Решение Федеральной налоговой службы от 26 июня 2014 г. N 312
Федеральной налоговой службой получены жалобы индивидуального предпринимателя Х (далее - Заявитель) от 20.05.2014 NN 1, 2, 3, 4 на решения УФНС России (далее - Управление) от 28.04.2014 NN 1, 2, 3, 4 и ИФНС России (далее - Инспекция) от 14.01.2014 NN 1, 2, 3, 4, направленные письмами Управления от 27.05.2014 NN 1, 2, 3, 4 (вх. NN 1, 2, 3, 4 от 27.05.2014).
Из материалов, представленных Управлением, следует, что Инспекцией проведены камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года с корректировкой N 3, представленных Заявителем 25.10.2013.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с корректировкой N 3 за 1 квартал 2012 года составлен акт от 15.11.2013 N 1 и вынесено решение от 14.01.2014 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом положений статьей 112 и 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 278 749,95 рублей. Кроме того, Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 5 994 241 рубль и соответствующие пени.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с корректировкой N 3 за 2 квартал 2012 года составлен акт от 15.11.2013 N 2 и вынесено решение от 14.01.2014 N 4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса, с учетом положений статьей 112 и 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 1 344 789,75 рублей. Кроме того, Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 5 379 159 рублей и соответствующие пени.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с корректировкой N 3 за 3 квартал 2012 года составлен акт от 15.11.2013 N 3 и вынесено решение от 14.01.2014 N 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса, с учетом положений статьей 112 и 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 3 577 890 рублей. Кроме того, Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 14 311 560 рублей и соответствующие пени.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС с корректировкой N 3 за 4 квартал 2012 года составлен акт от 15.11.2013 N 4 и вынесено решение от 14.01.2014 N 3 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Кодекса, с учетом положений статьей 112 и 114 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 4 260 152,25 рубля. Кроме того, Заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 17 040 609 рублей и соответствующие пени.
Не согласившись с решениями Инспекции от 14.01.2014 NN 1,
4, 2, 3, Заявитель обратился через Инспекцию в Управление с апелляционными жалобами от 05.02.2014. Апелляционные жалобы направлены Инспекцией в Управление письмами от 24.02.2014 (вх. от 25.02.2014).
Решением Управления от 28.04.2014 N 1 решение Инспекции от 14.01.2014 N 1 изменено в части отмены штрафа, предусмотренного статьей 119 Кодекса, в сумме 139 374,97 рубля.
Решением Управления от 28.04.2014 N 4 решение Инспекции от 14.01.2014 N 4 изменено в части отмены штрафов, предусмотренных статьями 119 и 122 Кодекса, в общем размере 672 394,87 рубля.
Решением Управления от 28.04.2014 N 2 решение Инспекции от 14.01.2014 N 2 изменено в части отмены штрафов, предусмотренных статьями 119 и 122 Кодекса, в общем размере 1 788 945 рублей.
Решением Управления от 28.04.2014 N 3 решение Инспекции от 14.01.2014 N 3 изменено в части отмены штрафов, предусмотренных статьями 119 и 122 Кодекса, в общем размере 2 130 076,12 рублей.
Не согласившись с решениями ИФНС России от 14.01.2014 NN 4, 2, 3, 1 и УФНС России от 28.04.2014 NN 4, 2, 3, 1 Заявитель обратился с идентичными по содержанию жалобами в части приведенных доводов в Федеральную налоговую службу.
Х в жалобах указывает, что реализация имущественных прав и объектов недвижимого имущества в качестве осуществляемого вида предпринимательской деятельности им в налоговый орган не заявлялась. По мнению Заявителя, в случае отсутствия в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей заявленного вида экономической деятельности (реализация недвижимого имущества и имущественных прав), доходы от такого вида деятельности не являются доходами от осуществления предпринимательской деятельности и подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. При этом Х отмечает, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя им указан вид деятельности - сдача в аренду имущества, в отношении доходов от которого он исчислил и уплатил в бюджет налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, Х считает, что доходы, полученные им при уступке прав требования по договорам участия в долевом строительстве, правомерно отражены им в налоговых декларациях по форме 3 - НДФЛ за соответствующие налоговые периоды. По мнению Х, учет доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, а также учет доходов, полученных вне рамок осуществления такой деятельности, должен производиться раздельно.
Кроме того, Заявитель отмечает, что в отношении деклараций по форме 3-НДФЛ, представляемых им в Инспекцию с 2010 года и рассмотренных налоговым органом в рамках камеральных налоговых проверок, претензий от налогового органа о неправильном исчислении им налогов не поступало.
Х также указывает, что деятельность по передаче имущественных прав по договорам уступки прав требований осуществлялась им в 2010, 2011, 2012 годах и приобретенные доли по договорам участия в долевом строительстве в предпринимательской деятельности им не использовались, а являлись инвестициями в строительство. При этом Заявитель отмечает, что инвестирование денежных средств путем приобретения долей по договорам о долевом участии в строительстве у застройщика с устойчивым финансовым положением, полная аффилированность с застройщиком исключали потерю его активов с данных инвестиций, то есть не носили рискового характера, что соответственно не отвечает признакам предпринимательской деятельности, указанным в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Х считает, что совокупность фактов свидетельствует о личном непредпринимательском характере его деятельности - по переуступке прав по договорам участия в долевом строительстве, а именно: договоры участия в долевом строительстве и договоры уступки прав требования заключены им как физическим лицом; оплата по договорам участия в долевом строительстве производилась из личных средств Заявителя; денежные средства по договорам уступки права требования поступали на лицевой счет Х как физического лица открытого в банке, или были получены наличными и использовались им в личных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, Х считает, что переуступка прав требования по договорам участия в долевом строительстве осуществлялась им как физическим лицом не в рамках предпринимательской деятельности, в связи с чем начисление Инспекцией сумм НДС в соответствии со статьями 155 и 164 Кодекса не правомерно, поскольку физическое лицо не является субъектом налоговых правоотношений по налогу на добавленную стоимость.
В подтверждении своих доводов Заявитель ссылается на письма Министерства финансов Российской Федерации (от 11.01.2009 N 03-04-05-01/2 от 16.04.2009 N 03-04-05-01/222, от 30.10.2009 N 03-11-09/364, от 23.04.2013 N 03-04-05/14057, от 13.08.2013 N 03-11-11/32808), Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2009 N 4391/09 и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П.
На основании изложенного, индивидуальный предприниматель Х считает незаконными решения ИФНС России от 14.01.2014 NN 1, 4, 2, 3 и УФНС России от 28.04.2014 NN 1, 2, 3, 4.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобы Заявителя, а также документы, представленные Управлением, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 статьи 23 ГК РФ определено, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 статьи 23 ГК РФ не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
В соответствии со статьей 11 Кодекса индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Порядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей определен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 18384/12 указано, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты: изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации; хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок; взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок.
В пункте 1 статьи 209 ГК РФ определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом Конституционный суд в постановлении от 17.12.1996 N 20-П указал, что гражданин (в случае, если он является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица) использует свое имущество не только для занятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не разграничено.
Статьей 218 ГК РФ определены основания приобретения права собственности.
При этом право гражданина иметь в собственности имущество, приобретаемое по основаниям, указанным в статье 218 ГК РФ, не обусловлено наличием или отсутствием у гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в статье 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются, в частности, собственники недвижимого имущества, к которым отнесены, в том числе граждане Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели самостоятельными объектами указанных правоотношений не являются.
Таким образом, право собственности на объект недвижимости регистрируется за гражданином в общеустановленном порядке независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) Закон N 214-ФЗ регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закон N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 214 - ФЗ установлено, что договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 214 - ФЗ договор участия в долевом строительстве должен содержать: определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; цену договора, сроки и порядок ее уплаты; гарантийный срок на объект долевого строительства; способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
При этом в пункте 5 статьи 4 Закона N 214 - ФЗ определено, что при отсутствии в договоре участия в долевом строительстве условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ, такой договор считается незаключенным.
На основании пункта 1 статьи 11 Закона N 214 - ФЗ уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Закона 214 - ФЗ определено, что уступка участником долевого строительства прав требования по договору участия в долевом строительстве допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Согласно пункту 1 статьи 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
На основании пункта 3 статьи 155 Кодекса при передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база по НДС определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
Пунктом 8 статьи 167 Кодекса определено, что при передаче имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 155 Кодекса, момент определения налоговой базы определяется как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Кодекса уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Кодекса срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
На основании пункта 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 346.13 Кодекса определено, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
Как следует из оспариваемых решений налоговых органов, основанием для доначисления НДС, пени и штрафов послужил вывод налоговых органов о том, что деятельность Заявителя по передаче имущественных прав участникам долевого строительства по договорам уступки прав требования является предпринимательской деятельностью и подлежит налогообложению НДС в порядке, определенном главой 21 Кодекса.
Как следует из материалов, представленных Управлением, Х состоит на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 08.10.2004 с заявленными видами деятельности: сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества и физкультурно-оздоровительная деятельность.
Инспекцией установлено, что Заявителем представлены в налоговый орган следующие декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) по форме 3-НДФЛ за 2012 год: 19.04.2013 представлена первичная налоговая декларация как физическим лицом с заявленным доходом в размере 1 295 003 206 рублей; 24.07.2013 представлена уточненная налоговая декларация с корректировкой N 1 как индивидуальным предпринимателем с заявленным доходом в размере 1 348 725 455,48 рублей. На основании документов, представленных Х 19.04.2013 вместе с первичной налоговой декларацией по НДФЛ за 2012 год (договоров участия в долевом строительстве, заключенных Х с ЮЛ 1; договоров уступки прав требований, заключенных Х с Правопреемниками) Инспекцией установлено, что в данных декларациях Заявителем отражен доход, полученный от передачи имущественных прав по договорам уступки прав требования.
Инспекцией в целях проведения проверки по вопросу соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт Заявителю выставлено требование от 05.03.2013 о представлении документов (информации), которое 05.03.2013 получено представителем Заявителя по доверенности - ФЛ 1.
Заявителем на требование Инспекции от 05.03.2013 представлены документы, в том числе книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), за 2010, 2011 и 2012 годы. Инспекцией на основании книги учета доходов и расходов за 2012 год установлено, что доходы, полученные Х в 2012 году, от сдачи внаем нежилого недвижимого имущества, реализации торгового оборудования, а также за субаренду земельного участка, указаны в налоговых декларациях по УСН, а именно: 18.03.2013 представлена первичная налоговая декларация по УСН, в которой доход, полученный в 2012 году указан в размере 54 027 483 рубля; 25.07.2013 представлена уточненная налоговая декларация по УСН с корректировкой N 1, в которой доход за 2012 год заявлен равный нулю; 17.11.2013 представлена уточненная налоговая декларация по УСН с корректировкой N 3 (Заявитель ошибочно указал в декларации номер корректировки 3 вместо N 2, как следовало), в которой полученный Заявителем доход за 2012 год указан в размере 54 027 483 рубля.
В ходе камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по УСН за 2012 год, представленной Х в Инспекцию 18.03.2013 и налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, представленной Х в налоговый орган 19.04.2013, а также с учетом представленных с данными декларациями документов, Инспекцией установлено, что доход, полученный Заявителем, превысил 60 млн. рублей в 1 квартале 2012 года и составил 168 221 660 рублей. В этой связи, Заявитель утратил право на применение упрощенной системы налогообложения с начала 1 квартала 2012 года, в котором допущено указанное превышение дохода.
Как следует из материалов камеральных налоговых проверок, в связи с утратой ИП Х с 01.01.2012 права на применение упрощенной системы налогообложения 23.07.2013 Заявителем в Инспекцию представлены следующие первичные налоговые декларации по НДС: за 1 квартал 2012 года с заявленной реализацией товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав по налоговой ставке 18% в размере 19 993 229 рублей и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 516 956 рублей; за 2 квартал 2012 года - 12 031 294 рубля и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 403 769 рублей; за 3 квартал 2012 года - 9 168 224 рубля и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 90 673 рубля; за 4 квартал 2012 года - 14 952 224 рубля и суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, в размере 2 345 760 рублей.
Х в Инспекцию представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года: 25.07.2013 с корректировкой N 1; 08.10.2013 с корректировкой N 2; 25.10.2013 с корректировкой N 3. Налоговая база в уточненных налоговых декларациях по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года с корректировкой N 3 заявлена равной нулю.
В этой связи, Инспекцией в адрес Заявителя направлены сообщения от 29.10.2013 и от 30.10.2013 с требованием представления пояснений о причинах представления уточненных налоговых деклараций по НДС с корректировкой N 3 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года, сторнирующих ранее исчисленный налог; о причинах невключения в налоговую базу по НДС дохода от операций с недвижимостью (сдачи в аренду собственного имущества, реализации иного имущества) и дохода от передачи имущественных прав по договорам уступки прав требования.
07.11.2013 в Инспекцию от Х поступили пояснения (вх. NN 1, 2, 3, 4), в которых Заявитель сообщает, что декларации по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года представлены им ошибочно, в связи с чем сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет им уточнена и отражена в уточненных налоговых декларациях с корректировкой N 3. Кроме того, Заявитель пояснил следующее: заключение договоров уступки прав требования осуществлялась им как физическим лицом, не в рамках предпринимательской деятельности; сделки по уступке прав требования не направлены на систематическое получение прибыли, а являлись формой распоряжения личным имуществом Х как физического лица; осуществлял предпринимательскую деятельность в виде сдачи в аренду недвижимого имущества, а не в виде продажи долей с целью получения прибыли. Также Заявитель сообщил, что доход, полученный от передачи имущественных прав по договорам уступки прав требования, не является доходом от осуществления им предпринимательской деятельности.
Инспекцией по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС с корректировкой N 3 за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года установлено, что в 2012 году Заявителем договоры уступки прав требования заключены в отношении строящихся многоквартирных домов, расположенных по адресам: 1; 2; 3; 4; 5.
На основании документов, представленных Заявителем в Инспекцию с налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2012 год, Инспекцией установлено и, что не оспаривается Заявителем в жалобах, представленных в Федеральную налоговую службу, следующее: в 1 квартале 2012 года Заявителем переданы имущественные права по 87 договорам уступки прав требования; во 2 квартале 2012 года Заявителем переданы имущественные права по 70 договорам уступки прав требования; в 3 квартале 2012 года Заявителем переданы имущественные права по 176 договорам уступки прав требования; в 4 квартале 2012 года Заявителем переданы имущественные права по 213 договорам уступки прав требования.
Инспекцией также установлено, что Х является генеральным директором ЮЛ 1. Учредителями ЮЛ 1 являются ЮЛ 2 с 17.09.2002 и ЮЛ 3 с 05.11.2002, в которых Х является учредителем.
Договоры участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенные Х с ЮЛ 1 содержат следующие условия:
- информацию о предмете договора, согласно которой ЮЛ 1 (Застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами, либо с привлечением инвестиций в виде денежных средств Х (Участника долевого строительства) построить многоквартирный жилой дом (Объект) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанного в договоре Объекта передать его Участнику долевого строительства; Участник долевого строительства обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять Объект долевого строительства. При этом в предмете данных договоров также указано, что квартиры- объекты долевого строительства, подлежащие передаче Участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и входящие в его состав;
- срок передачи Застройщиком объекта долевого строительства Участнику долевого строительства, согласно которому Застройщик обязуется передать Участнику долевого строительства квартиры по передаточному акту в течение двух месяцев с момента ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию. В договорах участия в долевом строительстве также указано, что право собственности на квартиры возникает у Участника долевого строительства с момента государственной регистрации указанного права в установленном действующим законодательством РФ порядке;
- цену договора, сроки и порядок ее уплаты, согласно которым оплата производилась Х в течение трех дней с момента государственной регистрации указанных договоров, либо в установленные договорами сроки. При этом в договорах указывалось, что стоимость квартир является фиксированной и подлежит изменению только в соответствии с условиями договора;
- сроки действия договоров, согласно которым договор считается заключенным с момента государственной регистрации и действие договора прекращается с момента выполнения сторонами обязательств, ввода дома в эксплуатацию, государственной регистрации права собственности Участника долевого строительства на квартиры;
- гарантийный срок на объект долевого строительства, согласно которому гарантийный срок на квартиры составляет пять лет со дня, следующего за днем подписания передаточного акта.
Кроме того, Заявителем заключены договоры участия в долевом строительстве подземной автостоянки, а также договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в котором объектом долевого строительства определено нежилое помещение - магазин. Указанные договоры также содержат существенные условия договора участия в долевом строительстве, указанные в пункте 4 статьи 4 Закона N 214 - ФЗ.
В материалах камеральных налоговых проверок имеются кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам о внесении Х в кассу ЮЛ 1 денежных средств в качестве оплаты по договорам участия в долевом строительстве.
Договоры уступки прав требования, заключенные Х в качестве Правообладателя с Правопреемниками - лицами, к которым переходят права в отношении объекта недвижимости по договору участия в долевом строительстве, содержат следующие условия:
- предмет договора, согласно которому Правообладатель уступает, а Правопреемник принимает в полном объеме права в отношении квартиры, принадлежащие Правообладателю по соответствующему договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенного между Правообладателем и ЮЛ 1, на участие в долевом строительстве квартир;
- порядок взаиморасчетов, согласно которому оплата Правопреемниками производилась за счет собственных средств и (или) с использованием кредитных средств в день подписания договоров, либо в установленные договорами сроки. Данными договорами предусмотрено право Правопреемника расторгнуть договор по основаниям, предусмотренным Законом N 214 - ФЗ. При этом в договорах уступки прав требования, в которых оплата предусматривала использование кредитных средств банка по договору кредитования, указано, что оплата производилась в полном объеме на день подписания договора.
Согласно условиям договоров уступки прав требования указанные договоры вступают в силу с момента их государственной регистрации и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств.
Инспекцией по результатам налоговых проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года с корректировкой N 3 установлено следующее: сделки, совершенные Х, в виде передачи имущественных прав носят множественный и систематический характер (за 2012 год зарегистрировано 546 договоров уступки прав требования); множественный характер строящихся объектов (пять многоквартирных домов); объекты недвижимости Заявителем в личных целях не использовались и по ним заключены договоры уступки прав требования; деятельность по передаче имущественных прав по договорам уступки прав требования направлена на систематическое получение дохода в течение года; осуществление указанных сделок по передаче имущественных прав по договорам уступки прав требования в течение нескольких налоговых периодов.
Таким образом, Федеральной налоговой службой установлено, что договоры участия в долевом строительстве заключены в отношении строительства многоквартирных жилых домов, по результатам строительства и ввода в эксплуатацию которых Х подлежали передаче квартиры, нежилое помещение (магазин), машино-места, являющиеся общей долевой собственностью и входящие в состав многоквартирного жилого дома; цена в договорах устанавливалась за квартиры, нежилое помещение, машино-места в виде фиксированной суммы; по договорам уступки прав требования имущественные права на квартиры и иные объекты (нежилое помещение, машино-места) передавались в отдельности на каждый объект недвижимости разным Правопреемникам.
Как следует из вышеизложенного, к спорным правоотношениям по передаче имущественных прав по договорам уступки прав требования и соответствующим договорам участия в долевом строительстве применимы положения Закона N 214-ФЗ, а не Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", так как договоры участия долевого строительства содержат существенные условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 4 Закона N 214 - ФЗ, целью договоров участия в долевом строительстве является возникновение у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, соответственно доход от передачи имущественных прав должен учитываться в целях налогообложения НДС в порядке, определенном главой 21 Кодекса.
Кроме того, Инспекцией установлено и подтверждается Заявителем в жалобах, представленных в Федеральную налоговую службу, что передачу имущественных прав по договорам уступки прав требования Х осуществлял также в 2010 и 2011 годах, от которой получал доход.
При таких обстоятельствах, Федеральная налоговая служба признает обоснованными выводы Инспекции и Управления о том, что деятельность Заявителя по передаче имущественных прав по договорам уступки прав требования является предпринимательской деятельностью и доход от нее правомерно учтен налоговым органом в целях налогообложения НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года.
Довод Заявителя в жалобах о том, что в случае неуказания индивидуальным предпринимателем при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя вида экономической деятельности, то доходы от такой деятельности не могут быть отнесены к доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, является несостоятельным, поскольку физическое лицо после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, определенном Федеральным закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вправе осуществлять любые незапрещенные законодательством Российской Федерации виды экономической деятельности.
Также несостоятельной является ссылка Заявителя в жалобах на письма Министерства финансов Российской Федерации, поскольку указанные в жалобах письма носят информационный характер и в силу пункта 1 статьи 1 Кодекса не относятся к законодательству о налогах и сборах, таким образом, не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц и содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налогоплательщиков правила поведения.
Доводы Х, приведенные в жалобах, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.
Таким образом, Федеральной налоговой службой не установлено оснований для отмены решений ИФНС России от 14.01.2014 NN 1, 2, 3, 4 в редакции решений УФНС России от 28.04.2014 NN 1, 2, 3, 4.
На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобы индивидуального предпринимателя Х от 20.05.2014 NN 1, 2, 3, 4 без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 26 июня 2014 г. N 312
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров