Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции"
(от 12.08.2020 N 26008-ТИ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 1 по 21 июля 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-20/00105526). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N Пр-294 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., а также плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденного Правительством Российской Федерации 29 мая 2019 г. N 4714п-П36.
Основанием для разработки проекта акта является статья 10 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ), согласно которой участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Проект акта направлен на устранение правовой неопределенности, обусловленной отсутствием требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции. До настоящего времени указанные виды деятельности регламентировались отдельными приказами Росгидромета, имеющими ненормативный характер и не являющимися обязательными к исполнению.
В связи с этим проектом акта предлагается установить единые требования к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются участники деятельности гидрометеорологической службы в количестве свыше 1 000.
Проект акта в рамках обсуждения и формирования новой целевой структуры нормативного регулирования был согласован профильной рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере метеорологии без замечаний (пункт 4 протокола от 5 августа 2020 г. N 20-17-5/РГПС).
Вместе с тем с учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию и рисков от его введения для субъектов предпринимательской деятельности.
1. Пунктом 6 проекта акта устанавливается, что виды и состав информации (данных), подлежащей сбору, определяются с учетом требований к проведению конкретного вида наблюдений, установленных в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 113-ФЗ.
Однако, необходимо отметить, что указанной статьей видов и состава информации (данных), подлежащей сбору, и требований к проведению конкретного вида наблюдений не определено. Цитата из статьи 10 Федерального закона N 113-ФЗ приведена выше в настоящем заключении при описании основания для разработки проекта акта и содержит только общие положения.
При этом, например, разрабатываемый Минприроды России параллельно с проектом акта проект приказа "Об утверждении состава и структуры документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядка ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядка создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" подготовлен в развитие статьи 15 Федерального закона N 113-ФЗ.
Полагаем, что в представленной редакции ссылка на законодательство, приведенная в пункте 6 проекта акта, сформулирована некорректно. Статья 10 Федерального закона N 113-ФЗ является обобщенным основанием для разработки проекта акта в целом и не регламентирует видов и состава информации (данных), подлежащей сбору, и требований к проведению конкретного вида наблюдений. В этой части проект акта подлежит уточнению.
2. Пункт 10 проекта акта содержит требования к обработке информации, которая включает в себя обобщение и систематизацию на регулярной основе информации, а также подготовку расчетно-аналитической и прогностической информации, содержащей оценку изменений состояния и загрязнения окружающей среды и ее загрязнения под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.
Обращаем внимание, во-первых, на необходимость уточнения периодичности проведения обобщения и систематизации информации, так как формулировка "на регулярной основе" подразумевает абсолютно любую периодичность по усмотрению каждой конкретной организации, осуществляющей деятельность в области гидрометеорологии и в смежной с ней областях.
Считаем необходимым рекомендовать разработчику соотнести данную периодичность с согласованными с Росгидрометом сроками и форматом предоставления информации о состоянии окружающей среды. Данное согласование предусмотрено параллельно разрабатываемым Минприроды России проектом приказа "Об утверждении порядка предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации" (пункт 8).
Во-вторых, требует уточнения необходимость подготовки расчетно-аналитической и прогностической информации, которая предусмотрена пунктом 10 проекта акта и также далее упоминается по тексту.
Минэкономразвития России ранее в рамках подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия в отношении смежных проектов нормативных правовых актов неоднократно отмечалось следующее.
В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" планируется отмена действующего Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1216.
С учетом его переработки в рамках формирования новой целевой структуры нормативного регулирования из лицензируемых видов деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях исключаются работы по подготовке и предоставлению потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное).
Однако, как в ранее рассмотренных в рамках оценки регулирующего воздействия проектах, так и в представленном проекте акта обязанность по подготовке и предоставлению указанной прогностической, аналитической, расчетной информации сохраняется, несмотря на исключение данного вида работ из лицензируемых видов деятельности.
При этом необходимо отметить, что указанный вид работ, очевидно, предлагается заменить на работы по сбору, обработке, хранению, предоставлению и распространению информации и информационной продукции, полученной в результате проведения наблюдений.
В понимании Федерального закона N 113-ФЗ информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.
Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Исходя из перечисленных определений, по сути, прогнозы являются частью мониторинга и, соответственно, частью информации о состоянии окружающей среды.
Однако, например, проект приказа Минприроды России, которым предлагается утвердить в том числе состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей среды*(1), не содержит упоминаний о прогностической и расчетно-аналитической информации. Информация о состоянии окружающей среды в соответствии с указанным проектом приказа состоит из сведений о различных видах наблюдений, а также о пунктах наблюдений.
Учитывая изложенное, обращаем внимание на выявленное несоответствие разрабатываемых смежных проектов нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере гидрометеорологии и в смежных с ней областях. Считаем необходимым синхронизировать и привести их в полное соответствие друг другу.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Проект приказа Минприроды России "Об утверждении состава и структуры документированной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, порядка ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядка создания и ведения Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении" направлялся Минприроды России на оценку регулирующего воздействия письмом от 21 июля 2020 г. N 05-13-31/18368. В его отношении было подготовлено положительное заключение от 29 июля 2020 г. N 24436-АХ/Д26и.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.