушения норм трудового законодательства. В дальнейшем это поможет обжаловать решения инспекции, вынесенные по результатам проверки. Помните, что подписание протокола об административном право- нарушении руководителем или уполномоченным представителем организации не означает согласия с его содержанием.
Примечание. Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее 15 дней со дня получения правомочным органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ).
После проведения всех инспекционных мероприятий инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается представителю организации под расписку. Акт составляется по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Приказ N 141). Приложениями к акту могут быть различные документы: объяснения работников, протоколы исследования используемых или обрабатываемых материалов и веществ, заключения проведенных исследований и экспертиз, копии сертификатов соответствия и прочие документы.
В результате рассмотрения дела при наличии признаков правонарушения, вины работодателя инспектором может быть принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ. Также инспектор может вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по малозначительности (ст. 2.9 КоАП РФ). Отметим, что самостоятельно принимать решение о привлечении к ответственности инспекторы могут не по всем обнаруженным нарушениям трудового законодательства. В частности, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4-19.7, п. 2 ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Поэтому инспектор может только направить материал в суд для принятия решения о привлечении к ответственности.
Таков общий порядок инспектирования работодателей. Но он применим не ко всем. Например, некоторые организации подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, когда инспектор для осуществления контрольных мероприятий должен получить соответствующий допуск, а также провести проверку в назначенное время. К таким организациям, в частности, относятся:
- Вооруженные Силы;
- органы безопасности, внутренних дел и иные правоохранительные органы;
- государственная противопожарная служба;
- исправительные учреждения;
- организации атомной и оборонной промышленности и др.
К кому и куда идти жаловаться?
Если работодатель согласен с выявленными нарушениями и принятым по ним решением, необходимо выполнить следующие действия: устранить нарушения и направить документы, подтверждающие данный факт, в трудинспекцию или уплатить административный штраф не позднее 30 дней со дня вступления постановления в силу (ст. 32.2 КоАП РФ). Помните, что уплата штрафа не освобождает от устранения выявленных нарушений. Если административный штраф не уплачен в установленный срок, то на основании ст. 20.25 КоАП РФ лицо, не уплатившее его, может быть привлечено к ответственности в виде административного штрафа в двукратном размере.
Если же работодатель не согласен с решением контролирующего органа или считает наказание несправедливым, можно попробовать оспорить его.
Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору Российской Федерации или в суде. А вот решения главного государственного инспектора могут обжаловаться только в суде. Аналогичная норма содержится в ст. 30.2 КоАП РФ.
К сведению. В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости*(2) руководитель Роструда является главным государственным инспектором Российской Федерации, а руководитель территориального органа Роструда в субъекте РФ - главным государственным инспектором труда в этом субъекте, и именно ему жалоба на решение инспектора труда может направляться в первую очередь.
Определимся с судом. Довольно часто работодатели, руководствуясь ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, направляют жалобу на решение трудовой инспекции в Арбитражный суд, но это неправильно. Арбитражный суд на основании ст. 29 АПК РФ рассматривает экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и иные дела, связанные с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской деятельности. То есть арбитражный суд рассматривает жалобы на постановления по делам о тех административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении предпринимательской деятельности. А предписания инспекции труда не имеют экономического содержания - они вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем. Поэтому арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора (постановления ФАС ДВО от 01.10.2009 N Ф03-4798/2009, от 29.09.2009 N Ф03-4958/2009, ФАС ЗСО от 01.06.2010 N А03-15870/2009).
Теперь определимся, кто может обжаловать решения инспектора. На основании гл. 30 КоАП РФ решения инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы:
- работодателем;
- его законным представителем (на основании п. 2 ст. 25.4 КоАП РФ это руководитель организации или иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица);
- лицом, представляющим работодателя;
- работником (потерпевшим) или его представителем (например, адвокатом).
Для подачи жалобы на решение инспектора у работодателя есть десять суток с момента вручения ему копии постановления по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если срок обжалования будет пропущен, вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования, в котором следует указать обстоятельства, послужившие причиной пропуска. Если причины пропуска срока окажутся уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок может быть восстановлен.
На основании п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Что использовать для обжалования решения
За что можно "зацепиться" работодателям, чтобы обосновать свою позицию при оспаривании решений проверяющих?
Все организации, независимо от организационно-правовой формы, обязаны вести журнал учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля*(3), в котором трудовая инспекция по окончании проверочных мероприятий обязана сделать запись о времени его проведения, основаниях, целях, задачах, предмете, о выявленных нарушениях, составленных протоколах и выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить. Напомним, что согласно ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверочные мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года.
Особое внимание следует уделить протоколу об административных правонарушениях. На основании ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе должны быть указаны:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших (при наличии);
- место, время совершения и суть административного правонарушения;
- статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Если инспекторы забыли заполнить некоторые графы протокола, внести в них какие-то сведения или он составлен лицом, не имеющим на то полномочий, это может повлечь недействительность протокола, чем можно воспользоваться при его обжаловании.
Кроме этого, Пленум ВАС в Постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал на то, что если инспекторы не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то есть не обеспечили проверяемому возможность воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, постановление, протокол или предписание могут быть отменены.
Обратите внимание! Результаты контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ, не могут служить доказательством нарушений трудового законодательства и подлежат отмене вышестоящим органом или судом (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
При составлении жалобы на решение инспектора можно обратить внимание на распоряжение о проведении контрольных мероприятий. На основании ст. 14 Закона N 294-ФЗ в нем должны быть указаны определенные сведения. Если инспектор, пришедший с проверкой, не предъявил приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий или предъявил его, но в нем отсутствуют номер, дата, наименование государственной инспекции труда, не указаны ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки, это повод для признания данных действий неправомерными.
Также можно обжаловать решение трудовой инспекции, если проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.
Составляем жалобу
Жалобу на решение государственного инспектора необходимо правильно оформить. Документ должен быть составлен на бланке организации с обязательным указанием:
- наименования органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
- наименования работодателя или ФИО должностного лица, обжалующего решение (с указанием адреса места нахождения);
- даты и номера обжалуемого решения с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает данное решение незаконным;
- просьбы к органу (должностному лицу) о признании обжалуемого решения незаконным или об отмене постановления о назначении административного наказания.
Составленная в письменном виде жалоба заверяется подписью руководителя (иного уполномоченного лица) и печатью.
Стоит отметить, что довольно часто суды встают на сторону работодателей и удовлетворяют их просьбу.
В качестве примера приведем решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 09.04.2010 по делу в котором рассматривалась жалоба на постановление государственного инспектора труда в Свердловской области от 15.02.2010 об административном правонарушении. ЗАО "Г" г. Екатеринбурга на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Судом установлено, что согласно постановлению государственного инспектора труда в Свердловской области от 15.02.2010 по представлению прокурора Кировского района ЗАО "Г" на основании ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 руб., а общая задолженность ЗАО "Г" перед некоторыми работниками составляет 42 816 руб., что является нарушением ст. 136, 130, 22 ТК РФ.
Считая это постановление незаконным и необоснованным, представитель ЗАО "Г" К. в установленный законом срок обратилась в суд с иском об отмене данного постановления, мотивируя это тем, что административное дело в отношении ЗАО "Г" было рассмотрено в отсутствии представителя юридического лица, не был составлен протокол об административном правонарушении, а также постановление о назначении административного наказания было вынесено неуполномоченным лицом.
Представитель инспекции труда просил постановление в отношении ЗАО "Г" оставить без изменения, а жалобу представителя -без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что ЗАО "Г" 10.02.2010 надлежащим образом было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако государственный инспектор труда вынес постановление об административном правонарушении в отношении ЗАО "Г" 15.02.2010.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается при участии лица, в отношении которого ведется производство по делу. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если:
- имеются данные, свидетельствующие о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела;
- от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;
- такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Кроме того, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указана дата его вынесения, что является нарушением требований КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд решил, что постановление государственного инспектора труда от 15.02.2010 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ЗАО "Г" подлежит отмене.
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Оплата труда:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о контрольных мероприятиях, проводимых Рострудом см. статью Т.В. Шадриной "Проверки, проводимые инспекцией труда: о чем следует знать работодателю", N 1, 2010.
*(2) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.
*(3) Утвержден Приказом N 141 (приложение 4).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"