Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26(1) Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О введении в действие Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания, планировки, застройки и содержания территорий населенных мест" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по реализации Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. (от 27 февраля 2019 г. N Пр-294), приказа Роспотребнадзора от 31 декабря 2019 г. N 1072 "Об утверждении плана разработки санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов на 2020 год", статьями 3, 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проектируемое регулирование направлено на изъятие устаревших и технически недостижимых на текущем этапе развития требований, актуализация санитарно-эпидемиологических требований с учетом риск-ориентированного подхода, интеграцию передового международного и корпоративного опыта в части технологии оценки и управления рисками, как альтернативного метода взаимодействия органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, снижение финансовых и организационных издержек хозяйствующих субъектов, при реализации обязательных требований и осуществлении контрольно-надзорной деятельности, повышение эффективности и адресности реализуемых мероприятий по профилактике и защите здоровья населения, увеличение доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой, снижение заболеваемости и смертности населения, ассоциированные с факторами среды обитания, повышение качества жизни.
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 19 марта по 15 апреля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/03-20/00100452).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 10 по 17 июля 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", АО "ТАИФ-НК", ООО "Центр коммунального сервиса", ООО "Иркутская нефтяная компания", АО "Теплокоммунэнерго", АО "МОСГАЗ", Управление капитального строительства АК "АЛРОСА" (ПАО), ПАО "Компания "Сухой" (ОАО "ОКБ Сухого"), ООО "Оникс", ООО "Афипский НПЗ", ПАО НК "РуссНефть", АО "Челябинсгоргаз", не содержащие замечаний к предлагаемому регулированию, а также позиции АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", Ассоциации "НП ТСО", ООО "Сибирская генерирующая компания", ГК "Росводоканал", Национального союза производителей молока (Союзмолоко), ООО "Институт "Мосинжпроект", ПАО "Сургутнефтегаз", Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна", ООО "Сибирский Институт Горного дела", АО ХК "СДС Уголь", АО "Теплоэнерго Нижний Новгород", ПАО "МОЭК", ПАО "Транснефть", ФАУ "Главгосэкспертиза", СРО Ассоциация "Объединение генеральных подрядчиков в строительстве", ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами", Публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", АО "Мосводоканал", ООО "ЭкоЛайн", ПАО "НК "Роснефть", Ассоциации "ЖКХ и городская среда", ПАО "Сухой", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Как указано выше проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины", целью которого является актуализация санитарно-эпидемиологических требований с учетом риск-ориентированного подхода, интеграцию передового международного и корпоративного опыта в части технологии оценки и управления рисками, снижение финансовых и организационных издержек хозяйствующих субъектов, при реализации обязательных требований и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Одновременно следует обратить внимание, что создаваемая система регулирования в соответствующей сфере должна быть основана на принципах наименьшего регуляторного воздействия, выполнимости, борьбы только с внешними рисками, приоритета законодательного уровня регулирования, соразмерности.
Вместе с тем проект акта дублирует большую часть положений действующих санитарно-эпидемиологических правил, взамен которых предусматривается принятие проекта акта (перечень приведен в пункте 2 проекта акта), обоснование актуальности и эффективности которых отсутствует в сводном отчете.
Также создаваемая система регулирования устанавливает ранее не предусмотренные требования для объектов регулирования без предоставления результатов анализа правоприменительной практики, свидетельствующего о такой необходимости, что на практике несет риски возложения значительных издержек на субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, установление указанных положений в проекте акта требует дополнительного обоснования.
1.1. Приложением П IV.6 к проекту акта устанавливаются ранее не предусмотренные СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4), требования, которые способствуют увеличению затрат организаций, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения по осуществлению производственного контроля качества питьевой воды.
1.1.1. В таблице 2 Приложения П IV.6 к проекту акта устанавливаются виды определяемых показателей и количество исследуемых проб питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть. Представим таблицу сравнения предусмотренных проектом акта требований и требований, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4*(1):
Виды показателей |
Количество проб в течение одного года, не менее |
||||
|
Для подземных источников |
Для поверхностных источников |
|||
|
Численность населения, обеспечиваемого водой из данной системы водоснабжения, тыс.чел. |
||||
|
до 20 |
20-100 |
Свыше 100 |
до 100 |
Свыше 100 |
Микробиологические |
501 |
1502 |
3653 |
3653 |
3653 |
Паразитологические |
не проводятся |
не проводятся 44 |
124 44 |
1246 |
|
Органолептические |
501 |
1502 |
3653 |
3653 |
3653 |
Обобщенные показатели |
44 12*4 |
65 12*5 |
126 |
126 |
247 |
Неорганические и органические вещества |
1 12* |
1 12* |
1 12* |
44 12*4 |
126 *4 |
Показатели, связанные с технологией водоподготовки |
Остаточный хлор, остаточный озон - не реже одного раза в час, остальные реагенты - не реже одного раза в смену |
||||
Радиологические |
1 12* |
1 12* |
1 12* |
1 12* |
1 12* |
Так, например, стоимость полного химического анализа воды (неорганические и органические показатели) по данным официального сайта ООО "Академлаб"*(2) составляет 8 000 рублей. При увеличении количества проб в течение одного года до 12 стоимость анализа проб на неорганические и органические вещества возрастет на 88 000 рублей*(3).
По данным результатов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды в субъектах Российской Федерации, в соответствии с формой федерального статистического наблюдения N 18, представленным в Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, общее число источников и водопроводов в Российской Федерации составляет 67 498*(4).
Таким образом, увеличение количества проб в течение одного года до 12 по неорганическим и органическим веществам может привести к дополнительным издержкам порядка 5 939 824 000 рублей*(5).
1.1.2. Согласно таблице 1 Приложения П IV.6 к проекту акта устанавливается количество и периодичность отбора проб питьевой воды для лабораторных исследований в местах водозабора. Представим таблицу сравнения предлагаемых проектом акта требований и требований, предусмотренных СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4:
Виды показателей |
Количество проб в течение одного года, не менее |
|
|
Для подземных источников |
Для поверхностных источников |
Микробиологические |
4 (по сезонам года) |
12 (ежемесячно) |
Паразитологические |
не проводят*(6) |
Не проводятся 12 (ежемесячно) |
Органолептические |
4 (по сезонам года) |
12 (ежемесячно) |
Обобщенные показатели |
Не проводятся 4 (по сезонам года) |
Не проводятся 12 (ежемесячно) |
Неорганические и органические вещества |
1 |
4 (по сезонам года) |
Радиологические |
1 |
1 |
1.1.3. Пунктом 4 Приложения П IV.6 к проекту акта устанавливается ранее не предусмотренное требование по проведению производственного контроля качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети по химическим показателям с частотой, указанной в таблице 3, зависящей от количества обслуживаемого населения.
1.2. Разработчиком в пункте 2.14 раздела I проекта акта сокращается минимальная периодичность вывоза крупногабаритных отходов (далее - КГО) с 7 календарных дней до 5 календарных дней, в пункте 7.4 раздела I проекта акта ужесточаются требования по установлению минимальных расстояний от колумбариев и стен скорби, размещаемых за пределами территорий кладбищ на обособленных участках земли, до жилых зданий, территорий лечебных, детских, образовательных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений, садоводческих товариществ, коттеджной застройки, учреждений социального обеспечения населения, а также расстояний от зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения с 50 м до 150 м.
1.3. В соответствии с пунктом 2.2 раздела IV проекта акта качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года уровни ОМЧ, ОКБ и E. coli не превышают гигиенические нормативы в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в течение 12 месяцев, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год.
Стоит отметить, что требование по E. coli не предусмотрено действующим законодательством. При этом разработчиком не представлено обоснование необходимости введения данного требования.
В настоящее время контроль качества питьевой воды осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4, который устанавливает гигиенический норматив к содержанию термотолерантных колиформных бактерий (ТКБ). Данный показатель представляет собой общую группу микроорганизмов, основным представителем которой является E. сoli (95%), и является достаточным для осуществления санитарно-эпидемиологического контроля питьевой воды в отношении фекального загрязнения.
Поскольку введение данного требования возлагает на организации, осуществляющие водоснабжение, дополнительные обязанности по контролю, а также необходимость несения дополнительных расходов (увеличение штатной численности, расходные материалы, обучение персонала, внесение изменений в область аккредитации и т.д.), которые, в свою очередь, влекут за собой рост тарифов на водоснабжение, введение нового показателя в отсутствие обоснований представляется нецелесообразным.
Учитывая изложенное, предлагается в пункте 2.2 раздела IV проекта акта слова "E. сoli" заменить словом "ТКБ".
Кроме того, из указанного проектируемого положения остается неясным, указанное количество проб должно отбираться во всех точках водозабора в совокупности или в каждой точке водозабора, что требует конкретизации.
Аналогичное замечание относится к пункту 6 Приложения П IV.6 к проекту акта.
1. Проектом акта устанавливаются избыточные требования, предмет регулирования которых предусмотрен в рамках соответствующего действующего законодательства Российской Федерации и не относится к сфере регулирования санитарно-эпидемиологических правил.
1.1. В соответствии с пунктом 5.1 раздела II проекта акта юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечить разработку предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) или ориентировочных безопасных уровней воздействия (далее - ОБУВ) для веществ, не имеющих гигиенических нормативов, а также методов их контроля в атмосферном воздухе.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ" (далее - Постановление N 182).
Согласно пункту 2 Постановления N 182 Роспотребнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения совместно с Росприроднадзором организует регистрационные испытания вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую природную среду, и осуществляет их государственную регистрацию.
Одновременно в соответствии с пунктом 2.7 раздела II проекта акта запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных гигиенических нормативов, что вступает во внутренне противоречие с положением пункта 5.1 раздела II проекта акта, который допускает возможность размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, в составе выбросов которых присутствуют вещества, не имеющие утвержденных гигиенических нормативов.
Полагаем, что указанные положения из-за содержащихся внутренних противоречий формируют правовую неопределенность при применении устанавливаемых норм не только при осуществлении предпринимательской деятельности, но и устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения указанных положений, что способствует возникновению рисков возложения избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, считаем необоснованным и избыточным осуществление государственного регулирования по веществам в составе выбросов, не предусмотренных Перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р (далее - Перечень N 1316-р).
Дополнительно обращаем внимание, что положения пункта 2.7 раздела II проекта акта в части запрета проектирования и строительства объектов, если в составе выбросов таких объектов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных гигиенических нормативов, представляется необоснованным. Так остается неясным, какие выбросы может осуществлять объект, находящийся на стадии проектирования или строительства.
Таким образом, считаем целесообразным исключить пункт 2.7 и абзац третий пункта 5.1 из редакции раздела II проекта акта.
1.2. В соответствии с пунктом 3.5 раздела II проекта акта достаточность размера санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими методиками по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, расчету распространения физического и биологического воздействия объектов, результатами исследования по оценке риска для здоровья населения с учетом длительности экспозиции воздействия загрязняющих атмосферу веществ для предприятий, относящихся к I и II классам опасности по принятой санитарной классификации производств и не вошедших в указанную классификацию, а также результатами лабораторных исследований факторов среды обитания в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Указанное положение сформулировано таким образом, что подтверждение достаточности размера СЗЗ необходимо только предприятиям I и II классов опасности и производствам, не вошедшим в санитарную классификацию. Остается не ясным, по какой причине из указанного требования устанавливаются изъятия для предприятий III-V классов опасности в случае, если разработчиком подразумевается классификация, представленная в Приложении П III.1 к проекту акта.
Обращаем внимание разработчика, что в соответствии с пунктом 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) СЗЗ является одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ЗК РФ порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования указанных зон, исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий, требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон, за исключением случаев, если требования к таким предельным размерам и (или) правилам определения размеров зон установлены федеральным законом, и т.д. должны быть определены в Положении в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации считаем необходимым исключить требования, регулирующие отношения по вопросам установления, изменения прекращения СЗЗ из редакции раздела II проекта акта с внесением соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление N 222). Дополнительно обращаем внимание разработчика на необходимость соблюдения требований ЗК РФ и статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при доработке постановления N 222. Аналогичное замечание применимо ко всем разделам проекта акта в части регулирования СЗЗ.
1.3. Подразделом 4 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при разработке проекта" раздела II проекта акта устанавливаются требования к содержанию раздела "Охрана окружающей природной среды" проектно-сметной документации на строительство объекта.
В соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции.
В настоящее время состав разделов проектной документации и требования к их содержанию утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87). Требования, предусмотренные подразделом 4 раздела II проекта акта, не соотносятся с установленными в Постановлении N 87 требованиями к составу разделов проектной документации и требованиями к их содержанию*(7).
С учетом того, что установление требований к содержанию проектной документации не входит в полномочия Роспотребнадзора, а находятся в сфере ведения Правительства Российской Федерации, а также в целях соблюдения принципа одного контролирующего органа, установленного в Методике исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", считаем необходимым исключить подраздел 4 раздела II проекта акта.
1.4. Подразделом 7 раздела II проекта акта устанавливаются требования к организации производственного, в том числе лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест, регламентация которых в проекте акта представляется избыточной ввиду урегулированности вопроса в рамках статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Так, в соответствии с частью 3 статьи 67 Закона N 7-ФЗ программа производственного экологического контроля содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников, об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения, о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля, о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В связи с тем, что установленный законодательством Российской Федерации производственный экологический контроль предусматривает контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, считаем избыточным дублировать мероприятия по производственному контролю, а также дополнительное представление такой информации в Роспотребнадзор.
1.5. Приложением П IV.1 к проекту акта регламентируются Правила установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составление программы производственного контроля качества воды, что не в полной мере соотносится с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), согласно которой порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 416-ФЗ.
Так, Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды".
Таким образом, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации считаем необходимым исключить из редакции Приложения П IV.1 к проекту акта раздел 2, которым устанавливается порядок составления программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды.
1.6. В соответствии с пунктом 1.8 раздела V проекта акта при отсутствии установленных гигиенических нормативов водопользователь обеспечивает разработку ориентировочного допустимого уровня (далее - ОДУ) или ПДК, а также метода определения вещества и/или продуктов его трансформации с нижним пределом измерения ? 0,5 ПДК.
Вместе с тем в соответствии со статьей 4.1 Закона N 7-ФЗ перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью, с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга, при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ), утверждается Правительством Российской Федерации (Перечень N 1316-р).
Таким образом, если по данным государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга в воде водного объекта начинает фиксироваться загрязняющее вещество, не включенное в Перечень N 1316-р, то первоочередным государственным решением является включение его в Перечень N 1316-р.
Представляется, что порядок использования Перечня N 1316-р должен быть отражен в Методике по разработке водопользователями нормативов допустимого сброса, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. N 333 (далее - Приказ N 333).
Таким образом, возложение на хозяйствующих субъектов обязанности по разработке ПДК или ОДУ, а также метода определения вещества и/или продуктов его трансформации с нижним пределом измерения 0,5 ПДК, является избыточным.
Аналогичное замечание относится к пункту 2.1.1 раздела V проекта акта в части недопущения сброса в водные объекты сточных вод, которые содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены гигиенические ПДК или ОДУ, а также отсутствуют методы их определения, а также пункту 3.2 раздела VI проекта акта.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить из разделов V, VI проекта акта указанные положения.
1.7. Пунктами 2.1.7, 2.4, подразделами 6 и 7 раздела V проекта акта, Приложениями П V.7, П V.8, П V.9 к проекту акта устанавливаются требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, требования к мероприятиям на территории ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, требования к подготовке и оценке проекта в таких ЗСО, правила установления размеров поясов ЗСО, требования к обозначению границ ЗСО, что не соотносится с главой XIX "Зоны с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 105 ЗК РФ ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны являются одним из видов зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, по аналогии с замечанием 2.2 настоящего заключения в целях соблюдения законодательства Российской Федерации считаем необходимым исключить из редакции проекта акта пункты 2.1.7, 2.4, подразделы 6 и 7 раздела V проекта акта, Приложения П V.7, П V.8, П V.9 к проекту акта.
Кроме того, обращаем внимание разработчика, что соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемых в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зонах специальной охраны" (далее - проект постановления), разработанный Роспотребнадзором, содержащий предусмотренные пунктами 2.1.7, 2.4, подразделами 6 и 7 раздела V проекта акта, Приложения П V.7, П V.8, П V.9 требования, неоднократно поступал в адрес Минэкономразвития России в целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (письма Роспотребнадзора от 18 декабря 2019 г. N 02/17839-2019-16, от 1 июля 2020 г. N 02/13318-2020-23).
По результатам проведенных оценок регулирующего воздействия Минэкономразвития России были представлены соответствующие заключения письмами Минэкономразвития России от 17 января 2020 г. N 874-СШ/Д26и (далее - заключение 1), от 24 июля 2020 г. N 23819-АХ/Д26и, содержащие вывод о наличии в проекте постановления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Стоит отметить, что с момента подготовки заключения 1 проект постановления существенно дорабатывался в том числе с учетом замечаний, представленных в заключении 1, перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения от 13 февраля 2020 г. N Пр-244, поручений Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. N ВА-П11-1064 и от 20 февраля 2020 г. N МХ-П16-1256, протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 26 февраля 2020 г. N ВА-П11-13пр.
Вместе с тем проектируемые положения, регулирующие вопросы организации и эксплуатации ЗСО, мероприятия на территории ЗСО, требования к подготовке и оценке проекта таких ЗСО, правила установления размеров поясов ЗСО, требования к обозначению границ ЗСО не учитывают концепций, подходов и решений, предусмотренных в вышеуказанных поручениях, протоколе и заключениях об оценке регулирующего воздействия.
1.8. Пунктами 2.1.1, 2.1.2, 2.1.7, 2.2, 2.3 раздела V проекта акта в части санитарно-эпидемиологических требований к охране водных объектов от загрязнения устанавливаются запреты и ограничения на сброс сточных вод в водные объекты, контроль и надзор за соблюдением которых, в соответствии с пунктом 1.10 раздела V проекта акта проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем положения о запретах и ограничениях в части сброса сточных вод регламентированы статьями 44, 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
В соответствии с частями 1.1, 2 статьи 36 ВК РФ государственный надзор за соблюдением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ВК РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в раздел V проекта акта включены положения, необоснованно расширяющие полномочия Роспотребнадзора в области водных отношений.
Учитывая изложенное, в целях соблюдения принципа одного контролирующего органа, приоритета законодательного уровня регулирования, установленными в Методике исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", считаем необходимым пересмотреть раздел V проекта акта на предмет исключения положений, регулирующих сбросы сточных вод и организацию контроля таких сбросов. Аналогичное замечание относится к разделу VI проекта акта.
1.9. В соответствии с пунктом 3.4 раздела V проекта акта для объектов, сбрасывающих сточные воды через стационарные выпуски, разрабатываются нормативы допустимых сбросов (далее - НДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами при обязательном наличии согласования с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет НДС производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона N 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, НДС, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 Закона N 7-ФЗ, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 Закона N 7-ФЗ.
Таким образом, требование о согласовании НДС с органами Роспотребнадзора противоречит нормам Закона N 7-ФЗ.
Кроме того, на основании положений Закона N 7-ФЗ требования по разработке НДС, утверждение НДС и контроль за соблюдением НДС относится к сфере регулирования Минприроды России, в связи с чем считаем избыточным и необоснованным расширение полномочий Роспотребнадзора в указанной части.
1.10. Пунктом 3.5 раздела V проекта акта устанавливаются требования к осуществлению оценки и учета ряда параметров при согласовании НДС, что также является избыточным ввиду урегулированности указанного вопроса. Приказом N 333 утверждена (в том числе, по согласованию с Росприроднадзором) Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
Принимая во внимание доводы, представленные в замечании 2.10 настоящего заключения, пункт 3.5 раздела V проекта акта подлежит исключению.
1.11. Пунктами 1.1, 2.1, 2.2.1, 2.2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 4.3.1, 4.8-4.8.4, 4.9-4.9.5 раздела VI проекта акта устанавливаются положения, в соответствии с которыми в отношении вод морей устанавливается ЗСО и прибрежная полоса суши, границы таких территорий и особый режим их использования, что не соотносится с положениями статьи 65 ВК РФ с статьи 18 Закона N 52-ФЗ.
Так, в соответствии со статьей 65 ВК РФ для морей устанавливается водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, границы или порядок определения границ которых, также установлены в указанной статье вместе с перечнем запретов и ограничений в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе.
В соответствии со статьей 18 Закона N 52-ФЗ зоны санитарной охраны устанавливаются только в отношении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, порядок установления которых предусмотрен положениями ЗК РФ в части зон с особыми условиями использования территорий.
Учитывая, что указанные проектируемые отношения урегулированы водным и земельным законодательством Российской Федерации, считаем избыточным и необоснованным установление дополнительных требований в проекте акта.
1.12. В соответствии с пунктом 1.7 подраздела 2.4 раздела X проекта акта расчетный метод класса опасности отхода приведен в Приложении П X.12 и применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода (Приложение П X.13). В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально.
Вместе с тем определение класса опасности отходов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации определяется в соответствии с приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду".
Таким образом, представляется избыточным устанавливать дополнительный расчетный метод определения класса опасности.
При этом стоит отметить, что соответствующие полномочия реализуются Минприроды России.
1.13. Указанным разделом проекта акта устанавливаются требования безопасности к обращению с пестицидами и агрохимикатами при выполнении регистрационных испытаний, при реализации, при хранении и отпуске, при транспортировании, при работе с машинами, аппаратурой и оборудованием, при применении наземной аппаратуры для внесения пестицидов и агрохимикатов, при применении пестицидов и агрохимикатов авиационным методом, при применении в условиях защищенного грунта, при фитосанитарной подготовке семян, посадочного материала и их обороте, при изготовлении и применении отравленных приманок, при возделывании кормовых культур, проектируемые в подразделах 1-12, а также требования безопасности при обезвреживании транспортных средств, аппаратуры, тары, помещений и спецодежды, проектируемые в подразделе 19, представляющие из себя совокупность требований, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Обращаем внимание разработчика, что указанные требования в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации относятся к сфере охраны труда, контроль и надзор за соблюдением которых осуществляет Минтруд России.
Аналогичное замечание относится к пунктам 15.3-15.8, 16.1, 16.3-16.11, 16.16,16.22-16.26, к подразделу 17, пункту 20.1.2 раздела XII проекта акта, пунктами 7.2, 7.3 раздела XIV проекта акта.
1.14. В соответствии с пунктом 1.5 раздела XIV проекта акта при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и модернизации передающих радиотехнических объектов (далее - ПРТО) разрабатывается проектная документация, в отношении которой должно быть выдано санитарно-эпидемиологического заключения.
Вместе с тем указанное положение вступает в противоречие с частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в соответствии с которой не допускается проведение иных экспертиз проектной документации за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной статьей 49 ГрК РФ, государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, а также государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, в случае, если проектная документация подлежит государственной экспертизе проектной документации выдача санитарно-эпидемиологического заключения не требуется и представляется избыточной процедурой. Аналогичное замечание относится к пунктам 3.7-3.13, 4.4, 5.1, 5.3 раздела XIV проекта акта.
1.15. Пунктом 3.18 раздела XIV проекта акта устанавливается требование по установлению СЗЗ и зон ограниченной застройки. При этом такой вид зоны как зона ограниченной застройки не предусмотрен градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, считаем целесообразным исключить указанное требование из редакции раздела XIV проекта акта.
2. К разделу I. "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" имеются следующие замечания.
2.1. Указанным разделом устанавливается ряд требований к обустройству контейнерных площадок, срокам временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), периодичности вывоза КГО, которые не соотносятся с Порядком проведения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на контейнерных площадках, площадках для размещения бункеров для КГО, предусмотренным Приложением ПI.1 (далее - Порядок) к проекту акта.
Так, в соответствии с пунктом 2.1 раздела I проекта акта на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки и навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным Порядком навес над мусоросборниками не обязателен для контейнеров для ТКО в случаях, когда расстояние от объектов нормирования составляет 20 метров и более.
В соответствии с пунктом 2.12 раздела I проекта акта срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток, плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным Порядком устанавливается ежедневная кратность вывоза отходов из контейнеров для ТКО в холодное время года.
При этом Порядок не содержит указания на температурный режим холодного и теплого времени года.
В соответствии с пунктом 2.14 раздела I проекта акта вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 5 календарных дней. Транспортирование КГО от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными транспортными средствами на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
Вместе с тем Порядком устанавливается еженедельная кратность вывоза отходов из бункеров для КГО.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным синхронизировать проектируемые положения раздела I проекта акта и Порядка.
2.2. Пунктом 2.2 раздела I проекта акта устанавливаются требования к размещению контейнерных площадок, расстояние от которых до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Вместе с тем указанные требования не учитывают местные условия, при которых не всегда возможно предусмотреть такие расстояния при имеющейся застройке крупных городов, планировке индивидуальной жилой застройки или сельской местности.
Так, например, может быть невозможно оборудовать соответствующую требованиям контейнерную площадку, которая должна находиться на установленном расстоянии от границы земельных участков, предназначенных для индивидуальных жилых строений, расположенных вдоль основной дороги и растянутых на 3-5 км.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным дифференцировать расстояния по видам жилой застройки (многоквартирные дома и индивидуальное жилищное строительство), с увеличением максимального расстояния расположения контейнерных площадок до 300 м (современная планировка индивидуальной жилой застройки в ином случае потребует установки контейнеров у каждого земельного участка).
2.3. Пунктом 2.6 раздела I проекта акта устанавливается неоднозначное и затруднительное в исполнении требование к мусоросборникам, которые должны быть закрыты. При этом из редакции указанного пункта не представляется возможным определить, в каком случае мусоросборники могут считаться закрытыми (крышкой, крышей над контейнерной площадкой либо ограждением).
Следует отметить, что зачастую население избегает прикосновений к мусоросборникам из гигиенических соображений. В случае, если разработчиком подразумевается обязательное наличие закрытой крышки мусоросборника, указанное обстоятельство может привести к замусориванию и навалам на контейнерной площадке.
Таким образом, полагаем целесообразным исключить указанное препятствие для помещения отходов в мусоросборники.
2.4. Пунктом 2.12 раздела I проекта акта устанавливается срок временного накопления несортированных ТКО, определяемый исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток, плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Вместе с тем указанный срок может быть избыточен в отношении контейнеров для ТКО, находящихся в собственности юридических лиц, так как зачастую на практике такие контейнеры за сутки не наполняются.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным для таких случаев предусмотреть срок вывоза отходов, который будет установлен договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Дополнительно обращаем внимание, что разделом I проекта акта не установлены сроки накопления сортируемых отходов. При этом кратность вывоза отходов из контейнеров ТКО, устанавливаемая в Порядке, представляется избыточной в случае ее распространения на сортируемые отходы, так как представляется очевидным, что при сортировке отходы накапливаются существенно медленнее.
3. К разделу II. "Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" имеются следующие замечания.
3.1. Пунктом 6.2 раздела II проекта акта устанавливается неопределенное положение, в соответствии с которым при разработке нормативов допустимых выбросов (далее - НДВ) для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта. Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению НДВ может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.
Редакцией указанного пункта и всего подраздела 6 раздела II проекта акта не конкретизируется, в каком порядке должен определяться и согласовываться вышеуказанный перечень и значение фоновой концентрации. Так, остается неясным, с кем должно осуществляться такое согласование, в какой срок, каков порядок действия в случае отсутствия согласования, каковы основания для отказа в согласовании.
Представляется необходимым доработать подраздел 6 раздела II проекта акта в указанной части.
3.2. Пунктом 6.4 раздела II проекта акта устанавливается перечень материалов, представляемых для проведения экспертизы, при этом остается неясным, какая экспертиза имеется ввиду.
Так, перечень материалов, необходимый для получения комплексного экологического разрешения, установлен частями 3, 4 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Учитывая изложенное, представляется целесообразным уточнить проектируемое регулирование в указанной части либо исключить указанный пункт из раздела II проекта акта.
3.3. Пункт 7.3 раздела II проекта акта содержит ссылку на национальный стандарт ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов", требованиям которого должна соответствовать система контроля и наблюдения.
Вместе с тем в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. Применение ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований. Тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.
Учитывая, что указанный стандарт не был официально опубликован, а в соответствии с Положением о Минприроды России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219*(8) (далее - Положение о Минприроды России), полномочия по определению порядка осуществления государственного мониторинга атмосферного воздуха, формированию и ведению перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками возложены на Минприроды России, текст указанного национального стандарта не был приложен к проекту акта (в том числе в рамках проведения публичного обсуждения на официальном сайте в рамках процедуры оценки регулирующего воздействия), считаем необходимым исключить ссылку на национальный стандарт из редакции проекта акта.
4. К разделу III. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству зон с особыми условиями использования территорий" имеются следующие замечания.
4.1. В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 раздела III проекта акта СЗЗ представляет собой территорию между границей промышленной площадки и/или контуром объекта, полосой отвода и границами достижения санитарно-эпидемиологических требований. При этом при определении границ могут возникнуть затруднения вследствие неоднозначного трактования понятия "контур объекта".
Таким образом, принимая во внимание замечание 2.2 настоящего заключения, считаем целесообразным принять к сведению необходимость определения термина "контур объекта" при доработке постановления N 222.
4.2. Пунктом 2.3 раздела III проекта акта не определен верхний предел размера СЗЗ для объектов I класса, что может способствовать возникновению риска непрогнозируемого увеличения размера СЗЗ, и соответственно, ограничению использования земельных участков в границах СЗЗ, что несет риски избыточного регулирования для широкого круга субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом стоит отметить, что установление СЗЗ неизбежно повлечет обязанность для правообладателей объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению и изменению СЗЗ, по возмещению убытков правообладателям земельных участков, объектов капитального строительства, в границах таких зон в соответствии со статьями 57, 57.1 ЗК РФ.
По аналогии с замечанием 5.2 считаем целесообразным учесть указанное замечание при доработке постановления N 222.
5. К разделу IV. "Санитарно-эпидемиологические требования качеств воды хозяйственно-питьевого водоснабжения" имеются следующие замечания.
В соответствии с пунктом 1.4 раздела IV проекта акта качество воды должно соответствовать гигиеническим нормативам, регламентирующим требования к качеству и безопасности различных видов вод (далее - гигиенические нормативы).
Указанная формулировка носит обобщенный характер и требует уточнения в части видов вод, а также указания ссылки на гигиенические требования к качеству вод, так как для организаций, осуществляющих подготовку питьевой воды, это имеет принципиальное значение.
Согласно иным положениям раздела IV проекта акта, можно предположить, что предлагаемое регулирование относится к питьевой воде. С учетом изложенного, представляется целесообразным конкретизировать предложение второе пункта 1.4 раздела IV проекта акта соответствующим образом.
6. К разделу V. "Санитарно-эпидемиологические требования к охране водных объектов от загрязнения" имеются следующие замечания.
6.1. В соответствии с пунктом 1.6 раздела V проекта акта качество воды поверхностных и подземных водных объектов должно соответствовать гигиеническим нормативам показателей качества и безопасности воды питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воды подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воды плавательных бассейнов, аквапарков и технической воды.
Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев по ряду компонентов невозможно обеспечить качество воды в соответствии с гигиеническими нормативами.
Вследствие чего с целью доведения исходного качества водоисточника до качества, соответствующего гигиеническим нормативам для соответствующих целей потребления в настоящее время внедряются станции водоподготовки в централизованных системах водоснабжения и иные технологии.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным исключить указанное положение из раздела V проекта акта в отношении обеспечения качества воды поверхностных и подземных водных объектов вследствие того, что указанное качество для указанных целей потребления обеспечивается в рамках реализации технологий очистки воды.
6.2. Пунктом 4.7 раздела V проекта акта устанавливается запрет на использование различного рода неэкранированных земляных амбаров, прудов-накопителей, а также карстовых воронок и других углублений для сброса сточных вод и шламов, образующихся в процессе бурения или других работ.
Вместе с тем вид территории, на которой предполагаются данные ограничения, не указываются, что подлежит конкретизации.
Кроме того, обращаем внимание, что требования к мероприятиям на территории ЗСО должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.
7. К разделу VI. "Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения" имеется следующее замечание.
В соответствии с пунктом 2.2 раздела VI проекта акта границы района водопользования проходят от уреза воды в сторону моря на расстояние не менее двух километров, что также не соотносится с положениями ВК РФ, согласно которым сведения о границах водопользования определяются в договоре водопользования (статья 13 ВК РФ).
8. К разделу VII. "Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы" имеются следующие замечания.
8.1. В соответствии с пунктом 2.3 раздела VII проекта акта требования к почвам населенных мест определяются в зависимости от приоритетности компонентов загрязнения в соответствии со списком ПДК (ОДК) химических веществ в почве и их класса опасности согласно государственному стандарту.
Представляется целесообразным указать, каким государственным стандартом определяется список ПДК (ОДК) химических веществ в почве.
8.2. В соответствии с пунктом 3.3 раздела VII проекта акта контроль с использованием расширенного перечня санитарно-эпидемиологических показателей проводится на объектах повышенного риска, на остальных - по стандартному перечню показателей.
Вместе с тем в разделе VII проекта акта не конкретизируется, какие объекты являются объектами повышенного риска.
9. К разделу VIII. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений" имеются следующие замечания.
9.1. В соответствии с пунктом 3.3.9 раздела VIII проекта акта над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними не допускается размещать машинное отделение и шахты лифтов, мусороприемную камеру, ствол мусоропровода и устройство для его очистки и промывки, электрощитовую, венткамеры, насосные, индивидуальные насосные пункты с насосным оборудованием, водомерные узлы с насосным оборудованием, трансформаторные подстанции, холодильное оборудование.
Исходя из указанного положения не представляется возможным определить, где должно находиться холодильное оборудование, предназначенное для хозяйственно-бытовых нужд, если не в смежном с жилым помещением другим помещением, например, кухне. Полагаем выполнение указанного требования в части размещения холодильного оборудования над жилыми комнатами, под ними, а также смежно с ними необосновано и невыполнимо.
Кроме того, остается неясным, как будет осуществляться контроль указанного требования ввиду существующих норм о неприкосновенности жилища, установленных статьей 25 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
10. К разделу X. "Требования к обращению с отходами" имеется следующее замечания.
Подразделом 2.4 раздела X проекта акта устанавливается порядок определения класса опасности токсических отходов производства и потребления.
Обращаем внимание разработчика, что пункты 1.6 и 1.8 подраздела 2.4 раздела X проекта акта вступают в противоречие друг с другом.
Так, согласно пункту 1.6 подраздела 2.4 раздела X проекта акта класс опасности отходов, для которых согласно Перечню, приведенному в Приложении П IX.11, уже установлен класс опасности отхода, не подлежит дополнительному определению расчетным или (и) экспериментальным методом.
Вместе с тем согласно пункту 1.8 подраздела 2.4 раздела X проекта акта полученный расчетным методом или установленный в перечне класс опасности отхода по желанию его производителя (или собственника) может быть уточнен с помощью экспериментального определения.
Таким образом, представляется целесообразным привести указанные положения в соответствие друг с другом.
11. К разделу XI. "Требования к устройству и содержанию полигонов для твердых коммунальных отходов" имеется следующее замечание.
В соответствии с пунктом 3.5 раздела XI проекта акта на территории полигона не допускается сжигание ТКО и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТКО.
Вместе с тем указанное положение вступает в противоречие с пунктом 2.3.10 раздела X проект акта, согласно которому на территории объектов допускается размещать автономную котельную, специальные установки для сжигания отходов, сооружения мойки, пропарки и обеззараживания машинных механизмов.
Таким образом, считаем целесообразным доработать пункт 3.5 раздела XI проекта акта соответствующим образом.
12. К разделу XII. "Санитарно-гигиенические требования к обращению пестицидов и агрохимикатов" имеются следующие замечания.
12.1. Подразделом 20 раздела XII проекта акта устанавливаются требования к охране почвы, охране атмосферного воздуха, охране источников водоснабжения, которые по принадлежности целесообразно отнести к соответствующим разделам проекта акта.
В связи с чем представляется избыточным устанавливать такие требования в отдельном разделе, регулирующим вопросы обращения с пестицидами и агрохимикатами.
12.2. Подразделом 20.4 раздела XII проекта акта устанавливаются требования по обеспечению выпуска безопасной пищевой продукции, что представляется нецелесообразным устанавливать в проекте постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О введении в действие Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания, планировки, застройки и содержания территорий населенных мест".
12.3. Подразделом 21 раздела XII проекта акта устанавливаются требования безопасности при обезвреживании, утилизации и уничтожении пестицидов и агрохимикатов, вместе с тем пестициды и агрохимикаты в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242, относятся к отходам сельского хозяйства.
Таким образом, считаем, что вопрос обезвреживания, утилизации и уничтожения пестицидов и агрохимикатов урегулирован в разделе X проекта акта.
Аналогичное замечание относится к разделу XIII проекта акта "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству технологических линий удаления, обработки, обеззараживания и утилизации навоза и помета, получаемых на животноводческих и птицеводческих комплексах и фермах".
13. К разделу XIV. "Санитарно-гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов" имеются следующие замечания.
13.1. В соответствии с пунктом 3.2 раздела XIV проекта акта уровни электромагнитных полей, создаваемые оборудованием ПРТО на рабочих местах персонала, в зонах рекреационного назначения, на территории жилой застройки и в местах, связанных с пребыванием людей, внутри жилых, общественно-деловых и производственных зданий, не должны превышать предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), указанные в приложении 1 (таблица 1 и таблица 2) с учетом вторичного излучения. Представленные в таблице 2 приложения 1 ПДУ для населения распространяются также на другие источники электромагнитных полей радиочастотного диапазона (далее - ЭМП РЧ).
Вместе с тем в проекте акта отсутствует упомянутое приложение и соответственно таблицы с устанавливаемыми ПДУ. Аналогичное замечание относится к пунктам 3.10, 3.13 раздела XIV проекта акта.
Кроме того, считаем нецелесообразным распространять проектируемые требования на источники ЭМП РЧ, не являющиеся ПРТО, так как объектом регулирования являются именно ПРТО.
13.2. Согласно пункту 3.14 раздела XIV проекта акта на этапе согласования эксплуатации ПРТО уполномоченным органом выдается письмо о возможности эксплуатации. Основанием для выдачи письменного согласования являются результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы, выданной на основании фактических измерений уровней ЭМП, подтверждающих расчетные уровни, указанные в санитарно-эпидемиологическом заключении на проектную документацию.
Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует такие процедуры как согласование эксплуатации.
Аналогичное замечание относится к подразделу 5, пункту 6.2 раздела XIV проекта акта.
13.3. В соответствии с пунктом 3.16 раздела XIV проекта акта при размещении антенн радиолюбительских радиостанций и радиостанций гражданского диапазона с эффективной излучаемой мощностью от 1000 до 5000 Вт на расстоянии не менее 25 м от любой точки антенны независимо от ее типа и направления излучения доступ людей должен быть исключен. При установке на крыше здания антенна должна монтироваться на высоте не менее 5 м над коньком кровли и отсутствии соседних строений, высотность которых превышает здание, на котором установлено ПРТО.
Предлагаемое требование на практике приведет к установления запрета доступа к указанным объектам, в том числе обслуживающего такие объекты персонала.
Полагаем целесообразным уточнить редакцию пункта в указанной части.
14. В соответствии с протоколом заседания членов рабочей группы от экспертного и делового сообщества по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия от 16 июня 2020 г. N 12 по проекту акта принято единогласное решение о невозможности его согласования.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Проект акта не соответствует принципам наименьшего регуляторного воздействия, одного контролирующего органа, научно-технической обоснованности, риск-ориентированности, открытости и консенсуса с подконтрольными субъектами, выполнимости, борьбы только с внешними рисками, приоритета законодательного уровня регулирования, установленными в Методике исполнения плана мероприятий ("Дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины".
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 76 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Принимается следующая периодичность отбора проб воды: 1) - еженедельно, 2) - три раза в неделю, 3) - ежедневно, 4) - один раз в сезон года, 5) - один раз в два месяца, 6) - ежемесячно, 7) - два раза в месяц.
*(2) http://www.academlab.ru/services/water-analysis/analiz-vody-cena-2/
*(3) 8 000*11= 88 000
*(4) https://dom.gosuslugi.ru/#!/map/water-quality
*(5) 88 000*67 498 = 5 939 824 000
*(6) Примечание: Определение показателей проводят в системах водоснабжения из подземных источников, имеющих гидравлическую связь с поверхностными водами, а также из незащищенных подземных водоносных горизонтов.
*(7) Пункты 25, 40 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением N 87
*(8) Пункты 1, 5.2.75, 5.4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.