Организация оптовой торговли применяет общую систему налогообложения. В бухгалтерском и налоговом учете применяет метод начисления.
Для управленческих нужд организации используется офисная техника, к которой периодически приобретаются расходные материалы (картриджи), что отражается в учете проводкой "Дебет 10 Кредит 60". Стоимость картриджей не включает в себя НДС. При установке картриджа в офисную технику его стоимость списывается в расходы как в налоговом, так и в бухгалтерском учете, при этом делается проводка "Дебет 26 Кредит 10".
Один из принтеров, к которому ранее были приобретены картриджи, вышел из строя, его ремонт нецелесообразен, поскольку это очень старая модель. Картриджи использоваться организацией не смогут, так как подходят только к этой модели принтера.
Можно ли списать данные картриджи? Как в бухгалтерском учете организации отражается списание таких картриджей? Существует ли возможность учета их стоимости в расходах в целях налогообложения прибыли? Какие документы необходимы для списания их в расходы?
В бухгалтерском учете фактическая себестоимость данных картриджей может быть включена в состав прочих расходов организации на основании акта на списание материальных ценностей, утвержденного руководителем, оформленного в соответствии с требованиями п. 126 Методических указаний по учету МПЗ и ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, на дату подписания такого акта.
В налоговом учете затраты на приобретение картриджей также могут быть учтены в составе прочих либо внереализационных расходов на основании акта на списание материальных ценностей. Однако, учитывая позицию Минфина России, признание таких расходов связано с налоговыми рисками. Судебная практика по этому вопросу противоречива.
Бухгалтерский учет
Поскольку картриджи, имеющиеся на складе организации, предназначены для использования только в модели принтера, которую организация признала морально устаревшей, можно считать, что и картриджи, использование которых в иных моделях офисной техники невозможно, относятся к морально устаревшим материально-производственным запасам.
Возможность списания организацией со счетов учета морально устаревших материалов предусмотрена п. 124 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н) (далее - Методические указания по учету МПЗ).
Порядок списания материалов, в частности морально устаревших, и его документального оформления определены положениями п.п. 125, 126 Методических указаний по учету МПЗ.
Так, согласно п. 125 Методических указаний по учету МПЗ, подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется комиссией с участием материально ответственных лиц.
В обязанности данной комиссии входят:
а) непосредственный осмотр материалов;
б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);
в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;
г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;
д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);
е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;
ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.);
з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов.
Из изложенного следует, что принятие решения о дальнейшем использовании испорченных материалов принимается руководителем организации на основании информации, подготовленной для него.
Например, несмотря на то, что товар может быть признан морально устаревшим Вашей организацией, это не означает, что реализовать его в принципе невозможно (например, в сети Интернет присутствуют предложения о скупке новых картриджей). Согласно п. 119 Методических указаний по учету МПЗ при продаже организацией материалов физическим и юридическим лицам, цена продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам с учетом их физического состояния. Исчисление и уплата налогов к цене продаваемых (передаваемых) материалов осуществляются организацией в порядке, предусмотренном действующим законодательством (смотрите также п.п. 120-123 Методических указаний по учету МПЗ).
Если же окажется, что на рынке офисной техники спроса на новые картриджи этой модели нет, то есть реализовать их действительно невозможно, то по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам составляется акт на списание материально-производственных запасов (п. 126 Методических указаний по учету МПЗ). В акте на списание материалов указывается:
- наименование списываемых материалов и их отличительные признаки;
- количество;
- фактическую себестоимость;
- установленный срок хранения;
- дату (месяц, год) поступления материалов;
- причину списания.
Акт утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
Расходы, связанные с выбытием и прочим списанием товаров, являются прочими расходами (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99)).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, фактическая себестоимость активов (в рассматриваемом случае - материалов), списываемых организацией, отражается по дебету счета 91 в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов (счет 10 "Материалы").
При этом фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01)). Фактическая себестоимость картриджей списывается в состав прочих расходов на дату подписания акта на списание материальных ценностей (п.п. 16 и 18 ПБУ 10/99).
Операция будет отражена проводкой:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 10
- списаны материалы (картриджи) по фактической себестоимости.
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом указанные расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Учитывая последний критерий, как уже сказано нами выше, организации следует попытаться реализовать картриджи. Если это окажется невозможным или нецелесообразным (например, расходы на продажу будут выше потенциальных доходов от продажи), то переписка, отчеты ответственных лиц, перечень покупателей и прочие будут свидетельствовать о том, что действия, направленные на получение дохода, организация предпринимала. Если на такой товар найдется покупатель, то стоимость картриджей может быть признана в налоговом учете на основании пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, в том числе и в случае продажи картриджей с убытком (п. 2 ст. 268 НК РФ).
Напомним, что в случае продажи картриджей такая продажа будет являться реализацией товаров на территории РФ (п. 1 ст. 39 НК РФ, п. 1 ст. 147 НК РФ) и, соответственно, объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), поэтому при продаже картриджей организация должна будет исчислить и предъявить к оплате сумму НДС с цены реализуемых картриджей (п. 1 ст. 168 НК РФ) и выставить в срок не позднее 5 календарных дней, считая со дня их отгрузки (получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок), соответствующий счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть стоимость морально устаревших материалов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В то же время перечень как прочих, так и внереализационных расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (п. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По мнению КС РФ, выраженному в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при их детальном и исчерпывающем нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определить в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности относятся те или иные затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Здесь же говорится, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Таким образом, стоимость таких картриджей может быть учтена в составе прочих либо внереализационных расходов при выполнении следующих условий:
- организация приобретала картриджи к принтеру, используемому для осуществления деятельности, направленной на получение дохода;
- дальнейшее использование картриджей невозможно. Обращаем Ваше внимание, что на момент списания стоимости картриджей сломанный принтер должен быть снят с учета организации в установленном законодательством РФ и учетной политикой порядке, в противном случае для списания картриджей не будет соответствующего обоснования;
- затраты на приобретение и факт списания документально подтверждены.
Арбитражные суды в аналогичных ситуациях нередко поддерживают налогоплательщиков.
Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 09АП-31311/11 судьи пришли к выводу, что списанные в результате морального и физического устаревания материалы приобретались непосредственно для осуществления производственной деятельности, направленной на получение дохода, следовательно, в целях уменьшения базы, облагаемой налогом на прибыль, расходы на эти товарно-материальные ценности являются обоснованными, списание материалов ввиду их морального и физического износа осуществлялось на основании надлежащим образом оформленных первичных документов и в соответствии с действующим налоговым законодательством. ФАС Московского округа постановлением от 23.03.2012 N Ф05-1843/12 по делу N А40-65585/2011 указанный судебный акт оставил без изменения.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13.02.2008 N А56-7342/2007 указал на то, что расходы, связанные со списанием товарно-материальных ценностей, в том числе в связи с прекращением производства некоторых видов продукции, правомерно в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ отнесены организацией к внереализационным расходам (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2008 N А56-3652/2007, ФАС Уральского округа от 04.04.2005 N Ф09-1126/05АК).
Отметим, что официальные органы придерживаются другой позиции. Так, по мнению Минфина России, в случае утилизации (списания) неликвидных товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли. То есть при списании в результате утилизации стоимости приобретенных товаров, признанных организацией морально устаревшими, не выполняются требования п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332).
В арбитражной практике также есть примеры решений не в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.12.2008 N А10-2479/08-Ф02-6500/08 суд указал: "списанный товар - запасные части были приобретены ранее для осуществления деятельности, связанной с производством и реализацией. То обстоятельство, что данный товар не был использован и не реализован, не является основанием для отнесения его стоимости, как списанного неликвидного товара, на расходы общества".
В постановлении ФАС Поволжского округа от 26.07.2005 N А72-6739/04-7/50, рассматривая спор о признании в составе внереализационных расходов стоимости произведенной предприятием готовой продукции (запасных частей), судьи поддержали позицию налоговых органов. По мнению суда, налогоплательщик не представил доказательства, свидетельствующие о невозможности продажи морально устаревшей продукции.
Отметим, что в силу принципа свободы экономической деятельности (часть первая ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Таким образом, решение об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль на стоимость "ненужных" картриджей организация должна принять самостоятельно.
При этом, принимая во внимание приведенное нами мнение Минфина России организации следует иметь в виду, что в случае учета рассматриваемых затрат для целей налогообложения существует вероятность, что правомерность такого решения организации придется доказывать в суде.
Если организация все-таки решит учесть стоимость картриджей в составе расходов в целях налогообложения прибыли, необходимо иметь в виду следующее.
Нормами НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, которые подтверждают произведенные расходы. Единственное его требование - расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 01.08.2012 N 16-15/069586@).
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) (письма Минфина России от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28978, от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31261).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 402 обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 ч. 9 Закона N 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Напомним, с 01.01.2013, то есть с даты вступления в силу Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (смотрите в связи с этим информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов должен определять руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Однако при разработке форм можно использовать в качестве образца унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России (например, за основу могут быть взяты акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-4), акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма N МБ-8) (формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а), иные унифицированные формы.
Таким образом, полагаем, что в данной ситуации документальным подтверждением списания картриджей может служить акт на списание материальных ценностей, утвержденный руководителем, оформленный в соответствии с требованиями п. 126 Методических указаний по учету МПЗ и ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
К сведению:
Материально-производственные запасы, которые морально устарели, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей (п. 20 Методических указаний по учету МПЗ, п. 25 ПБУ 5/01). То есть организации, у которых на конец года на балансе учитываются материально-производственные запасы, которые морально устарели, обязаны начислять резерв под снижение их стоимости.
Налоговое законодательство РФ возможность создания резерва под снижение стоимости материальных ценностей не предусматривает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусев Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
25 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.