Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - 2020 (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Обзор основных изменений в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - 2020
(подготовлено экспертами компании "Гарант")

 

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2020 года

 

Появятся нормы об осуществлении закупок малого объема в электронной форме (с 1 июля 2020 года)

(абзацы второй-третий пп. "а" - "в" п. 23 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Изменятся положения п.п. 4 и 5 ч. 1, ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, кроме того, ст. 93 Закона N 44-ФЗ будет дополнена ч. 12.

Заказчик будет вправе закупать товары на сумму, не превышающую 3 млн руб., в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в электронной форме с использованием электронной площадки.

Для участия в таких закупках участник размещает на электронной площадке подписанное электронной подписью предварительное предложение о поставке товаров, содержащее в том числе:

- наименование и характеристики каждого товара с использованием КТРУ;

- наименование страны происхождения товара;

- документ (или его копию), подтверждающий страну происхождения товара (если такой документ предусмотрен нормативными правовыми актами о запретах, ограничениях и условиях допуска к закупкам). При отсутствии такого документа товар приравнивается к иностранному;

- цену единицы каждого товара;

- максимальное количество товара, предлагаемого к поставке;

- срок действия предварительного предложения, который не может составлять более 1 месяца с даты его размещения на электронной площадке. При этом участник вправе продлить этот срок или отозвать предварительное предложение в любой момент до его направления оператором электронной площадки заказчику;

- информацию и документы об участнике закупки.

В свою очередь заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки товара, содержащее в том числе адрес электронной площадки в сети "Интернет" и проект контракта. Отметим, что извещение может содержать и требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта. В соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ, и включить это обоснование в контракт.

Оператор электронной площадки в течение 1 часа с момента размещения заказчиком извещения:

- определяет из числа всех размещенных предварительных предложений не более 5, которые соответствуют требованиям извещения о характеристиках, цене и количестве товара, об отсутствии информации об участнике в РНП (при наличии такого требования), а также содержат наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки. Отобранные оператором предварительные предложения начинают считаться заявками участников;

- присваивает отобранным заявкам участников порядковые номера в порядке возрастания цены за единицу товара;

- направляет заявки заказчику.

Если же отобранных заявок менее 2, оператор размещает об этом уведомление в ЕИС и направляет его заказчику. В этом случае закупка заканчивается.

Заказчик не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов от оператора:

- принимает решение о соответствии или несоответствии каждой заявки требованиям извещения;

- каждой неотклоненной заявке присваивает порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара;

- формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика и направляет его оператору.

Оператор электронной площадки размещает итоговый протокол в ЕИС и на электронной площадке в течение 1 часа с момента его получения от заказчика.

С участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, заключается контракт в порядке, установленном для заключения контракта по итогам электронной процедуры, но со следующими особенностями:

- заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта с включением в него информации из заявки победителя не позднее 3 часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола;

- победитель размещает на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта, а также (при необходимости) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта.

- формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;

- заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный электронной подписью контракт не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, а также (при необходимости) документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола.

 

Изменятся положения о запросе котировок в электронной форме (с 1 июля 2020 года)

(п.п. 8, 16, 17 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Ст.ст. 36, 82.1 Закона N 44-ФЗ начнут действовать в новой редакции, ст.ст. 82.2 - 82.6 Закона N 44-ФЗ утратят силу.

 

Изменения в лимитах

1. Заказчик будет вправе проводить запрос котировок в электронной форме (далее - запрос котировок), если НМЦК не превышает 3 млн руб. (сейчас - 500 тыс. руб.). Отметим, что изменения в ст. 96 Закона N 44-ФЗ, касающуюся обеспечения исполнения контракта, не внесены. Таким образом, заказчик по-прежнему будет вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при закупке путем запроса котировок, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб. Соответственно, если при запросе котировок НМЦК будет превышать указанную величину, заказчик будет обязан установить такое требование.

2. Годовой объем закупок путем проведения запроса котировок не должен будет превышать только один предел - 10% СГОЗ заказчика, второй предел - 100 млн руб. - исключен.

 

Изменения, касающиеся извещения

1. Будет прямо указано, что заказчик формирует извещение о проведении запроса котировок с использованием ЕИС.

2. Уточнено, что срок подачи заявок должен составлять не менее 4 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения. Сейчас указывается, что извещение размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

3. Вносить изменения в извещение будет нельзя.

 

Отмена запроса котировок

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик будет вправе отменить запрос котировок не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Сейчас этот срок составляет 2 дня.

 

Изменения, касающиеся содержания заявок

1. Участник должен будет представить в заявке документы (или их копии), подтверждающие его соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а не продекларировать свое соответствие этим требованиям.

2. В заявку участника - юридического лица необходимо будет включать решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки (или его копию), если требование о наличии такого решения установлено законодательством РФ, учредительными документами участника и для участника поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта (при установлении заказчиком такого требования) является крупной сделкой.

3. При закупке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, заявка должна будет содержать:

- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира. При закупке работ, услуг такое требование включается, если оно установлено в извещении;

- документы (или их копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов (или их копий) предусмотрено извещением. Однако если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром, требовать их представления в заявке нельзя.

4. В заявке не нужно будет указывать ИНН участника и его почтовый адрес.

 

Изменение и отзыв заявок

Новые нормы не содержат положений об изменении и отзыве заявок. По-видимому, изменить и отозвать поданную заявку участник не сможет.

 

Изменения, касающиеся подведения итогов запроса котировок

Не оператор электронной площадки, а комиссия по осуществлению закупок будет присваивать каждой не отклоненной заявке порядковый номер в порядке возрастания предложенных в заявках цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Номера будут присваиваться с учетом положений нормативных правовых актов о запретах, ограничениях и условиях допуска к закупкам.

 

Контракт будет заключаться в более короткие сроки

Будет предусмотрено, что контракт заключается с победителем запроса котировок в порядке, установленном ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, но с учетом следующих особенностей:

1. Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта с включением в него информации из заявки победителя не позднее 3 часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок;

2. Победитель запроса котировок размещает на электронной площадке подписанный электронной подписью проект контракта, а также (при необходимости) документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком проекта контракта.

3. Формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;

4. Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке подписанный электронной подписью контракт не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного победителем, а также (при необходимости) документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 2 рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов запроса котировок.

 

Изменения, касающиеся последствий признания запроса котировок несостоявшимся

Продления срока подачи заявок при признании запроса котировок несостоявшимся не будет предусмотрено. Соответственно, если запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок или отклонения всех заявок, заказчик сразу может осуществить новую закупку. Если же запрос котировок будет признан несостоявшимся по причине наличия только 1 надлежащей заявки, заказчик сразу может заключить с участником, подавшим эту заявку, контракт как с единственным поставщиком на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, т.е. в порядке, предусмотренном 83.2 Закона N 44-ФЗ, но с рассмотренными выше особенностями.

 

Изменятся нормы о закупках у единственного поставщика в случае признания закупки несостоявшейся (с 1 июля 2020 года)

(абзацы шестой - десятый пп. "а", подпункт "в" п. 23 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Утратят силу п.п. 25.1 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в новой редакции начнут действовать п.п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, ст. 93 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новыми ч.ч. 5 - 11.

 

Порядок заключения контракта будет единым для всех случаев, когда контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее - контрагент) будет заключаться в результате признания закупки (в том числе закрытого конкурса или закрытого аукциона) несостоявшейся.

Контракт с единственным контрагентом будет заключаться:

- на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке;

- по цене, не превышающей НМЦК, а также цену контракта, предложенную участником закупки в ходе несостоявшейся закупки, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с ч. 2.1 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

- в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения контрагента. При этом сроки заключения контракта увеличатся при необходимости согласования заключения контракта с контрольным органом в сфере закупок. Отдельно указано, что при заключении контракта в случае, когда электронный запрос предложений признан несостоявшимся по причине отсутствия надлежащих заявок или после уклонения или отказа от подписания контракта "второго" участника, использование ЕИС, размещение информации и документов в ЕИС, на электронной площадке не осуществляются;

- по согласованию с контрольным органом в сфере закупок при признании несостоявшимся конкурса, аукциона или запроса предложений, если НМЦК превышает установленный Правительством РФ предельный размер (в настоящее время не установлен). Сами контрольные органы остались прежними.

Для согласования заключения контракта с единственным контрагентом заказчик направляет в контрольный орган обращение о согласовании не позднее чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся, или подписания такого протокола (если он не размещается в ЕИС).

Контрольный орган обязан рассмотреть обращение заказчика в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. При принятии решения об отказе в согласовании заключения контракта определение контрагента признается несостоявшимся. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и осуществляет новую закупку (при необходимости). Правила согласования должны быть установлены Правительством РФ.

 

Изменения в 44-ФЗ с 4 апреля 2020 года

 

До 2023 года заказчики Крыма и Севастополя смогут осуществлять некоторые закупки в особом порядке (с 4 апреля 2020 года)

(Федеральный закон от 04.04.2020 N 107-ФЗ)

 

Статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новыми ч.ч. 66 и 67, а ч.ч. 33, 35, 36 и 39 этой нормы утратили силу.

Изменения касаются следующих закупок:

- оборудования и техники,

- работ по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, сносу объектов капстроительства (включая автомобильные дороги),

- работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ,

- работ по благоустройству территорий.

Как следует из новых норм, в указанных выше случаях до 31 декабря 2022 года заказчики Республики Крым и города Севастополя вправе:

- либо осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ,

- либо выбирать способ определения поставщика в порядке, который согласован с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города Севастополя. При этом расчеты по контрактам, заключенным в таком порядке, подлежат казначейскому сопровождению.

 

Изменения в 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года

 

Утратили силу нормы о запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС, в том числе о предварительном отборе (с 1 апреля 2020 года)

(п.п. 1 и 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Внесены изменения в ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также утратили силу следующие нормы:

ст. 80 Закона N 44-ФЗ "Порядок подачи заявок на участие в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС";

ст. 81 Закона N 44-ФЗ "Порядок проведения предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС";

ст. 82 Закона N 44-ФЗ "Особенности осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС".

 

Изменен п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющий осуществлять у единственного поставщика закупки вследствие ЧС, непреодолимой силы и необходимости оказания медпомощи (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "а" п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Теперь п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяет осуществлять и закупки для оказания гуманитарной помощи. Закупки осуществляются в количестве, объеме, которые необходимы для оказания помощи, если применение конкурентных способов закупок нецелесообразно. Ранее закупки для оказания гуманитарной помощи должны были осуществляться путем проведения "чрезвычайного" запроса котировок, однако нормы о таком запросе котировок утратили силу (о чем сказано выше).

Ранее в п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ было указано, что заказчик вправе осуществлять в соответствии с ней закупки для ликвидации последствий, возникших вследствие ЧС. Теперь формулировка в отношении закупок, связанных с ЧС, изменена. В соответствии с новой редакцией п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупки для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС) и (или) ликвидации ЧС. Закупки осуществляются в количестве, объеме, необходимом для предупреждения и (или) ликвидации ЧС, если применение конкурентных способов закупок нецелесообразно.

Кроме того, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ больше не содержит ссылки на Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера. Соответственно, теперь на основании этой нормы заказчик вправе осуществлять закупки любых необходимых ему товаров, работ, услуг вне зависимости от того, включены они в этот Перечень или нет. Также отметим, что Перечень был утвержден в соответствии со ст. 80 Закона N 44-ФЗ, которая утратила силу (о чем сказано выше).

В остальном п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ остался прежним. Заказчик по-прежнему вправе осуществлять в соответствии с ним закупки вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме. Такие закупки по-прежнему осуществляются на основании указанного пункта, если применение конкурентных способов закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно.

 

В 2020 году Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика (с 1 апреля 2020 года)

(ст. 16 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

В период до 31 декабря 2020 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

 

В 2020 году допускается изменение контракта по соглашению сторон при соблюдении определенных условий (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "д" п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Статья 112 Закона N 44-ФЗ дополнена новой ч. 65.

В силу этой нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение:

- срока исполнения контракта, и (или)

- цены контракта, и (или)

- цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств изменение может быть осуществлено в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

На основании ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ изменения контракта возможны, если при исполнении контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение контракта осуществляется:

- при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных и муниципальных нужд соответственно, а также

- после предоставления поставщиком обеспечения исполнения контракта, если изменение контракта влечет возникновение новых обязательств поставщика, не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со ст. 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом при изменении контракта:

- размер обеспечения его исполнения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7, 7.1, 7.2 и 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ;

- возврат ранее предоставленной заказчику банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную банковскую гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится (если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления новой банковской гарантии);

- если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств:

а) в случае увеличения цены контракта поставщик вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере, пропорциональном стоимости новых обязательств поставщика;

б) в случае уменьшения цены контракта заказчик возвращает поставщику денежные средства, внесенные на счет, на котором в соответствии с законодательством учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в размере, пропорциональном размеру такого уменьшения цены контракта;

в) в случае изменения срока исполнения контракта в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ определяется новый срок возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

 

Пеня, начисляемая поставщику, рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа исполнения контракта (с 1 апреля 2020 года)

(п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Соответствующие изменения внесены в ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Теперь эта норма предусматривает, что пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

Начисленные поставщику суммы штрафов и пеней в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, установленных Правительством РФ (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "а" п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Соответствующие изменения внесены в ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

 

Обеспечение гарантийных обязательств не предоставляется в тех же случаях, что и обеспечение исполнения контракта (с 1 апреля 2020 года)

(п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Части 8 и 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ теперь применяются не только к обеспечению исполнения контракта, но и к обеспечению гарантийных обязательств.

Это означает, что в силу ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ положения этого Закона об обеспечении гарантийных обязательств не применяются в тех же случаях, что и положения об обеспечении исполнения контракта, а именно при:

- заключении контракта с участником закупки - казенным учреждением;

- закупке услуги по предоставлению кредита;

- заключении бюджетным учреждением, унитарным предприятием контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник, с которым заключается контракт по результатам конкурентной закупки, проводимой исключительно среди СМП и СОНО, освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств (так же как и от предоставления обеспечения исполнения контракта), если предоставит информацию, содержащуюся в реестре контрактов и подтверждающую исполнение им (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке. Информация об исполненных контрактах представляется до заключения контракта в случаях, установленных для предоставления обеспечения исполнения контракта.

Отметим, что при изменении ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, по-видимому, произошла ошибка юридической техники, однако, на наш взгляд, на смысл изменений это не повлияло.

 

В 2020 году при закупках у СМП и СОНО заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрен аванс (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "д" п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

В соответствии с новой ч. 64 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2020 года при закупках в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ (а значит как исключительно среди СМП и СОНО, так и при установлении требования в извещении привлечь СМП, СОНО в качестве субподрядчика, соисполнителя) заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

 

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности государства осуществляются у единственного поставщика (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "б" п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

В силу нового п. 56 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ Минобороны России, подведомственные ему государственные учреждения и унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму.

Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с этой нормой, утверждается руководителем Минобороны России.

 

Для утверждения перечней объектов капстроительства, при проектировании, строительстве, реконструкции, капремонте которых закупки осуществляются с особенностями, не требуется национальный проект (с 1 апреля 2020 года)

(пп. "б" п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ)

 

Соответствующие изменения внесены в ч. 55 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Теперь Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации могут утвердить перечни таких объектов капстроительства до 1 января 2024 года.

Ранее местные администрации не вправе были утверждать перечни объектов капстроительства на основании данной нормы. Кроме того, в ч. 55 ст. 112 Закона N 44-ФЗ было указано, что перечни таких объектов утверждаются в целях реализации национальных проектов, перечень которых утвержден указом Президента РФ.

 

Изменения в 44-ФЗ с 9 марта 2020 года

 

Закупки для подготовки проведения общероссийского голосования либо выведены из сферы действия Закона N 44-ФЗ, либо осуществляются у единственного поставщика (с 9 марта 2020 года по 30 июня 2020 года включительно)

(ст.ст. 4 и 7 Федерального закона от 27.02.2020 N 27-ФЗ)

 

Часть 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в которой перечислены случаи закупки у единственного контрагента, дополнена новым пунктом 30.1. В силу новой нормы заказчик вправе осуществить у единственного контрагента закупку для нужд субъектов РФ, муниципальных нужд товаров, работ, услуг для подготовки проведения общероссийского голосования.

Кроме этого, согласно новой редакции п.п. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ этот Закон не применяется к закупками при подготовке проведения общероссийского голосования, которые осуществляются:

- участковыми, территориальными, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за исключением тех, которые являются административными центрами (столицами) субъектов РФ);

- избирательными комиссиями при привлечении граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий;

- ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ.

 

Изменения в 44-ФЗ с 8 января 2020 года

 

Появился новый случай, когда в предмете контракта могут быть объединены работы по проектированию и строительству капитального объекта (с 8 января 2020 года)

(п. 29 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена ч.ч. 55 - 63.

В соответствии с новыми нормами в целях реализации национальных проектов допускается возможность заключения контракта, предметом которого является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, определенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Указанный контракт может быть заключен по итогам проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.

Минфину России предстоит разработать методику составления сметы указанного контракта, порядок изменения его цены, порядок определения НМЦК. При этом установлено, в целях определения и обоснования НМЦК такого контракта проектно-сметный метод не применяется.

Определены случаи изменения существенных условий контракта.

Результатом выполненной работы по контракту в указанном случае является здание или сооружение, в отношении которых получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

 

Изменена норма о закупке у единственного поставщика услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений (с 8 января 2020 года)

(абзац четвертый пп. "а" п. 23 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

В новой редакции действует п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В частности, теперь контракт в соответствии с данной нормой на выполнение указанных в ней работ, услуг может заключить не только заказчик, которому нежилые помещения переданы в безвозмездное пользование или оперативное управление, но и заказчик, которому помещения переданы на ином законном основании либо принадлежат на праве собственности.

Кроме того, теперь п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также позволяет заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных в этом пункте работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих или переданных заказчику, в общей площади здания. В этом случае контракт заключается с лицом, заключившим в соответствии с законодательством РФ договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, указанных в этом пункте.

 

Закон N 44-ФЗ не применяется к отношениям, связанным с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (с 8 января 2020 года)

(пп. "б" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Вступил в силу новый п. 11 ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ.

 

Изменения в 44-ФЗ с 1 января 2020 года

 

В заявках на участие в закупке необходимо указывать наименование страны происхождения товара (с 1 января 2020 года)

(Федеральный закон от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

 

Вступили в силу новые редакции п. 2 ч. 2 ст. 51, пп. "а" п. 3 ч. 4 ст. 54.4, пп. "а" п. 2 ч. 3 ст. 66, п. 8 ч. 3 ст. 73, п. 3 ч. 6 ст. 83, п. 3 ч. 6 ст. 83.1, п. 2 ч. 2 ст. 88 Закона N 44-ФЗ.

Теперь эти нормы обязывают указывать страну происхождения товара в заявках на участие в:

- "бумажном" открытом конкурсе;

- открытом конкурсе в электронной форме;

- электронном аукционе;

- "бумажном" запросе котировок;

- "бумажном" запросе предложений;

- запросе предложений в электронной форме;

- закрытом аукционе.

Изменения в ч. 9 ст. 82.3 Закона N 44-ФЗ, содержащую информацию и документы, которые должны быть представлены в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, с 1 января не вносились. В ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ появится положение об обязательном указании в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме страны происхождения товара с 1 июля.

При этом страна происхождения товара указывается в заявках участников вне зависимости от установления заказчиком в извещении и документации о закупке условий, запретов, ограничений допуска товаров в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

 

Прекращено ведение реестров участников электронного аукциона, аккредитованных на электронных площадках (с 1 января 2020 года)

(п. 42, пп. "б" п. 49 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

 

Утратила силу ст. 62 Закона N 44-ФЗ, согласно которой операторы электронных площадок должны были вести реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на этих площадках.

Также из ч. 2 ст. 69 Закона N 44-ФЗ исключены положения о том, что решение о соответствии или о несоответствии требованиям документации заявки на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает с учетом информации из этого реестра о подавшем заявку участнике.

Теперь принимать участие в электронных процедурах закупок могут только участники, зарегистрированные в ЕИС и получившие аккредитацию на электронной площадке (ч. 5 ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ).

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.