Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 августа 2013 г. N ВАС-3889/13
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 13 августа 2013 года
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2013 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д. Пауля, судей О.М. Козырь, Г.Г. Поповой при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ю.С. Петропавловской рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Цетан" (г. Чебоксары, пл. Скворцова, 3) о признании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и подпункта "д" пункта 3, пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 не соответствующими законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Уфилин А.Ю. по доверенности от 01.12.2012, паспорту;
от Правительства Российской Федерации - Гунько Ю.В., по доверенности от 27.12.2012, удостоверению.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Цетан" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", подпункта "д" пункта 3 и пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (как в первоначальной, так и в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697), не соответствующими части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующими (с учётом уточнения заявленных требований).
В пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 582) установлено, что до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства N 582, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах: 2 процента в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, если, в частности, право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пункт 5 Правил предусматривает, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по её расчёту, утверждёнными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в частности, объектов, используемых в сфере водоотведения и очистки сточных вод.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что арендная плата за земельный участок в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле:
А = С x Р,
где:
А - арендная плата;
С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка;
Р - действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Цетан" (далее - общество, заявитель) на основании договора купли-продажи недвижимости от 15.06.2006 N 02/06 является собственником очистных сооружений, площадь 160,1 кв. метров, адрес: Чувашская Республика, г. Чебоксары, площадь И.Ф. Скворцова, д. 01 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.12.2006 серия 21 АА N 206786). На основании договора аренды, заключённого между обществом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике от 31.06.2009 N 193, общество владеет земельным участком из земель населённых пунктов с кадастровым номером 21:01:030603:36 для содержания очистных сооружений.
Общество указывает, что из пункта 3 Постановления Правительства N 582, подпункта "д" пункта 3 и 6 Правил следует, что в случае, если ставки арендной платы, либо методические указания по ее расчету Министерством экономического развития Российской Федерации для участков, указанных в пункте 5 Правил, не утверждены, но право аренды переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, арендная плата для таких участков устанавливается в размере 2 процентов от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Если же на момент заключения договора аренды земельного участка, указанного в пункте 5 Правил, у пользователя участка не было права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком и договор аренды заключается не в порядке переоформления названного права, то арендная плата за земельный участок рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, а арендатор земельного участка не вправе претендовать на применение льготного размера арендной платы, установленного подпунктом "д" пункта 3 Правил. Арендная плата в этом случае рассчитывается на основании пункта 6 Правил.
Заявитель отмечает, что такое регулирование устанавливает различные подходы при определении размера арендной платы за одни и те же земельные участки, арендуемые в одних и тех же целях, в зависимости от того, заключается ли договор аренды земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования этим участком или в ином порядке и такое существенное различие в подходах при определении размера арендной платы является незаконным, экономически необоснованным и нарушающим права и законные интересы арендаторов земельных участков, указанных в пункте 5 Правил.
Заявитель ссылается на часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которой установлено, что органам государственной власти запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Заявитель утверждает, что введённый оспариваемыми положениями различный порядок исчисления размера арендной платы создает ситуацию, когда при прочих равных условиях одни землепользователи ставятся в привилегированное положение по отношению к другим землепользователям, осуществляющим идентичные виды деятельности, что может привести к ограничению конкуренции на рынке одних и тех же товаров или услуг.
Заявитель указывает, что оспариваемые положения Постановления Правительства N 582 и Правил не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как необоснованно создают преимущество перед иными арендаторами для лиц, права которых переоформлены с права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Правительство Российской Федерации требования заявителя не признало. Представитель Правительства Российской Федерации указал, что оспариваемый в части акт принят уполномоченным государственным органом, опубликован в установленном законом порядке, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства Российской Федерации основываются в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 указанного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Согласно части 4 этой же статьи общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582.
Указанный акт официально опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" 27.07.2009, N 30, ст. 3821, вступил в силу через семь дней после опубликования - 04.08.2009.
Из изложенного следует, что, нормативный акт, отдельные положения которого оспорены, принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта, порядку принятия и введения в действие.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) указанные в ней юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Таким образом, определённый подпунктом "д" пункта 3 Правил порядок расчёта арендной платы для лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды таких участков установлен на основании акта, имеющего большую юридическую силу - Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с прямо определённым названным актом предельным размером арендной платы.
В других случаях, предусмотренных пунктом 6 оспариваемых Правил, установлен общий единый прядок определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе участков, указанных в пункте 5 Правил, до утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по её расчёту, за исключениями, предусмотренными Постановлением Правительства N 582.
Поскольку размер арендной платы за использование земельных участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, установлен пунктом 2 статьи 3 Вводного закона, то есть непосредственно федеральным законом, является необоснованной ссылка заявителя на то, что Правительство Российской Федерации не представило экономическое обоснование различного подхода при определении размера арендной платы.
Таким образом, оспариваемые положения не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении заявленного требования судебные издержки общества по делу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Цетан" отказать.
Признать пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", подпункт "д" пункта 3 и пункт 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, соответствующими части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", имеющего большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение может быть обжаловано в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.
Председательствующий судья |
Г.Д. Пауль |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспариваются отдельные положения Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Заявитель указывает, что оспариваемое правовое регулирование предусматривает различные подходы при определении размера арендной платы за одни и те же участки, арендуемые в одних и тех же целях, в зависимости от того, заключается ли договор аренды земли в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования участком или в ином порядке.
Такое существенное различие в подходах при определении размера арендной платы не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, т. к. необоснованно создает преимущество для одних землепользователей перед другими.
ВАС РФ отклонил доводы заявителя.
Определенный оспариваемыми правилами порядок расчета арендной платы для лиц, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования участками на право их аренды, установлен на основании акта, имеющего большую юридическую силу, - ЗК РФ.
В ЗК РФ прямо определен предельный размер арендной платы за использование участков, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, размер арендной платы установлен непосредственно федеральным законодательством и является экономически обоснованным.
В связи с этим оспариваемые положения признаны не противоречащими Закону о защите конкуренции.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 августа 2013 г. N ВАС-3889/13
Текст решения официально опубликован не был