Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: В бюджетном учреждении (санатории) был произведен капитальный ремонт водяных чугунных труб, при этом старые трубы демонтированы и сданы как лом черных металлов заведующим хозяйством санатория в стороннюю организацию. Полученные за трубы денежные средства заведующий хозяйством сдал в кассу санатория с приложением приемо-сдаточного акта. Какие в данной ситуации возможны варианты учета и соответствующие им схемы бухгалтерских записей? Каков порядок документального оформления данной операции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.)

В бюджетном учреждении (санатории) был произведен капитальный ремонт водяных чугунных труб, при этом старые трубы демонтированы и сданы как лом черных металлов заведующим хозяйством санатория в стороннюю организацию. Полученные за трубы денежные средства заведующий хозяйством сдал в кассу санатория с приложением приемо-сдаточного акта.

Какие в данной ситуации возможны варианты учета и соответствующие им схемы бухгалтерских записей? Каков порядок документального оформления данной операции?


Прежде всего отметим, что доходы от реализации металлолома, полученного по результатам ремонтных работ, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (смотрите письмо Минфина России от 16.04.2012 N 02-04-10/1305).

Данные доходы и осуществляемые за счет них расходы должны быть предусмотрены учреждением в Плане финансово-хозяйственной деятельности.

А вот варианты учета и соответствующие им схемы бухгалтерских записей и документальное оформление могут немного разниться. Рассмотрим основные из них.


Вариант 1: учреждение реализует металлолом, принятый ранее к учету


В соответствии с положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н и от 16.12.2010 N 174н, бюджетным учреждением (в рассматриваемом случае) в бухгалтерском учете могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 2 105 36 340 (аналитический счет "Склад") Кредит 2 401 10 180

- на основании Акта о приемке материалов (форма 0315004) принят к учету лом черных металлов;

2. Дебет 2 105 36 340 (аналитический счет "Завхоз") Кредит 2 105 36 340 (аналитический счет "Склад")

- на основании распоряжения руководителя завхозу передан металлолом для сдачи в специализированную организацию, отражено внутреннее перемещение на основании Требования-накладной (форма 0315006);

3. Завхозом сдается металлолом в специализированную организацию и получаются денежные средства;

4. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 36 440 (аналитический счет "Завхоз")

- на основании приемно-сдаточного акта, представленного завхозом, отражена реализация металлолома; оформлен Акт о списании материальных запасов (форма 0504230) на списание металлолома;

5. Дебет 2 205 74 560 Кредит 2 401 10 172

- начислен доход от реализации металлолома;

6. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 205 74 660

- на основании Приходного кассового ордера (форма 0310001) от завхоза приняты денежные средства за сданный металлолом;

7. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610

- на основании Расходных кассовых ордеров (форма 0310002) денежные средства из кассы внесены на лицевой счет учреждения;

8. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660

- на основании Объявления на взнос наличными (форма 0402001), прилагаемого к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения, отражено поступление средств из кассы бюджетного учреждения на лицевой счет; одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 17 (по коду 440 КОСГУ)*(1).

Бухгалтерские записи в части начисления и уплаты НДС нами не приводятся в связи с тем, что согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом, поскольку НК РФ понятие "лом и отходы черных и цветных металлов" не предусмотрено, при применении вышеуказанного освобождения следует руководствоваться положениями соответствующих федеральных законов, стандартов (ГОСТ) и технических условий (ТУ) (смотрите письмо Минфина России от 01.07.2011 N 03-07-07/32).


Вариант 2: учреждение реализует металлолом, не учтенный на балансе


На практике нередко может сложиться ситуация, когда в силу тех или иных причин (отсутствие соответствующего весового хозяйства, места сбора и хранения, необходимость аффинажа и т.д.) реализуемые лом и отходы не учтены учреждением в составе материальных запасов на балансе.

Возможность такой реализации косвенно подтверждают многочисленные разъяснения специалистов финансового ведомства*(2).

В этом случае в бухгалтерском учете учреждения (применительно к рассматриваемой ситуации) могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:

1. Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 205 81 660

- на основании распоряжения руководителя учреждения завхозом сдан металлолом, денежные средства, полученные завхозом, внесены в кассу на основании Приходного кассового ордера (форма 0310001) с приложением приемно-сдаточного акта (других документов, подтверждающих сумму полученных за металлолом денежных средств);

2. Дебет 2 205 81 560 Кредит 2 401 10 180

- начислен доход бюджетного учреждения;

3. Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610

- на основании Расходных кассовых ордеров (форма 0310002) денежные средства из кассы внесены на лицевой счет учреждения;

4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660

- на основании Объявления на взнос наличными (форма 0402001), прилагаемого к Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения, отражено поступление средств из кассы бюджетного учреждения на лицевой счет; одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 17 (по коду 180 КОСГУ)*(2).

В заключение напомним, что при любом из вышеуказанных вариантов у учреждения возникает доход, подлежащий учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ*(3).


Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

Энциклопедия решений. Операции по реализации бюджетными (автономными) учреждениями имущества;

Энциклопедия решений. Организация учета материальных ценностей, поступающих в госучреждение по результатам списания, разукомплектации имущества, ремонтных работ.


Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр


Ответ прошел контроль качества


21 января 2013 г.


Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.


-------------------------------------------------------------------------

*(1) По данному коду следует отражать поступление средств от реализации лома и отходов, числящихся в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в составе материальных запасов. Смотрите также:

- Вопрос: По какому коду КОСГУ осуществляется зачисление средств от сдачи бюджетным учреждением автомобиля на металлолом? ("Бюджетный учет", N 7, июль 2012 г.);

- Письмо Минфина России от 20.06.2007 N 02-14-10а/1535.

*(2) Смотрите, например:

- Письма Минфина России от 23.07.2007 N 02-14-10а/1911, от 20.06.2007 N 02-14-10а/1535;

- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете передачу автомобиля (особо ценное движимое имущество) на утилизацию и получение от перерабатывающей организации денежных средств? Уставом разрешено использовать денежные средства от сдачи металлолома и драгоценных металлов. Бухгалтерский учет в нашем учреждении осуществляется в соответствии с нормами Инструкции N 174н ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2012 г.).

*(3) Смотрите также:

- Вопрос: Расскажите о налоговом учете сумм доходов, поступивших от утилизации автотранспортного средства ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2012 г.).


Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.