Комментарий к постановлению Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета" (А.Б. Сухов, "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.)

Комментарий к постановлению Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620
"Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных
статистических данных и административных данных субъектам
официального статистического учета"


Любой налогоплательщик помнит, что помимо представления бухгалтерской и налоговой отчетности по окончании отчетного периода он должен отчитаться также и перед статистическими органами. Государство хочет обладать информацией, которая поможет ему осуществлять управление с большей эффективностью. Разумеется, в силу важности задачи такая информация должна быть полной, своевременной и достоверной. С этой целью государство устанавливает все новые правила, по которым хозяйствующие субъекты должны отчитаться о своей деятельности.

С 02.09.2008 вступило в действие Постановление Правительства РФ N 620*(1), которое призвано упорядочить процесс представления отчетности в статистические органы. Им утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее - Положение).

Первым делом разъясним основные понятия, которые используются в комментарии к Положению. Они приведены в ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ*(2).

Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ). Из Положения о Федеральной службе государственной статистики*(3) (далее - Положение о Росстате) следует, что под ними подразумеваются Федеральная служба государственной статистики (Росстат*(4)) и ее подразделения на местах. В этом документе поясняется, что Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Первичные статистические данные (далее - ПСД) - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ). Это основная форма сбора статистических данных. В обязательном порядке представляют ПСД юридические лица, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций, а также предприниматели без образования юридического лица, действующие на территории РФ, но только в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п. 3 Положения).

Административные данные (далее - АД) - используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая органами государственной власти, местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством РФ (п. 6 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).


Порядок представления статотчетности


Для того чтобы ПСД и АД входили в число обязательных для представления субъектам официального статистического учета, они должны удовлетворять ряду условий, перечисленных в п. 2 Положения.

Собираемые в обязательном порядке данные должны быть обобщены субъектом официального статистического учета и впоследствии включены в официальную статистическую информацию. То есть они должны в будущем стать частью данных, сведенных воедино с целью дать представление о количественной стороне социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 282-ФЗ).

Далее данные представляются в виде заполненных форм федерального статистического наблюдения, которые должны быть утверждены в установленном порядке, как и указания по их заполнению. Эти функции делегированы Росстату (п. 6 Постановления Госкомстата РФ N 154*(5), п. 4 ст. 6 Федерального закона N 282-ФЗ).

В качестве примера укажем Постановление Росстата от 04.04.2007 N 31. Им утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения N 1-разрешение "Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию". Этим постановлением утвержден порядок заполнения данной формы. Сама форма утверждена Постановлением Росстата от 29.12.2006 N 88*(6). Таким образом, в ней отражаются административные данные.

Кстати, административные данные представляются по специальному письменному запросу субъекта официального статистического учета или при наличии соглашения об информационном взаимодействии субъекта официального статистического учета и респондента, получающего административные данные.

Постановлением Росстата от 16.03.2007 N 28 утвержден ряд форм для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2008 год. В их числе, например, форма N С-2 "Сведения о ходе строительства важнейших объектов"*(7). Она представляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими строительство объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы и утверждаемых соответствующими распоряжениями Правительства РФ на каждый год. То есть в ней указываются первичные статистические данные.

Названные формы и указания по их заполнению должны быть доведены до респондентов, причем безвозмездно (п. 8 Федерального закона N 282-ФЗ). Способ доведения не указан. На практике Росстат рассылает их почтой (в адреса крупных и средних предприятий, указанные при их регистрации и подтвержденные при сдаче статистической отчетности за прошлые периоды) или выдает по месту сдачи отчета представителю предприятия, в обязанности которого входит отчитаться по данной форме. Кроме того, дисциплинированные респонденты могут найти формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению на своих официальных сайтах территориальных управлений Росстата в сети Интернет, которым вменена соответствующая обязанность. Размещены они и на сайте федеральной службы*(8).


О малых позаботились


Для респондентов - субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден упрощенный порядок представления ПСД в силу требований, установленных Федеральным законом N 209-ФЗ*(9). Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного закона к этим категориям относятся, в частности, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), ПБОЮЛ, крестьянские фермерские хозяйства, если:

- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не превышает 25%;

- доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, также не превышает 25%;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает включительно 15 чел. для микропредприятий, 100 чел. - для малых предприятий, 250 чел. - для средних;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. С 01.01.2008 такие предельные значения выручки установлены*(10) для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб., для средних - 1 млрд. руб.

Статьей 5 Федерального закона N 209-ФЗ определено, что статистические наблюдения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства бывают сплошные и выборочные. В настоящее время установлен порядок проведения выборочного наблюдения*(11), при этом утверждены конкретные показатели, которые включаются в статистические формы. Отметим, что микропредприятия обследуются не чаще, чем раз в год, малые и средние - ежемесячно и (или) ежеквартально.


Назначаем ответственное лицо


Согласно п. 12 Постановления Госкомстата РФ N 154 ответственность за достоверность представляемой в статорганы информации несет руководитель организации, ее филиала и представительства, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Эти же лица и подписывают формы статистической отчетности.

Правда, в Положении теперь есть следующая норма: руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (ПСД) от имени юридического лица (п. 5). Тем не менее Положение не раскрывает, что подразумевается под представлением отчетности уполномоченными должностными лицами, не указывает определенным образом, что они должны ее подписывать и нести ответственность за своевременность и правильность ее представления. Только в п. 6 Положения четко указано, что именно назначенное должностное лицо, а не руководитель, подписывает сопроводительное письмо в случае направления исправленных данных.

По нашему мнению, это означает, что ответственность за представление отчетности по-прежнему несет руководитель организации, предприниматель без образования юридического лица.


Исправление статистических данных


Если нарушены указания по заполнению ПСД, в них допущены арифметические или логические ошибки, они считаются недостоверными.

Предусматривается, что недостоверность в статистических данных может быть обнаружена самим респондентом и тогда он направляет исправленные статистические данные. Если ошибку обнаружил субъект официального статистического учета, он направляет респонденту письменное уведомление об этом. В таком случае исправленные данные надо представить по истечении трех дней с момента получения уведомления. В приложенном сопроводительном письме приводятся обоснования внесения исправлений или необходимые пояснения.

Для субъектов официального статистического учета также установлен трехдневный срок для направления уведомления о недостоверности представленных статистических данных с момента их обнаружения. Однако очевидно, что его несоблюдение указанными субъектами, направление уведомления позднее трехдневного срока не дает респонденту права проигнорировать его, исправленные данные все равно необходимо представить, и своевременно. Уведомление может быть направлено посредством почтовой, факсимильной или электронной связи.


Об электронной отчетности


Наиболее продвинутые пользователи могут представлять статистическую отчетность в электронном виде. Разумеется, они должны иметь соответствующее программное обеспечение, а субъект официального статистического учета при этом - предоставлять такую возможность. Кстати, можно обратить внимание на то, что на бланках форм теперь прямо указывается: для них возможно представление в электронном виде.

В пункте 10 Положения поясняется, что ПСД и АД направляются лично или через представителя, почтой с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи. Конкретную форму представления информации лучше согласовать с тем органом, куда она направляется. При направлении почтой датой представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче по телекоммуникационным каналам связи - дата отправки (п. 11 Положения). В последнем случае согласно п. 12 Положения субъект официального статистического учета должен передать респонденту квитанцию о приеме в электронном виде, правда, почему-то, как и при проставлении на копии полученной ими формы федерального статистического наблюдения отметки о принятии и даты ее представления, только по просьбе респондента.

Обратите внимание: п. 17 Постановления Госкомстата РФ N 154 предусматривает определять дату представления отчетности в том же порядке. В то же время согласно п. 16 этого документа статистическая информация, представленная в электронном виде, в обязательном порядке подтверждается копией на бланке формы в течение месяца с момента передачи статистической информации. При этом должно быть обеспечено выполнение следующих требований: идентичность статистической информации, представляемой отчитывающимися субъектами в электронном виде, и бумажного носителя; соблюдение структуры файлов, установленной отчитывающимся субъектам территориальным органом или находящейся в ведении Росстата организацией. При невыполнении указанных требований статистическая информация считается непредставленной.

В Положении такое требование отсутствует. Учитывая это обстоятельство, а также более высокий статус Положения, считаем дату представления информации электронным способом, указанную в квитанции, окончательной, а п. 16 Постановления Госкомстата РФ N 154 - противоречащим Положению и поэтому не подлежащим применению.


Ответственный определен. Каково наказание?


Важность своевременного и точного представления статистической информации подчеркивается тем, что в случае нарушения респонденты несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (п. 14 Положения). В статье 3 Закона РФ N 2761-1*(12) сказано, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности. Несмотря на то что эта норма установлена довольно давно, порядок ее применения не разработан, поэтому на практике она не применяется. Однако нарушителям не избежать административной ответственности.

Согласно ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации*(13), необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматривают территориальные органы Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ) в лице руководителей или их заместителей. При этом осуществлять государственный контроль в области государственного статистического учета и составлять протоколы об административных правонарушениях допускается служащим, замещающим должности начальника отдела и заместителя начальника отдела в территориальных органах Росстата и непосредственно выполняющим возложенные на них функции сбора статистической информации (п. 1 Постановления Госкомстата РФ от 07.02.2003 N 36).

В случае если в установленный срок не будет выполнено требование об исправлении недостоверной отчетности, в соответствии с п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ территориальными органами Росстата может быть наложен штраф: на предпринимателей - от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. Должностное лицо статоргана в данной ситуации может также воспользоваться п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ: неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 500 до 1 000 руб.; на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.

Кроме того, может быть применена ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на предпринимателей в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.


А.Б. Сухов,

эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению


"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2008 г.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 "Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".

*(2) Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики".

*(4) Сокращение употребляется в соответствии с Распоряжением Администрации Президента РФ N 943, Аппарата Правительства РФ N 788 от 16.07.2008 "О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти".

*(5) Постановление Госкомстата РФ от 15.07.2002 N 154 "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений".

*(6) Постановление Росстата от 29.12.2006 N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования".

*(7) Порядок ее заполнения утвержден Постановлением Росстата от 21.12.2006 N 79.

*(8) http://www.gks.ru/metod/forma.html.

*(9) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

*(10) Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

*(11) Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства".

*(12) Закон РФ от 13.05.1992 N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности".

*(13) Напомним, что мы по-прежнему считаем таковым руководителя организации.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства "Аюдар Инфо"


На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.


Издатель: ООО "Аюдар Инфо"

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)