Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике по проекту федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год"

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и в части вопросов ведения Комитета отмечает следующее.

Решением Совета Государственной Думы Комитет Государственной Думы по энергетике определен ответственным за рассмотрение Государственной программы Российской Федерации N 22 "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" и Государственной программы Российской Федерации N 30 "Энергоэффективность и развитие энергетики", включенных в перечень государственных программ, рассматриваемых в рамках законопроекта N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год".

Комитетом обращается внимание, что Государственная программа "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - ГП-22, госпрограмма) была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 506-12. Госпрограмма разработана для реализации крупномасштабных государственных мероприятий по закреплению и расширению глобальных преимуществ, которыми обладает российская атомная энергетика и промышленность, обновлению научно-технологического потенциала ядерного оружейного комплекса, сохранению стратегических интересов и решению геополитических задач, которые имеют решающее значение для надежного обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации.

Госпрограмма направлена на стабильное и гарантированное обеспечение экономики страны энергоресурсами на основе безопасного использования атомной энергии для целей устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения страны, а также на закрепление лидирующих позиций российских компаний на мировом рынке ядерных технологий и услуг при соблюдении режима нераспространения ядерных материалов и технологий.

Развитие атомного энергопромышленного комплекса базируется на основе прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года с учетом ожидаемых результатов социально-экономического развития и обоснования внутренних и внешних условий достижения целевых показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.

Предложения Госкорпорации "Росатом" по изменениям в госпрограмму разработаны во исполнение поручения Аппарата Правительства Российской Федерации от 5 октября 2015 года N 6557п-П13.

Предложения по изменениям госпрограммы соответствуют параметрам Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции Федерального закона от 20.04.2015 N 93-ФЗ, проекта Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год.

В октябре 2015 года в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года "О парламентском контроле" Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел и в целом поддержал ГП-22, отмечая, что цели и задачи изменений госпрограммы соответствуют ее действующей редакции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года N 506-12.

Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" (далее - ГП 22) представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

млн. рублей

Наименование

2016 год

Закон N 384-ФЗ

Проект

Отклонение, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

96 615,2

81 158,6

84,0

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций"

37 279,4

27 682,5

74,3

Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами"

2 868,2

2 575,5

89,8

Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий"

7 190,3

5 361,3

74,6

Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии"

383,2

291,6

76,1

Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне"

20 900,7

18 677,1

89,4

Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

14 830,5

13 407,7

90,4

Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года"

13 162,9

13 162,9

100,0

 

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 81 158,6 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 15 456,6 млн. рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило 16 456,6 млн. рублей.

Изменение параметров ресурсного обеспечения подпрограммы "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" учитывает сокращение расходов на 1 829,0 млн. рублей, из них на реализацию проекта по сооружению Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР на 721,8 млн. рублей и на сооружение Центра по исследованию ионов и антипротонов (г. Дармштадт, Германия) на 1 172,5 млн. рублей. При этом расходы на финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы по сотрудничеству с МАГАТЭ за счет перераспределения бюджетных ассигнований с подпрограммы "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии" государственной программы были увеличены на 52,6 млн. рублей.

Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

млн. рублей

Наименование

2015 год*

2016 год

Проект

Изменение к предыдущему году, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

153 622,9

81 158,6

52,8

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций"

92 803,7

27 682,5

29,8

Подпрограмма "Обеспечение безопасного обращения с радиоактивными отходами"

2 634,0

2 575,5

97,8

Подпрограмма "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий"

6 767,0

5 361,3

79,2

Подпрограмма "Обеспечение исполнения Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных заданий и функций в области государственного управления использованием атомной энергии"

352,0

291,6

82,8

Подпрограмма "Обеспечение производственных, технологических и социально-экономических процессов устойчивого развития ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и стратегического присутствия России в Арктической зоне"

19 963,8

18 677,1

93,6

Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" / Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года"

19 036,1

13 162,9

69,1

Федеральная целевая программа "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года"

12 066,3

13 407,7

111,1

 

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.

 

В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 72 464,3 млн. рублей.

Изменение параметров ресурсного обеспечения в отношении расходов, предусмотренных на реализацию подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в состав государственной программы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", помимо элементов общего подхода к формированию проекта федерального бюджета, обусловлено:

завершением финансирования за счет средств федерального бюджета проекта по строительству АЭС "Аккую" в Турецкой Республике (50 075,0 млн. рублей в 2015 году), а также увеличением на 1 000,0 млн. рублей в связи с необходимостью замещения выбывающих мощностей АЭС г. Билибинов части финансового обеспечения строительства плавучей атомной теплоэлектростанции г. Певек Чукотского автономного округа в рамках подпрограммы "Расширение мощностей электрогенерации атомных электростанций";

перераспределением бюджетных ассигнований Госкорпорацией "Росатом" на реализацию приоритетных мероприятий с подпрограммы "Обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли и расширение сферы использования ядерных технологий" в объеме 1 405,7 млн. рублей;

увеличением в 2016 году бюджетных ассигнований на выполнение мероприятий ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года" исходя из параметров данной Программы.

Кроме того, параметры ресурсного обеспечения ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года" на 2016 год установлены на 5 873,2 млн. рублей менее параметров ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", которая в 2015 году завершает свою реализацию.

В 2015 году в ходе подготовки федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов Министерством энергетики Российской Федерации были сформированы предложения по изменению финансового обеспечения и структуры Государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (далее - ГП30). В октябре 2015 года, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел и в целом поддержал данные предложения Министерства энергетики Российской Федерации в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016-2018 годы.

В результате предложено внести коррективы в наименования 13 основных мероприятий государственной программы для приведения их в соответствие с кодами бюджетной классификации.

Кроме того, Комитет поддерживает предложение Минэнерго России о дополнении Подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы" актуальным основным мероприятием 7.5. "Инновационное развитие организаций топливно-энергетического комплекса" (без увеличения бюджетных ассигнований) во исполнения пункта 13 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Внедрение инновационных технологий и современных материалов в отраслях топливно-энергетического комплекса" на период до 2018 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1217-р, и пунктов 3, 8, 9 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и представителями экспертного сообщества по вопросу развития инноваций от 25 июля 2014 г. N ДМ-П36-6057.

Одновременно, Комитет отмечает, что в рамках запланированного сокращения финансирования федерального бюджета на 2016-2018 годы предусмотрено значительное сокращение бюджетных ассигнований государственной программы, в частности, на 2016 год сокращение превышает 9 процентов относительно объема бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

В связи с этим в подпрограмме 1 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" сокращено финансирование в полном объеме по основному мероприятию 1.6 "Реализация образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Расходы с основного мероприятия 1.5 "Выполнение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" перенесены на основное мероприятие 7.3 "Обеспечение функций аппарата ответственного исполнителя государственной программы" в целях дальнейшего определения приоритетных направлений выполнения работ в 2016-2018 годов, кроме того предусматривается перенос расходов с данного основного мероприятия по Минпромторгу России на расходы Минэнерго России по основному мероприятию 6.2 "Государственная поддержка технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии", как одного из приоритетных направлений.

По подпрограмме 2 "Развитие и модернизация электроэнергетики" уменьшены бюджетные ассигнования в связи с передачей 107,9 млн рублей Минспорту России на мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в рамках подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.

По подпрограмме 5 "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" в 2016 сокращено финансирование на 10,6 процентов, правда, в дальнейшем планировалось в 2018 года увеличение финансирования.

По подпрограмме 7 "Обеспечение реализации государственной программы" также запланировано сокращение финансирования в части выполнения основного мероприятия 7.2 "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" в 2016 году на 6 процентов.

В проекте федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (ГП 30) были частично изменены, результаты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

млн. рублей

Наименование

2016 год

Закон N 384-ФЗ

Проект

Отклонение, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

10 464,4

10 614,2

101,4

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

529,2

139,8

26,4

Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики"

3 575,9

3 468,0

97,0

Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности"

3 049,6

3 867,7

126,8

Подпрограмма "Развитие использования возобновляемых источников энергии"

0,0

15,0

-

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики"

3 309,7

3 123,7

94,4

 

В итоге, бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 10 614,2 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, увеличены на  149,8 млн. рублей. Вследствие применения общих подходов к формированию проекта федерального бюджета сокращение объемов финансового обеспечения государственной программы в целом составило  886,2 млн. рублей.

Проектом подтверждается сокращение отдельных расходов по подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" в части обучения лиц на всех уровнях государственного и муниципального управления, включая организации бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в связи с необходимостью финансирования иных приоритетных мероприятий в рамках государственной программы по решению Минэнерго России в 2016 году в объеме 241,5 млн. рублей.

В тоже время, по подпрограмме "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" предусматриваются новации - выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проведению технических работ по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях в связи с перераспределением расходов на эти цели с государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы в 2016 году в объеме 1 144,0 млн. рублей.

Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

млн. рублей

Наименование

2015 год*

2016 год

Проект

Изменение к предыдущему году, %

1

2

3

4=3/2*100

Всего

9 400,0

10 614,2

112,9

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"

241,7

139,8

57,8

Подпрограмма "Развитие и модернизация электроэнергетики"

2 373,0

3 468,0

146,1

Подпрограмма "Реструктуризация и развитие угольной и торфяной промышленности"

2 588,1

3 867,7

149,4

Подпрограмма "Развитие использования возобновляемых источников энергии"

85,5

15,0

17,5

Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики"

4 111,7

3 123,7

76,0

 

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.

 

В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года увеличены на 1 214,2 млн. рублей.

Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияло:

увеличение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Развитие и модернизация электроэнергетики" в связи запланированным увеличением взноса в уставный капитал ПАО "Российские сети" в целях строительства и реконструкции инфраструктуры энергоснабжения в рамках подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу в объеме 1 995,0 млн. рублей;

вышеизложенное увеличение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" на проведение технических работ по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях угольной промышленности;

увеличение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в объеме 140,0 млн. рублей;

уменьшение бюджетных ассигнований на 900 млн. рублей по подпрограмме "Развитие и модернизация электроэнергетики" в связи с завершением предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов сетевых организаций в результате отмены механизма "последней мили";

уменьшение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Развитие использования возобновляемых источников энергии" в связи с прогнозируемым отсутствием заявок на предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию стоимости технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, с установленной мощностью не более 25 МВт, в объеме 70,5 млн. рублей;

уменьшение бюджетных ассигнований на 448,6 млн. рублей по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" на организацию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование процессов сбора, обработки, хранения и использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса и развитие государственной информационной системы ГИС ТЭК;

уменьшение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Обеспечение реализации государственной программы" на предоставление бюджетных инвестиций Минэнерго России (проведение капитального ремонта по адресу: ул. Большая Пироговская, д. 23) на 592,7 млн. рублей, в соответствии с распределением сметной стоимости, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 560.

По отношению к объему ВВП расходы раздела "Национальная экономика" расходов федерального бюджета составляют в 2016 году 3,3%.

Объем бюджетных ассигнований по разделу "Национальная экономика" в 2016 году по сравнению с уровнем 2015 года больше на 291 919,3 млн. рублей, в том числе за счет:

увеличения бюджетных ассигнований, в частности, на:

- взнос в уставный капитал ПАО "Российские сети" в целях строительства и реконструкции инфраструктуры энергоснабжения в рамках подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу в соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 в объеме 1 995,0 млн. рублей;

- финансовое обеспечение проведения технических работ по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях угольной промышленности из государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы в объеме 1 144,0 млн. рублей;

- имущественный взнос в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" на создание плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певек Чукотского автономного округа в объеме 1 000,0 млн. рублей.

уменьшения бюджетных ассигнований, в частности, на:

- финансовое обеспечение реализации ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 - 2020 годы и на период до 2030 года" на 2016 год установлены менее параметров ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", которая в 2015 году завершает свою реализацию в объеме 5 873,2 млн. рублей;

- государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в связи с созданием АО "Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства", основной задачей которого определена реализация широкого комплекса мер поддержки МСП, в том числе гарантийная поддержка МСП, в объеме 5 749,1 млн. рублей.

Объем бюджетных ассигнований на 2016 год по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, больше 298 107,3 млн. рублей.

Изменения объемов бюджетных ассигнований, обусловленные общими подходами к формированию проекта федерального бюджета, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшили расходы на 83 891,0 млн. рублей.

Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета, на изменение расходов по указанному разделу оказало влияние:

увеличение бюджетных ассигнований на:

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры, а также технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в рамках реализации инвестиционных проектов на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона в объеме 9 950,0 млн. рублей;

- предоставление субсидий управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в том числе на финансовое обеспечение затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям и газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям в связи развитием действующих и отбором новых территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе в объеме 6 200,3 млн. рублей;

- предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014 - 2016 годах, на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в связи с востребованностью и универсальностью данной меры государственной поддержки в 2015 году в объеме 1 399,7 млн. рублей;

- финансовое обеспечение реструктуризации угольной промышленности в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на технические работы по ликвидации экологических и иных последствий ведения горных работ на ликвидируемых организациях угольной промышленности, ранее предусмотренных в рамках реализации государственной программы "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы в объеме 1 144,0 млн. рублей.

уменьшение бюджетных ассигнований на:

- обучение лиц на всех уровнях государственного и муниципального управления, включая организацию бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в связи с необходимостью финансирования иных приоритетных мероприятий данной госпрограммы по решению Минэнерго России по государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики" в объеме 241,5 млн. рублей;

- предоставление субсидий, в том числе участие Российской Федерации в проекте по созданию Центра по исследованию ионов и антипротонов в Европе (ФАИР) на 1 172,5 млн. рублей, и расходов по внесению взносов в натуральной форме путем изготовления и поставки оборудования и материалов в рамках участия Российской Федерации в проекте по созданию Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР на 1 200,1 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании проекта федерального бюджета на 2016 год, предусмотренные по разделу "Национальная экономика", составят 577 883,0млн. рублей и будут направлены на компенсацию дополнительных затрат в связи с ростом цены закупки природного газа у участников консорциума проекта "Сахалин-1" для потребителей Хабаровского края в объеме 2 243,6 млн. рублей.

Комитетом также отмечается, что в частях 10-12 статьи 21 законопроекта установлены особенности исполнения федерального бюджета в 2016 году в области энергетики, согласно которым:

- публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" вправе использовать средства неиспользованных взносов в уставный капитал открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", ранее предусмотренных в федеральных бюджетах 2009-2013 годов в целях реализации проекта "Строительство ПС 500 кВ Усть-Кут с заходами ВЛ 500 кВ и BЛ 220 кВ, Иркутская область" в размере 1 661 624,55 тыс. рублей по решению Правительства Российской Федерации;

- публичное акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока" вправе использовать средства неиспользованного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "РАО Энергетические системы Востока", раннее предусмотренного в федеральных бюджетах 2010-2013 годов на проведение работ по технологическому присоединению к центрам электропитания объектов подвижной радиотелефонной связи на автомобильной дороге "Амур" Чита - Хабаровск, в целях реализации проекта "Расширение ПС 220 кВ Майя и строительство заходов ЛЭП Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) для присоединения к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" электроустановок ПАО "Якутскэнерго", Республика Саха (Якутия)" в размере 110 497,13 тыс. рублей по решению Правительства Российской Федерации;

- публичное акционерное общество "РусГидро" вправе использовать средства неиспользованного взноса в уставный капитал открытого акционерного общества "РусГидро", предусмотренного приложением 6 к Федеральному закону от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" на достройку и введение в эксплуатацию отдельных критически важных объектов гидроэнергетики, в целях реализации проекта "Расширение ПС 220 кВ Майя и строительство заходов ЛЭП Мегино-Кангаласского района Республики Саха (Якутия) для присоединения к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" электроустановок ПАО "Якутскэнерго", Республика Саха (Якутия)" в размере 241 898,00 тыс. рублей по решению Правительства Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, Комитет отмечает, что устойчивое развитие топливно-энергетического комплекса Российской Федерации обеспечивает стабильность экономики, создание, наполнение и поддержание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. От состояния нефтегазовой отрасли зависит экономическая безопасность государства, выполнение социальных обязательств перед гражданами. Без развития электро- и теплоэнергетики и повышения энергоэффективности невозможны увеличение промышленного потенциала, рост ВВП; реализация проектов по импортозамещению, модернизация ЖКХ.

Успешная реализация указанных функций ТЭК обеспечивается решением следующих задач, поставленных перед Государственной программой "Энергоэффективность и развитие энергетики": развитие энергосбережения и повышения энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей ТЭК для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребности внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию ТЭК.

В связи с этим, анализируя законопроект, Комитетом отмечаются следующие замечания и предложения.

В части Государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики":

1. Необоснованно уменьшены бюджетные ассигнования по подпрограмме 1 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности" с 529,19 млн. рублей до 139,83 млн. рублей, то есть более чем в три раза.

При этом, Комитет выражает обеспокоенность сокращением в полном объеме финансирования основного мероприятия 1.6 "Реализация образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" указанной подпрограммы, что негативно отразится на качестве подготовки специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Потребность в профессионалах и образовательных мероприятиях в указанной области актуальна и повсеместна, поскольку высока степень износа основных средств энергетики, созданных еще в советский период, в следствие этого низкая эффективность использования энергетических ресурсов, растущая аварийность и высокие риски, что отрицательно отражается на конкурентоспособности экономики, негативно влияет на качество жизни населения и увеличивает техногенные угрозы.

2. В законопроекте уменьшены бюджетные ассигнования по подпрограмме 2. "Развитие и модернизация электроэнергетики" в связи с передачей 107,9 млн. рублей Минспорту России на мероприятия Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в рамках подготовки к проведению в 2018 году в г. Казани Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 N 494 "О внесении изменений в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу".

Следует учесть, что предлагаемое перераспределение финансирования со снижением выделяемых средств на одну из важнейших государственных программ может также способствовать дальнейшему износу электросетевых объектов, повышению их аварийности, а, следовательно, дополнительным расходам из федерального бюджета в долгосрочной перспективе.

3. В законопроекте уменьшены бюджетные ассигнования по подпрограмме 7. "Обеспечение реализации государственной программы на организацию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на совершенствование процессов сбора, обработки, хранения и использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса и развитие государственной информационной системы ГИС ТЭК.

Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК) необходима для анализа тенденций развития отрасли, составления прогнозов и планирования мероприятий. Учитывая сложности, с которыми российский ТЭК столкнулся в последнее время - секторальные санкции, повышение сложности горно-геологических условий добычи (разработки) месторождений углеводородного сырья, сокращение объема поисково-разведочных работ - снижение финансирования ГИС ТЭК может привести к некорректной оценке состояния минерально-сырьевой базы и последующему неверному принятию и реализации управленческих решений в данной сфере.

Учитывая данные изменения, можно поставить под сомнение достижение некоторых указанных в Государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики" целей и задач программы, а в долгосрочной перспективе ожидать уменьшения темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы, снижения экономических показателей смежных отраслей народного хозяйства.

Кроме того, Комитет обращает внимание на то, что требуется согласование данных по общим объемам добычи нефти и газа горючего природного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годов и Государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики". В прогнозе приводятся данные по общим объемам добычи нефти - 501,7 млн. тонн и газа горючего природного - 560,8 млрд. куб. метров, в то время как в Государственной программе "Энергоэффективность и развитие энергетики" к 2020 году заложена стабилизация добычи нефти на уровне 524 млн. тонн и увеличение добычи газа до 756 млрд. куб. метров.

В тоже время Комитет считает, что концептуально проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016" соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и принципам, сформулированным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах.

Комитет поддерживает предусмотренные в рамках федерального бюджета на 2016 год изменения финансового обеспечения и структуры Государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики", а именно: увеличение бюджетных ассигнований по подпрограмме "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" в объеме 1 144,0 млн. рублей, предоставление бюджетных ассигнований в размере 15 млн рублей на подпрограмму "Развитие использования возобновляемых источников энергии", а также дополнение Подпрограммы 7 "Обеспечение реализации государственной программы" основным мероприятием 7.5. "Инновационное развитие организаций топливно-энергетического комплекса" (без увеличения бюджетных ассигнований).

Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" при условии учета указанных замечаний и предложений ко второму чтению.

 

Председатель Комитета

П.Н. Завальный

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.