Пояснительная записка к проекту федерального закона N 226620-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 226620-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие" предусматривается внесение изменений в законы: Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие" (далее - законопроект) направлен на реализацию единой государственной политики в отношении производства винограда и винодельческой продукции, на совершенствование государственного регулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из выращенного в России винограда.

Согласно "Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года" (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р) к мерам по ее реализации относится, в частности, создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.

Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон) обусловлена в настоящий момент потребностью в уточнении и конкретизации в законодательстве Российской Федерации отдельных регулирующих положений и норм с учетом особенностей винодельческого производства, создающих нормативно-правовую базу для дальнейшего поступательного развития российского виноградарства и виноделия.

Российская экономика обладает все еще плохо реализованной возможностью использования высокого экономического потенциала винодельческой отрасли в качестве эффективного инструмента экономического развития регионов, создания полномасштабного агропромышленного виноградарско-винодельческого кластера на юге России.

Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 80 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджеты и внебюджетные фонды более 12 млн. рублей в год с одного гектара возделываемых виноградников.

Принятие законопроекта позволит обеспечить в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах Российской Федерации, для которых природно-климатические условия являются одним из главных богатств, не только создание значительного количества новых рабочих мест с достойной оплатой труда, но и условия для создания и развития малого и среднего предпринимательства. Эти меры позволят существенно снизить масштабы безработицы и социальную напряженность в северокавказском регионе, создадут столь актуальные и необходимые имиджевые условия для развития туризма.

Основным продуктом для производства всех видов винодельческой продукции является виноград. На всех стадиях этого производства необходимо выделение в отдельную нормативную категорию промежуточных продуктов из винограда. Это позволит максимально эффективно и без непосредственного вмешательства в производственный цикл осуществлять контроль за ним, с другой стороны регулирующее воздействие на отрасль будет осуществляться в интересах развития виноградарства и виноделия России.

При создании Федерального закона в 1995 году в него были заложены три основных понятия: этиловый спирт, алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция. В 2014 году в целях развития виноградарства и виноделия России в Федеральный закон введено понятие "винодельческой продукции".

Введение понятия "винодельческой продукции" требует целого ряда технических изменений в Федеральный закон. Поэтому в первом пункте законопроекта предлагается исключить "виноматериалы, виноградное сусло" из состава спиртосодержащей пищевой продукции, так как они относятся к "винодельческой продукции". Кроме того, согласно подпункту 1 статьи 2 коньячный дистиллят приравнивается соответствующим определением к этиловому спирту. Но фактически коньячный дистиллят является продуктом переработки винограда: производится по технологии дистилляции, а не ректификации как этиловый спирт; выход продукта значительно варьируется по крепости, качеству и разнообразию в зависимости от изначальных кондиций переработанного винограда, собранного в данный год урожая с определенными погодными условиями, в отличие от этилового спирта, всегда одинакового качества и разделенного на четкие сортовые категории. Если этиловый спирт сразу после ректификации готов для дальнейшего производства, то коньячный дистиллят для производства коньяка необходимо годами (минимум три года) выдерживать в дубовых бочках. В силу этих отличий коньячный дистиллят закономерно входит в состав винодельческой продукции. Следующим логичным шагом представляется отделение понятия "коньячного дистиллята" от этилового спирта, что предусмотрено в первом пункте предлагаемых изменений.

На тех же основаниях в составе алкогольной продукции предлагается выделить в качестве отдельных видов коньяк и фруктовые напитки. Так, законопроектом из понятий "ликерное вино", "винный напиток" выведены понятия связанные с использованием фруктов, а затем сформулированы определения алкогольных продуктов из них.

Далее в законопроекте понятие "виноматериал" уточняется в трех новых формулировках, соответствующих основным понятиям закона "алкогольная продукция" и "винодельческая продукция". Законопроект предлагает заменить термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, термином "вино наливом". Именно вино наливом может как разливаться в потребительскую тару, так и использоваться для дальнейшей переработки на винодельнях, заводах игристых вин, коньячных заводах. Кроме того, уточняются понятия "виноматериалы ликерные", "виноматериалы фруктовые", что полностью соответствует структуре видов алкогольной продукции.

Настоящий законопроект вносит существенное дополнение в статью 2, в которой формулируются основные понятия, используемые в регулировании производства винодельческой продукции. И вводит термин "игристое вино (шампанское)", описывающий единственный вид алкогольной продукции, которому в действующем Федеральном законе до сих пор не было дано определение.

Помимо этого, в понятийный аппарат Федерального закона предлагаемым законопроектом вводится определение "специализированной ярмарки, выставки, фестивали винодельческой продукции". Являясь важной частью маркетинговых коммуникаций, выставочно-ярмарочные мероприятия и традиционно проводимые в их рамках профессиональные дегустационные конкурсы выполняют функцию формирования и развития национальной культуры виноделия и потребления вина, участвуя в консолидации участников отечественного винного рынка, повышая эффективность маркетинговых стратегий хозяйствующих субъектов на внутреннем и внешних рынках, влияя на укрепление имиджа как отдельных брендов, являющихся историческим и национальным достоянием ("Массандра", "Цимлянские вина", "Абрау-Дюрсо"), так и на статус России как винодельческой державы в целом. Отражая благоприятный инвестиционный климат, выставочно-ярмарочные мероприятия, содействуют развитию деловых связей и создают эффективные площадки для обмена опытом и внедрения прогрессивных виноградарских и винодельческих технологий. Тем не менее, до этих пор, в правовом поле эта составляющая современного производственного процесса не была формализована, что негативно отражалось на повседневной правоприменительной практике. Настоящий законопроект восполняет этот пробел.

Одной из основных целей законопроекта является создание благоприятных условий для дальнейшего развития виноградарской и винодельческой отраслей в малых формах хозяйствования.

Изменения, внесенные в Федеральный закон в 2014 году, во многом направленные на производство винодельческой продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и малыми предприятиями, начали процесс формирования "малого сектора" виноградарства и виноделия. Данный законопроект вносит в правовое поле поправки, имеющие большое значение для успешного закрепления предпринятых ранее законодательных прорывных инициатив.

Внесение изменений в часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволит крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим малым предприятиям производящим вино и игристое вино (шампанское) и соответствующим критериям закона участвовать в программах стимулирования развития малого предпринимательства.

Большое значение для развития "малого" виноградарства и виноделия имеет себестоимость выпускаемой продукции. Сокращение себестоимости возможно при сокращении затрат на основное технологическое оборудование.

Для этих целей в законопроекте предлагается разрешить использовать мобильное основное технологическое оборудование, предназначенное для эксплуатации с периодическим перемещением и установкой на производственных объектах для розлива винодельческой продукции в потребительскую тару.

Основным источником сырья для производства винодельческой продукции является виноградный куст, срок жизни которого после вступления в плодоношение в среднем по стране составляет 15-20 лет. Ввиду неразрывной связи винограда и продуктов его переработки при производстве винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения предлагается лицензии на производство, хранение и поставки винодельческой продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, лицензии для крестьянских (фермерских) хозяйств выдавать на15 лет.

В настоящее время во всех винодельческих регионах созданы и успешно функционируют саморегулируемые организации виноградарей и виноделов. Организации и крестьянские (фермерские) хозяйства России, члены этих организаций, производят большое количество винодельческой продукции соответствующей критериям винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения.

Законопроект предлагает наделить саморегулируемые организации виноградарей и виноделов правом утверждать разработанные организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами правила производства винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

 

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего виноградарство и виноделие" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.