Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 29 июля по 18 августа 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/07-20/00106507). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются компании-недропользователи, реализующие права на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов капительного строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в зеленых зонах лесов, а также в ценных лесах и на особо защитных участках лесов по лицензиям на пользование недрами, полученным до 31 декабря 2010 г. (далее - недропользователи).
Проект акта подготовлен разработчиком в инициативном порядке с учетом неоднозначности правоприменительной практики по вопросу возможности завершения работ, связанных с пользованием недрами на углеводородное сырье, в ценных лесах и на особо защитных участках лесов, по участкам недр, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 г., а также в зеленых зонах лесов в части их использования для разведки и добычи полезных ископаемых.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" был введен запрет на размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений в ценных лесах и на особо защитных участках лесов.
Затем Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) данный запрет был отменен.
Однако, как отмечается разработчиком, на практике норма, установленная Федеральным законом N 222-ФЗ, допускает неоднозначное толкование, в частности, что разрешение на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов капитального строительства распространяется только на лицензии, первоначально выданные до 31 декабря 2010 г., и действует в течение изначально установленного в лицензии срока. Аналогичная проблема может также возникать в отношении использования лесов в зеленых зонах для разведки и добычи полезных ископаемых, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.
Таким образом, руководствуясь указанными положениями, фактически указанный запрет был отменен только в части недропользователей, непосредственно оформивших лицензии до 31 декабря 2010 г. (в отношении ценных лесов и особо защитных участков лесов), либо до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации(в отношении зеленых зон лесов). Однако в таком виде данные положения не учитывают случаи продления или переоформления лицензий после указанной даты. В связи с этим существует риск прекращения разработки действующих месторождений углеводородного сырья.
При этом следует отметить, что переход права пользования недрами, переоформление лицензии или ее продление являются предметом имущественных и корпоративных отношений. Правопреемник принимает на себя в полном объеме обязательства и условия пользования недрами, установленные переоформляемой лицензией, включая невыполненные прежним пользователем недр. При этом содержание лицензии, условия пользования недрами, в том числе в части даты (начала) течения срока пользования недрами, не изменяются.
Проектом акта с целью исключения указанных рисков, а также в целях обеспечения единообразия правоприменительной практики при реализации прав пользователя недр на строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья, в ценных лесах и на особо защитных участках лесов по лицензии на пользование недрами, полученной до 31 декабря 2010 г., но переоформленной в установленном порядке после указанной даты, предлагается корректировка части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Также проектом акта предлагается скорректировать часть 1 указанной статьи в отношении использования расположенных в зеленых зонах лесов для разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с проектируемыми положениями допускается использование расположенных в зеленых зонах лесов для разведки и добычи полезных ископаемых, а также в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению, разведке и добыче углеводородного сырья (в отношении которых право пользования недрами на основании лицензии на пользование недрами получено до 31 декабря 2010 г.), независимо от количества случаев перехода права пользования недрами и переоформления указанных лицензий, а также продления срока пользования недрами.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Кроме того, сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.