Статьями 92, 117, 147 ТК РФ установлены компенсации за работу во вредных и/или опасных условиях труда. В то же время п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ говорит о том, что порядок и условия осуществления компенсационных мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. На предприятии за класс 3.1 по результатам аттестации рабочих мест (проведенной в 2011 году) установлены и повышенная оплата и дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, а при проведении специальной оценки условий труда в 2016 году за 3.1 будет установлена только повышенная оплата труда (согласно ТК РФ), хотя условия труда не изменились по сравнению с 2011 годом. Как понимать трактовку п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ? Действует ли эта формулировка после проведения специальной оценки условий труда?
Размеры гарантий (в данном случае повышенная оплата, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя) не могут быть снижены по сравнению с гарантиями фактически реализуемыми в отношении работников по состоянию на день вступления в силу Федерального закона о специальной оценки, если условия труда сохранены на рабочем месте, как в Вашем случае. Следовательно, если условия труда на рабочем месте не изменятся по результатам специальной оценки условий труда, то повышенная оплата, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя должны предоставляться работникам в дальнейшем и после проведения специальной оценки.
Правовое обоснование:
В силу ч. 3 ст. 15 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
В силу ч. 4 ст. ст. 27 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", июнь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.