Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(подготовлен Минтрудом России 21.01.2016 г.)
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".
Министр |
М.А. Топилин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от "__" ______2015 г. N___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и подкатегорий |
|
|
||||
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
|||||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||||
Обучение безопасному управлению ТС | ||||||
Группа занятий: | ||||||
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
|
|
|||
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
|||
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||||
85.30 |
Обучение профессиональное |
|||||
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
6 |
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
A/01.6 |
6.1 |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
A/02.6 |
6.1 |
|||
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся |
A/03.6 |
6.2 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция | |||||||||
Наименование |
Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
А |
Уровень квалификации |
6 |
||||
| |||||||||
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Мастер производственного обучения
|
|
| ||
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению транспортного средства соответствующей категории
Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда |
|
Требования к опыту практической работы |
стаж управления ТС не менее 3 лет |
|
Особые условия допуска к работе |
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(3) Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(4) Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности*(5) Наличие удостоверения на право управления ТС соответствующей категории, подкатегории и документа о квалификации, подтверждающего
право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории *(6) Отсутствие лишения права управления ТС в течение 5 лет |
|
Другие характеристики |
Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года |
|
Дополнительные характеристики | ||
Наименование классификатора |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2320 |
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций |
ЕКС*(7) |
- |
Мастер производственного обучения |
ОКПДТР*(8) |
23962 |
Мастер производственного обучения |
ОКСО*(9) |
050501 |
Профессиональное обучение (по отраслям) |
- |
Направления подготовки и специальности инженерно-технической направленности (профиля) |
3.1.1. Трудовая функция | ||||||||
Наименование |
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
A/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
|||
| ||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||
| ||||||||
Трудовые действия |
Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению занятий |
|||||||
Проведение инструктажа по охране труда и контроль выполнения требований охраны труда обучающимися | ||||||||
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации | ||||||||
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии) | ||||||||
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) | ||||||||
Обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | ||||||||
Проведение занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории | ||||||||
Контроль соблюдения обучающимся ПДД | ||||||||
Необходимые умения |
Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации |
|||||||
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом | ||||||||
Измерять параметры электрической цепи автомобиля | ||||||||
Проводить инструктаж по охране труда | ||||||||
Безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях движения, демонстрировать способы и приемы управления ТС | ||||||||
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнение ими практических заданий (упражнений), оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания | ||||||||
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: - специфики осваиваемой профессии; - задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); | ||||||||
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения | ||||||||
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие) | ||||||||
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты | ||||||||
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы процесс обучения | ||||||||
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса |
|||||||
Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС | ||||||||
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО) | ||||||||
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | ||||||||
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС | ||||||||
Требования, предъявляемые профессией водителя к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии | ||||||||
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС | ||||||||
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС | ||||||||
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | ||||||||
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС | ||||||||
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей | ||||||||
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | ||||||||
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | ||||||||
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения | ||||||||
Требования охраны труда на автотранспорте | ||||||||
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС, методы и средства защиты от них | ||||||||
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения | ||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | ||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция | ||||||||
Наименование |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Код |
A/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.1 |
|||
| ||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
|||||
| ||||||||
Трудовые действия |
Оценка практической подготовки по вождению ТС соответствующей категории и подкатегории при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии |
|||||||
Оценка освоения программы профессионального обучения водителей ТС соответствующей категории и подкатегории при проведении итоговой (итоговой государственной) аттестации в составе экзаменационной комиссии | ||||||||
Необходимые умения |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания: - соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций); - соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания; - корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций) |
|||||||
Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников | ||||||||
Необходимые знания |
Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и(или) профессионального образования |
|||||||
Требования к содержанию и организации контроля результатов профессионального обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | ||||||||
Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии водителя ТС | ||||||||
Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии водителя ТС | ||||||||
Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | ||||||||
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция | |||||||||
Наименование |
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся |
Код |
A/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6.2 |
||||
| |||||||||
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
Х |
Заимствовано из оригинала |
|
|
||||
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
||||||
| |||||||||
Трудовые действия |
Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
||||||||
Планирование занятий по обучению вождению ТС | |||||||||
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся | |||||||||
Необходимые умения |
Анализировать примерные программы (или использовать типовые программы), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями) и(или) методистом) с учетом: - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; - требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей; - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; - современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС |
||||||||
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося | |||||||||
Взаимодействовать с преподавателями при разработке рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать разрабатываемые документы | |||||||||
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета "Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий" и успеваемости обучающихся | |||||||||
Необходимые знания |
Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
||||||||
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |||||||||
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |||||||||
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО) | |||||||||
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |||||||||
Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик водителей ТС | |||||||||
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС | |||||||||
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и иным методическим материалам в области практического обучения | |||||||||
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС | |||||||||
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС | |||||||||
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |||||||||
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС | |||||||||
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей. Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |||||||||
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |||||||||
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС в различных условиях движения | |||||||||
Требования охраны труда на автотранспорте | |||||||||
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения | |||||||||
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |||||||||
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)", г. Москва |
И.о. ректора Борщ Виталий Викторович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей ", город Москва |
2 |
ФАУ "Отраслевой научно-методический центр" Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, Московская область |
-------------------------------------------
*(1)Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).
*(4) Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
*(5) Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598).
*(6) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.06.2015) "О Правилах дорожного движения", п. 21.3
*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен проект профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".
Стандарт содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.
К трудовым функциям относятся проведение практических занятий, педагогический контроль и оценка освоения квалификации, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения и успеваемости.