Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта"
(от 12 августа 2020 г. N 25982-ТИ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта" (далее соответственно - проект акта, Положение), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании положений Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования правового регулирования отношений в области геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых" и Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 179-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части совершенствования добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья".
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является совершенствование нормативного правового регулирования в сфере недропользования.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 23 июня по 15 июля 2020 г. посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-20/00103201).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил ОРВ в период с 29 июля по 4 августа 2020 г. проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Зарубежнефть", АО "НЗНП", ПАО "Газпром", ПАО "ЛУКОЙЛ", ФАУ "Главэкспертиза России", ООО "Афипский НПЗ", ООО "ИНК", не содержащие замечаний и предложений в отношении проектируемого регулирования, а также позиции АО "СУЭК-Кузбасс", ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина", ПАО НК "РуссНефть", ООО "ЕвразХолдинг", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта, отраженные в справке о результатах проведения публичных консультаций (прилагается).
На основании рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом информации, представленной участниками публичных консультаций, обращаем внимание на наличие следующих рисков принятия проектируемого регулирования.
Пунктом 5 Положения устанавливается, что учетная карточка буровой скважины на воду направляется пользователем недр не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд. Одновременно абзацем вторым пункта 6 Положения установлено, что добыча подземных вод для собственных производственных и технологических нужд осуществляется пользователем недр после регистрации в территориальном фонде геологической информации по месту нахождения участка недр учетной карточки буровой скважины на воду, которая согласно абзацу первому пункта 6 Положения регистрируется в течение 5 рабочих дней со дня поступления учетной карточки буровой скважины на воду с направлением пользователю недр извещения о регистрации.
Обращаем внимание, что проектом акта не установлены случаи и основания, при которых территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр отказывает пользователю недр в регистрации поступившей учетной карточки буровой скважины на воду, что может означать необходимость осуществления регистрации учетной карточки буровой скважины на воду в любом случае без исключений.
Таким образом, требования абзаца второго пункта 6 Положения в части возможности недропользователя, исполнившего предусмотренную проектом акта обязанность по направлению учетной карточки буровой скважины на воду в предусмотренный пунктом 5 Положения срок, осуществлять добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд только после регистрации учетной карточки буровой скважины на воду, представляются избыточными.
Вместе с тем указанный пользователь недр, исполнивший предусмотренную проектом акта обязанность по направлению учетной карточки буровой скважины на воду в предусмотренный пунктом 5 Положения срок, фактически не может осуществлять добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд до получения извещения о регистрации соответствующей учетной карточки.
Обращаем внимание, что абзацем первым пункта 5 Положения предусмотрено право пользователя недр по выбору способа направления учетной карточки буровой скважины на воду. Так, пользователь недр может направить учетную карточку буровой скважины на воду лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет" недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Необходимо отметить, что пользователь недр не может отвечать за действия, которые осуществляются третьими лицами (доставка почтового отправления почтовой связью, регистрация учетной карточки буровой скважины на воду сотрудниками территориального фонда геологической информации по месту нахождения участка недр). Вместе с тем проектом акта срок начала осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд ставится в зависимость от своевременного совершения действий третьими лицами, на которые пользователь недр не может оказывать прямого влияния. Указанное положение ухудшает возможности пользователя недр по планированию своей деятельности.
На основании изложенного считаем целесообразным доработать проект акта в части исключения увязки срока начала осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд с датой регистрации учетной каточки буровой скважины на воду.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.