Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (подготовлен Минтрудом России 21.01.2016) (принят)

Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(подготовлен Минтрудом России 21.01.2016 г.)

 

Досье на проект

 

Пояснительная записка

 

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".

 

Министр

М.А. Топилин

 

УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

труда и социальной защиты Российской Федерации

от "__" ______2015 г. N___

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

 

 

Регистрационный номер

 

I. Общие сведения

 

Обучение вождению транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и подкатегорий

 

 

(наименование вида профессиональной деятельности)

Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Обучение безопасному управлению ТС

Группа занятий:

2320

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

 

 

(код ОКЗ*(1))

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

85.30

Обучение профессиональное

(код ОКВЭД*(2))

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

 

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

6

Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

A/01.6

6.1

Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

A/02.6

6.1

Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся

A/03.6

6.2

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

А

Уровень квалификации

6

 

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Возможные наименования должностей, профессий

Мастер производственного обучения

 

 

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению транспортного средства соответствующей категории

 

Педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

стаж управления ТС не менее 3 лет

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации*(3)

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(4)

Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности*(5)

Наличие удостоверения на право управления ТС соответствующей категории, подкатегории и документа о квалификации, подтверждающего

 

право обучения вождению транспортного средства соответствующей категории *(6)

Отсутствие лишения права управления ТС в течение 5 лет

Другие характеристики

Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года

 

Дополнительные характеристики

Наименование классификатора

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2320

Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций

ЕКС*(7)

-

Мастер производственного обучения

ОКПДТР*(8)

23962

Мастер производственного обучения

ОКСО*(9)

050501

Профессиональное обучение (по отраслям)

-

Направления подготовки и специальности инженерно-технической направленности (профиля)

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6.1

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению занятий

Проведение инструктажа по охране труда и контроль выполнения требований охраны труда обучающимися

Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации

Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)

Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)

Обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения

Проведение занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории

Контроль соблюдения обучающимся ПДД

Необходимые умения

Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации

Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом

Измерять параметры электрической цепи автомобиля

Проводить инструктаж   по охране труда

Безопасно и эффективно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях движения, демонстрировать способы и приемы управления ТС

Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнение ими практических заданий (упражнений), оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения и воспитания

Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:

- специфики осваиваемой профессии;

- задач занятия (цикла занятий);

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения

Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)

Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и средства индивидуальной защиты

Анализировать проведение занятий, вносить коррективы процесс обучения

Необходимые знания

Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса

Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС

Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО)

Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории

Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС

Требования, предъявляемые профессией водителя к человеку, набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии

Психологические аспекты практического обучения вождению ТС

Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС

Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей

Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей

Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения

Требования охраны труда на автотранспорте

Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС, методы и средства защиты от них

Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Другие характеристики

-

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6.1

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Оценка практической подготовки по вождению ТС соответствующей категории и подкатегории при проведении промежуточной аттестации в составе экзаменационной комиссии

Оценка освоения программы профессионального обучения водителей ТС соответствующей категории и подкатегории при проведении итоговой (итоговой государственной) аттестации в составе экзаменационной комиссии

Необходимые умения

Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации контроля и оценки освоения квалификации (компетенций), применять современные оценочные средства, обеспечивать объективность оценки, охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе публичного представления результатов оценивания:

- соблюдать предусмотренную процедуру контроля и методику оценки квалификации (компетенций);

- соблюдать нормы педагогической этики, устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися для обеспечения достоверного оценивания;

- корректно интерпретировать результаты контроля и оценки квалификации (компетенций)

Анализировать применение выбранных форм и методов педагогической диагностики, оценочных средств, разрабатывать и представлять предложения по совершенствованию аттестации обучающихся и выпускников

Необходимые знания

Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и(или) профессионального образования

Требования к содержанию и организации контроля результатов профессионального обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории

Современные подходы к контролю и оценке результатов освоения профессии водителя ТС

Методика разработки и применения оценочных средств, интерпретации результатов контроля и оценивания освоения профессии водителя ТС

Нормы педагогической этики, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий

Другие характеристики

-

 

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся

Код

A/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6.2

 

Происхождение трудовой функции

Оригинал

Х

Заимствовано из оригинала

 

 

 

 

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

 

Трудовые действия

Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории

Планирование занятий по обучению вождению ТС

Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся

Необходимые умения

Анализировать примерные программы (или использовать типовые программы), оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем(-ями) и(или) методистом) с учетом:

- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;

- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик, запросов работодателей;

- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);

- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;

- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;

- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС

Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося

Взаимодействовать с преподавателями при разработке рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать разрабатываемые документы

Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета "Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий" и успеваемости обучающихся

Необходимые знания

Теоретические основы и методику профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные

Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС (для преподавания по программам СПО)

Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории

Требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик водителей ТС

Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС

Требования к современным учебникам, учебным пособиям и иным методическим материалам в области практического обучения

Психологические аспекты практического обучения вождению ТС

Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС

Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС

Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей. Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей

Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами

Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС в различных условиях движения

Требования охраны труда на автотранспорте

Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения

Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

Другие характеристики

-

 

IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

 

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)", г. Москва

И.о. ректора Борщ Виталий Викторович

 

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей ", город Москва

2

ФАУ "Отраслевой научно-методический центр" Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации, Московская область, Московская область

 

-------------------------------------------

*(1)Общероссийский классификатор занятий.

*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

*(3) Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42).

*(4) Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).

*(5) Статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598).

*(6) Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.06.2015) "О Правилах дорожного движения", п. 21.3

*(7) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

*(8) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

*(9) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приведен проект профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий".

Стандарт содержит 4 раздела: общие сведения, описание трудовых функций, входящих в стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности), характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях-разработчиках.

К трудовым функциям относятся проведение практических занятий, педагогический контроль и оценка освоения квалификации, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения и успеваемости.