Обязательно ли ежегодно утверждать на общем собрании членов товарищества собственников жилья отчет о деятельности правления товарищества и отчет ревизионной комиссии товарищества?
Правовое положение и основы деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) регламентируются в настоящее время Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ), Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и иными правовыми актами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, регулирующими соответствующие правоотношения.
ТСЖ, как это установлено ст. 135 ЖК РФ, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Следовательно, несмотря на то, что деятельность некоммерческой организации непосредственно не связана с извлечением прибыли, в арсенале ТСЖ могут аккумулироваться достаточно большие средства, которые должны расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и устава ТСЖ. За нецелевое расходование средств ТСЖ отвечает перед собственниками помещений в многоквартирном доме. Для того чтобы собственники помещений в многоквартирном доме имели возможность проконтролировать порядок расходования денежных средств, жилищное законодательство закрепляет процедуру отчетности ТСЖ перед собственниками помещений о финансовой деятельности ТСЖ.
Такая отчетность представляется общему собранию членов ТСЖ, которое является высшим органом управления ТСЖ (ст. 144 ЖК РФ). К его исключительной компетенции в силу прямого указания закона относится в том числе утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), годового отчета о деятельности правления ТСЖ (п. 8.2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), а также заключений ревизионной комиссии (ревизора) ТСЖ по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 8.3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Отметим, что смета доходов и расходов на будущий год и отчет о финансовой деятельности за предыдущий год в ТСЖ являются инструментами финансового планирования. В смете указываются необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные гл. 13 ЖК РФ и уставом ТСЖ цели (п. 2 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ), устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ). То есть это такой своеобразный план деятельности ТСЖ на текущий год.
Годовой же отчет отражает результаты выполнения сметы доходов и расходов за истекший год. Иными словами, годовой отчет - это единственный документ, из которого члены ТСЖ и иные заинтересованные лица имеют возможность получить информацию о финансовом положении ТСЖ. Отчет о финансовой деятельности передается на утверждение общего собрания членов ТСЖ только после проверки его ревизионной комиссией и утверждения общим собранием соответствующего заключения (п. 8.3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). При этом заметим, что компетенция ревизионной комиссии (ревизора) в ч. 3 ст. 150 ЖК РФ определена исчерпывающим образом.
Обязанность составления смет доходов и расходов на соответствующий год и отчетов о финансовой деятельности, а также предоставление их общему собранию членов ТСЖ для утверждения жилищным законодательством возложена на правление ТСЖ (п. 3 ч. 1 ст. 148 ЖК РФ), которое, будучи исполнительным органом ТСЖ, подотчетно общему собранию (ч. 4 ст. 147 ЖК РФ).
Таким образом, утверждение общим собранием смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений, годового отчета о деятельности правления товарищества является не правом, а обязанностью ТСЖ, прямо предписанной жилищным законодательством. Поэтому отсутствие их в уставе ТСЖ*(1) либо изложение их в уставе иным образом, чем это предусмотрено в Жилищном кодексе РФ, не освобождает само ТСЖ и органы его управления от необходимости исполнения таких обязанностей. В этой связи смотрите постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.01.2013 N 03АП-5875/12, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 N 12АП-7734/12.
Кроме того, перечисленные документы, не утвержденные надлежащим образом, не могут являться основанием для изменения сумм финансовых поступлений, расходов ТСЖ и т.п. В этой связи смотрите, например, решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.07.2011 по делу N 2-4406/11, решение Пермского краевого суда от 31.07.2013 по делу N 7-692/21-419-201, с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://sudact.ru/regular/doc/4RLyDaXYJkgw/?regular-txt.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
10 июля 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Неисчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в учредительных документах юридического лица, приведен в п. 2 ст. 52 ГК РФ. При этом Гражданский кодекс РФ не содержит требований о включении норм Жилищного кодекса РФ в устав ТСЖ, поскольку данный документ является кодифицированным нормативным актом, опубликован в установленном законом порядке, то есть доступен для граждан России, в том числе для членов ТСЖ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.