Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка установления и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" (от 11.08.2020 N 25849-ТИ/Д26и) (не действует)

Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка установления и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения"
(от 11.08.2020 N 25849-ТИ/Д26и)

 

Досье на проект

 

Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка установления и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.

Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 22 июня по 14 июля 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/06-20/00103181). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.

По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.

Проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., а также плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36.

Основанием для разработки проекта акта является часть 5 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), согласно которой порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Проектом акта утверждается такой порядок для автомобильных дорог федерального значения.

Действующий Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения утвержден приказом Минтранса России от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" (далее - действующий порядок N 5) и после вступления в силу проекта акта (с 1 января 2021 г.) будет отменен.

В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются владельцы объектов дорожного сервиса, инженерных коммуникаций, рекламных конструкций, а также владельцы и пользователи автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Проект акта концептуально не отличается от действующего порядка N 5, он дополняется рядом уточняющих положений и формулировок. Вместе с тем сокращается ряд действующих требований, которые необходимо соблюдать при размещении вновь возводимых объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения.

В частности, исключаются нормы, регламентирующие необходимое расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту дорожного сервиса до ближайших мостового перехода, железнодорожного переезда, существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта, а также требование, что выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40 промилле. Также исключаются требования к минимальным расстояниям для обеспечения боковой видимости, которые являются приложением к действующему порядку N 5.

Проект акта в рамках обсуждения и формирования новой целевой структуры нормативного регулирования был согласован профильной рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере автомобильного транспорта без замечаний (раздел I протокола от 31 июля 2020 г. N РГДС 21).

Вместе с тем с учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию и рисков от его введения для субъектов предпринимательской деятельности.

1. По итогам анализа проектируемых положений выявлено, что часть из них представляет собой набор отсылочных норм к действующему законодательству. При этом в ряде случаев конкретных ссылок на нормы законодательства, которыми необходимо руководствоваться при использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения, не приводится, в связи с чем данные положения представляются недостаточно определенными.

Считаем, что все положения, напрямую касающиеся предмета рассматриваемого регулирования, должны найти отражение в проекте акта. При этом в случае если определенные требования не представляется возможным предусмотреть непосредственно в проекте акта, необходимо указать корректную ссылку на действующее законодательство и конкретные его положения с реквизитами нормативных правовых актов. Отсутствие ссылки в проекте акта на конкретные нормативные правовые акты существенно повышает риски возникновения излишнего регулирования, поскольку субъекты правоотношений не получат четкого понимания о конечном перечне требований и источниках, в которых требования изложены.

С целью устранения указанной неопределенности уточнения требуют следующие положения проекта акта:

-  пункты 7 и 8, которыми предлагается установить, что изменение категории земельных участков или их предоставление в целях установления полосы отвода автомобильной дороги федерального значения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- пункт 9, которым устанавливается запрет на осуществление определенных видов деятельности в границах полосы отвода. В частности, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

- пункт 10, которым устанавливается, что осуществление деятельности в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения допускается при условии, что такая деятельность (при обычных условиях ее осуществления) не повлечет за собой, в частности, нарушение других установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к ограничению использования автомобильных дорог федерального значения и их полос отвода, а также к обеспечению их сохранности.

Кроме того, не представляется возможным определить, что подразумевается под обычными условиями осуществления деятельности в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения;

- пункт 17, которым устанавливается, что устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне и на разных уровнях осуществляется в том числе в соответствии с требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особое внимание обращаем на используемые в проектируемых положениях формулировки, связанные с необходимостью соблюдения требований, предусмотренных иными нормативными правовыми актами. С целью однозначного понимания проектируемых требований считаем необходимым либо конкретизировать упоминаемые иные нормативные правовые акты, либо исключить подобные формулировки из проекта акта.

2. Согласно пункту 22 проекта акта при присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге федерального значения владелец такой автомобильной дороги информирует собственников (владельцев) присоединяемых объектов о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги федерального значения и о сроках осуществления таких реконструкции, капитального ремонта.

Обращаем внимание, что указанные действия владельца автомобильной дороги могут привести к необходимости сноса, переустройства объектов дорожного сервиса*(1). При этом согласно пункту 24 проекта акта переустройство объектов дорожного сервиса и (или) подъездов, съездов, примыканий к указанным объектам должны быть реализованы непосредственно владельцами таких объектов или за их счет.

Учитывая, что реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам федерального значения могут производиться достаточно часто, считаем необходимым с целью предоставления возможности планирования своей деятельности и заблаговременной оценки последствий и затрат, возникающих в связи принятием решения о таких реконструкции и ремонте, предусмотреть в проекте акта конкретный срок, за который владельцы объектов дорожного сервиса должны быть проинформированы о предстоящих мероприятиях.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

-------------------------------------------

*(1) Автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.