Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий

Приложение

 

Административный регламент
Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий

ГАРАНТ:

См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг

I. Общие положения

 

Предмет регулирования Административного регламента

 

1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий*(1) определяет:

стандарт предоставления государственной услуги;

состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения;

формы контроля за исполнением Административного регламента;

досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц.

2. Действие Административного регламента распространяется на:

2.1. Лиц, которые по политическим мотивам были подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод*(2) (далее - репрессированные).

2.2. Детей, находившихся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам*(3).

2.3. Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации*(4), которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации жертв политических репрессий) на основании архивных документов устанавливают факт применения политической репрессии в административном порядке, составляют заключение и выдают справку о реабилитации либо сообщают об отказе в выдаче такой справки, а также выносят заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств.

 

Круг заявителей

 

3. Заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и общественные организации, а также органы, предоставляющие меры социальной поддержки и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий*(5).

Заявителями могут быть и иные физические, а также юридические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в установленном порядке полномочиями выступать от их имени при предоставлении государственной услуги*(6).

 

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

 

4. Заявители могут получить информацию по вопросам предоставления государственной услуги:

по телефону федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(7): 8 (499) 745-79-90 или на личном приеме по адресу:

г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 5 (график работы по приему граждан: понедельник - четверг - с 9.30 до 12.00 и с 13.00 до 17.30; пятница с 9.30 до 12.00 и с 13.00 до 16.00);

непосредственно в информационных центрах территориальных органов МВД России на региональном уровне*(8) (информационные стенды);

на официальном сайте МВД России (www.mvd.ru) и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне в сети Интернет;

на личном приеме в ИЦ;

посредством письменного обращения;

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

в средствах массовой информации.

Сведения о местонахождении, контактных телефонах, интернет-адресах, адресах электронной почты ИЦ приведены в приложении N 1.

5. Ответ на телефонный звонок начинается с информации о наименовании подразделения, в которое позвонил заявитель, фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника, принявшего телефонный звонок.

6. При ответах на телефонные и устные обращения сотрудники, ответственные за предоставление государственной услуги, подробно и в вежливой форме информируют обратившихся:

о территориальных органах МВД России на региональном уровне, в которые можно обратиться с заявлением, включая информацию об их почтовых и электронных адресах;

о графике работы ИЦ;

о форме заявления, перечне документов и предъявляемым к ним требованиям;

о порядке и сроках предоставления государственной услуги;

о порядке обжалования действий (бездействия) должностных лиц, а также принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги.

6.1. Во время разговора сотрудник произносит слова четко, избегает "параллельных разговоров" с окружающими людьми и не прерывает разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

6.2. При невозможности сотрудника самостоятельно ответить на поставленные вопросы заявитель должен быть направлен к другому должностному лицу или проинформирован о номере телефона, по которому можно получить необходимые сведения.

6.3. Продолжительность консультации по телефону не должна превышать 10 минут.

6.4. В случае, если подготовка ответа требует продолжительного времени, заявителю дается рекомендация о направлении письменного обращения или предлагается другое время для устной консультации.

7. На информационных стендах ИЦ, официальном сайте МВД России и на официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне в сети Интернет размещается следующая информация:

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;

текст Административного регламента с приложениями;

блок-схема (приложения N 7, 8) и краткое описание порядка предоставления государственной услуги;

перечень необходимых для предоставления государственной услуги документов;

образец заявления о реабилитации (приложение N 2);

порядок получения консультаций;

сведения о графике (режиме) работы, а также о местонахождении и контактных телефонах ИЦ.

8. Прием заявителей осуществляется сотрудниками ИЦ, ответственными за предоставление государственной услуги. График работы устанавливается согласно служебному распорядку соответствующего ИЦ.

График работы по приему граждан изменяется с учетом интересов граждан, климатических условий региона. Прием должен быть организован таким образом, чтобы исключить образование очередей.

9. Письменные обращения, поступившие посредством почтовой связи, принятые на личном приеме, а также обращения в форме электронного документа рассматриваются в установленном порядке.

 

II. Стандарт предоставления государственной услуги

 

Наименование государственной услуги

 

10. Государственной услугой является предоставление справок о реабилитации жертв политических репрессий*(9).

 

Наименование федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу

 

11. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ.

При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.

 

Описание результата предоставления государственной услуги

 

12. Результатом предоставления государственной услуги являются:

12.1. Выдача заявителю справки о реабилитации.

12.2. Мотивированное письмо о решении ИЦ об отказе выдачи справки о реабилитации.

12.3. Заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР);

12.4. Уведомление о направлении (пересылке) заявления в другой орган или организацию по принадлежности.

12.5. Письмо с объяснением причин неисполнения.

 

Срок предоставления государственной услуги

 

13. Срок рассмотрения заявления о реабилитации не может превышать трех месяцев со дня регистрации в подразделении, непосредственно предоставляющем государственную услугу по выдаче справки о реабилитации*(10).

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования

 

14. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Законом о реабилитации жертв политических репрессий*(11);

Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"*(12);

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(13);

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"*(14);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"*(15);

Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне"*(16);

приказом Минкультуры России, МВД России, ФСБ России от 25 июля 2006 г. N 375/584/352 "Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел"*(17).

 

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем

 

15. Предоставление государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в ИЦ.

16. При обращении репрессированного по вопросу выдачи справки о реабилитации к заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность:

паспорта гражданина Российской Федерации - для граждан Российской Федерации;

паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, - для иностранных граждан;

документа, выданного иностранным государством и признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешения на временное проживание, вида на жительство либо иного документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, - для лиц без гражданства*(18).

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 17 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

17. При обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются:

копия документа, удостоверяющего личность;

доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного;

документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 18 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

18. Для других лиц и общественных организаций в случае необходимости получения справки о реабилитации лица, в интересах которого они выступают, к заявлению прилагается доверенность, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить

 

19. В целях сокращения сроков исполнения заявления заявитель вправе предоставить архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии), подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к лицу, полученные от иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Запрещается требовать от заявителя:

представления документов и информации или осуществления действий, представления или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

 

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 20 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

20. Основанием для отказа в приеме документов является представление заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15-18 Административного регламента.

 

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

 

21. Оснований для приостановления предоставления государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий Административным регламентом не предусмотрено.

22. Основаниями для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий является отсутствие:

22.1. Правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий.

22.2. Архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.

22.3. Политического мотива*(19) при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.

 

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

 

23. Предоставление данной государственной услуги осуществляется на безвозмездной основе.

 

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

 

24. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати минут.

 

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

 

25. Заявление о предоставлении государственной услуги подлежит обязательной регистрации в течение трех рабочих дней с момента поступления. В установленном порядке передается на рассмотрение в ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги.

Заявления, поданные в форме электронного документа, регистрируются с учетом требований делопроизводства.

 

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления услуги

 

26. Помещениями, в которых предоставляется государственная услуга, являются место ожидания и места для заполнения заявлений.

27. Место ожидания и места для заполнения заявлений оборудуются:

информационным стендом с образцами заявлений, перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

стульями и столами.

На столах находятся бланки заявлений и канцелярские принадлежности.

28. Размер помещения и количество мест для заполнения заявлений определяются количеством заявителей, ежедневно обращающихся в ИЦ.

29. Двери места ожидания должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:

номера кабинета;

фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, осуществляющего прием заявителей;

времени приема заявителей, перерыва на обед и технического перерыва.

30. Место ожидания и приема заявителей, а также места для заполнения заявлений должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы сотрудников.

 

Показатели доступности и качества государственной услуги

 

31. Заявитель имеет право:

получать государственную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги;

получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в форме электронного документа;

получать государственную услугу в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обращаться с жалобой на принятое по заявлению решение или на действия (бездействие) должностных лиц ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ в связи с рассмотрением заявления в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

32. Основные качественные показатели государственной услуги обеспечиваются полнотой и точностью предоставленных заявителю сведений.

33. Показателями качества предоставления государственной услуги являются срок рассмотрения заявления, отсутствие или наличие жалоб на действия (бездействия) должностных лиц.

 

Иные требования и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

 

34. Обеспечение доступа заявителей к сведениям о предоставляемой государственной услуге на официальном сайте МВД России и официальных сайтах территориальных органов МВД России на региональном уровне в сети Интернет и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

35. При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю обеспечивается возможность подачи с использованием официального сайта МВД России и официальных сайтов ИЦ в сети Интернет, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" заявления о предоставлении государственной услуги, а также возможность получения сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги.

36. При направлении обращения в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный заявителем, направляется электронное сообщение, подтверждающее поступление его обращения в МВД России.

 

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения

 

Состав и последовательность административных процедур при предоставлении государственной услуги

 

37. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрацию заявлений;

определение государственного органа, непосредственно осуществляющего предоставление государственной услуги;

исполнение заявления государственным органом, непосредственно осуществляющим предоставление государственной услуги;

подготовку, оформление и отправку заключения о признании реабилитированным, заключения об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР);

выдачу дубликата справки о реабилитации.

 

Прием и регистрация заявлений

 

38. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в территориальный орган МВД России на региональном уровне.

39. Заявление должно содержать следующую информацию:

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя или наименование общественной организации;

адрес, по которому должны быть направлены ответ или уведомление о переадресации заявления;

суть заявления (составляется в произвольной форме с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения лица, подвергшегося политической репрессии, членов его семьи и обстоятельств применения репрессии);

личную подпись и дату.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 40 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

40. Заявления и документы, указанные в пунктах 15-18 Административного регламента, принимаются на личном приеме в ИЦ, вместе с копиями документов предъявляются оригиналы.

Допускается заверение документов, прилагаемых к заявлению, подписью сотрудника ИЦ на личном приеме заявителей при условии предоставления ими подлинников документов.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 41 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

41. Заявление может быть направлено в ИЦ почтой с приложением нотариально заверенных копий документов, указанных в пунктах 16-18 Административного регламента.

42. Заявление, направленное в форме электронного документа, распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется в установленном порядке.

 

 

Определение государственного органа, непосредственно предоставляющего государственную услугу

 

43. После регистрации поступившего заявления в ИЦ уполномоченный сотрудник осуществляет его анализ и определяет:

степень полноты информации, содержащейся в заявлении (необходимой для исполнения);

возможное место нахождения информации, необходимой для исполнения заявления;

относится ли решение вопроса о реабилитации конкретного лица к компетенции данного ИЦ;

местонахождение, адрес органа, куда следует направить заявление на исполнение по принадлежности.

44. По итогам анализа поступившего заявления уполномоченный сотрудник принимает его к исполнению либо направляет заявление с сопроводительным письмом в тот орган, который непосредственно будет предоставлять государственную услугу по выдаче справки о реабилитации (соответствующие ИЦ или органы прокуратуры).

45. Заявления лиц, в настоящее время постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими административными органами, действовавшими за пределами СССР, направляются на исполнение в ИЦ по месту их жительства.

46. Заявителю направляется уведомление о направлении заявления в другой орган или организацию по принадлежности.

47. Срок определения государственного органа, непосредственно предоставляющего государственную услугу, и направления заявления (по принадлежности или по подведомственности) не может превышать семи дней со дня поступления заявления на исполнение.

 

Исполнение заявления государственным органом, непосредственно предоставляющим государственную услугу

 

48. ИЦ, принявший заявление к исполнению, проводит проверку факта применения политической репрессии к конкретному лицу по учетам и архивным материалам территориальных органов МВД России на региональном уровне, государственных и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.

48.1. Справка о реабилитации жертв политических репрессий выдается лицам, указанным в подпункте 2.1 Административного регламента, при документальном подтверждении факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке в отношении конкретного лица:

репрессированного на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г.*(20);

постоянно проживающего на территории Российской Федерации, репрессированного советскими административными органами, действовавшими за пределами СССР.

48.2. Справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента, в случае:

документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим;

реабилитации родителей или одного из них;

документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении;

документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.

48.3. Подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации осуществляется при отсутствии:

правовых оснований, закрепленных законодательством Российской Федерации о реабилитации;

архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке;

политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу.

49. По материалам проверки о применении репрессии сотрудник ИЦ, участвующий в предоставлении государственной услуги, составляет заключение о реабилитации (приложение N 3) или об отказе в реабилитации (приложение N 4).

Заключение о реабилитации или об отказе в реабилитации лица:

подписывают три должностных лица - непосредственный исполнитель, начальник отдела (отделения) реабилитации и начальник ИЦ;

утверждает руководитель соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне;

заверяется гербовой печатью.

50. На основании утвержденного заключения о признании лица реабилитированным оформляется и выдается (направляется) справка о реабилитации.

Справка о реабилитации оформляется на продольном бланке территориального органа МВД России на региональном уровне (лист бумаги формата А4), в центре которого указывается название документа: "Справка о реабилитации". Справке о реабилитации присваивается номер регистрации заявления.

50.1. Справка о реабилитации лиц, указанных в подпункте 2.1 Административного регламента, содержит следующую информацию:

фамилию, имя, отчество реабилитированного;

дату и место его рождения;

место жительства до применения репрессии;

где, когда и каким органом репрессирован;

основание применения и вид репрессии по политическим мотивам в административном порядке;

нормативный акт, на основании которого вынесено решение о реабилитации (пункт "в" статьи 3 Закона о реабилитации жертв политических репрессий);

дату вынесения заключения о реабилитации.

50.2. Справка о реабилитации лиц, указанных в подпункте 2.2 Административного регламента, содержит следующую информацию:

фамилию, имя, отчество реабилитированного;

дату (число, месяц, год) и место его рождения;

документ, подтверждающий родство (номер, когда и кем выдан);

степень родства (сын, дочь);

фамилию, имя, отчество и год рождения лица, к кому была применена репрессия, где, когда и каким органом оно репрессировано и реабилитировано;

нормативный акт, на основании которого вынесено решение о реабилитации (часть 1 или часть 2 статьи 1-1 Закона о реабилитации жертв политических репрессий).

дату вынесения заключения о реабилитации.

50.3. Справка о реабилитации подписывается руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне и заверяется гербовой печатью.

50.4. Справка о реабилитации оформляется в единственном экземпляре. Заявителю рекомендуется использовать копии. В дело подшивается копия справки о реабилитации.

50.5. Ранее выданные справки о признании пострадавшими от политических репрессий детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам в административном порядке, подлежат замене на справки о реабилитации. Замена осуществляется ИЦ, выдавшим справку о признании лица пострадавшим от политической репрессии.

51. В мотивированном письме об отказе в выдаче справки о реабилитации заявителю сообщается об основаниях отказа, а также его право обжаловать решение территориального органа МВД России на региональном уровне в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий (бездействий) органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

52. Справки о реабилитации, а также уведомления (сопроводительные письма), предназначенные для направления заявителям, проживающим (находящимся) в Российской Федерации и на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств*(21), высылаются ИЦ, который предоставляет государственную услугу, почтой заказным письмом непосредственно в адрес заявителя.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 27 августа 2013 г. N АКПИ13-716, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 5 ноября 2013 г. N АПЛ13-471, пункт 52.1 настоящего Административного регламента признан не противоречащим действующему законодательству в части, предусматривающей обязанность лица, обратившегося за справкой о реабилитации, представить, помимо заявления, иные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, свидетельство о смерти репрессированного, доверенность, документы, подтверждающие родственные отношения с репрессированным, копии этих документов; право органов внутренних дел отказать в приеме документов в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих требованиям, указанным в пунктах 15 - 18 настоящего Административного регламента

52.1. Справка о реабилитации может быть выдана заявителю или его доверенному лицу на руки под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а доверенному лицу, кроме того, при предъявлении нотариальной доверенности, выданной в установленном порядке.

Заявителю (доверенному лицу) выдается подлинник справки о реабилитации, при её получении заявитель (доверенное лицо) расписывается на копии справки или дает отдельную расписку о получении справки с указанием номера, серии, даты выдачи предъявленного им документа, удостоверяющего личность, и органа, его выдавшего.

52.2. Справки о реабилитации (письма об отказе в реабилитации) заявителям, проживающим (находящимся) за пределами Российской Федерации, за исключением проживающих (находящихся) на территориях государств - участников СНГ, отправляются в ФКУ "ГИАЦ МВД России" для дальнейшего направления заявителю в установленном порядке.

53. Заявление о реабилитации, документы по установлению факта применения к лицу репрессии, заключение о реабилитации (отказе в реабилитации), копия справки о реабилитации, выданной заявителю, подшиваются в сохранившееся архивное личное дело лица, находившегося в ссылке, высылке, на спецпоселении, а при отсутствии архивного личного дела - во вновь формируемое дело.

54. Срок исполнения заявления о реабилитации государственным органом, непосредственно предоставляющим государственную услугу, не может превышать трех месяцев.

 

Подготовка, оформление и отправка заключения о признании реабилитированным, заключения об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР) по запросам соответствующих ведомств

 

55. Заключение о признании реабилитированным и заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии Закону о реабилитации жертв политических репрессий документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР)*(22) выдаются ИЦ по месту жительства реабилитированного в настоящее время, а в случае его смерти - по месту жительства заинтересованного лица.

55.1. Заключение о признании реабилитированным и заключение об отказе в признании реабилитированным составляются по запросам соответствующих ведомств*(23), при решении вопросов о восстановлении в правах лиц, репрессированных за пределами Российской Федерации, но постоянно проживающих на ее территории, предоставлении им мер социальной поддержки и выплаты компенсаций.

55.2. Сотрудники подразделений, предоставляющих государственную услугу, проводят проверку факта применения политической репрессии в административном порядке в отношении репрессированного лица. При необходимости запрашивают у соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР, выдавших документы о реабилитации или признании лица пострадавшим от политических репрессий, сведения об основаниях его реабилитации.

56. Оформление заключения о признании реабилитированным и заключения об отказе в признании реабилитированным.

На основании поступивших документальных материалов составляется заключение о признании реабилитированным (приложение N 5) или заключение об отказе в признании реабилитированным (приложение N 6).

57. Заключение о признании реабилитированным (заключение об отказе в признании реабилитированным):

оформляется в единственном подлинном экземпляре с присвоением номера, за которым зарегистрирован запрос;

подписывается руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне и заверяется гербовой печатью;

направляется с сопроводительным письмом в соответствующее ведомство по почте заказным письмом.

58. Копии заключения о признании реабилитированным (заключения об отказе в признании реабилитированным) и сопроводительного письма подшиваются в отдельное дело вместе с заявлением и материалами проверки.

59. Срок рассмотрения запроса соответствующего ведомства не может превышать трех месяцев.

 

Порядок выдачи дубликата справки о реабилитации

 

60. В случае утраты справки о реабилитации заявителю может быть выдан дубликат справки о реабилитации*(24).

61. Заявление с просьбой о выдаче дубликата подается в орган, выдавший справку о реабилитации репрессированного лица.

62. Дубликат оформляется на основании имеющегося (принятого ранее) заключения о признании лица реабилитированным. При этом в верхнем правом углу указывается: "Дубликат справки о реабилитации N ______ от _________" и присваивается номер регистрации заявления.

63. В дубликате обязательно отражается дата принятия решения о реабилитации (заключения о реабилитации).

64. Дубликат подписывается руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне и заверяется гербовой печатью.

65. Дубликат оформляется в единственном подлинном экземпляре, который выдается (направляется) заявителю. В дело подшивается копия дубликата.

66. Срок выдачи дубликата не может превышать тридцати дней.

 

IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги

 

67. Формами контроля за исполнением Административного регламента являются: текущий контроль, плановые и внеплановые проверки.

 

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

 

68. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуществляется руководителями ИЦ, предоставляющих государственную услугу.

69. Руководители ИЦ организуют работу, определяют должностные обязанности сотрудников, осуществляют контроль за их исполнением, принимают меры к совершенствованию форм и методов служебной деятельности, обучению подчиненных, несут персональную ответственность за соблюдение законности.

 

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги

 

70. Плановые проверки осуществляются ФКУ "ГИАЦ МВД России" в соответствии с планами работы МВД России.

71. Внеплановая проверка проводится при выявлении нарушений по предоставлению государственной услуги или по конкретному обращению заявителя.

72. Проверки проводятся в установленном порядке с целью выявления и устранения нарушений прав заявителей и привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

73. Результаты проверок отражаются отдельной справкой или актом.

 

Ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

 

74. Должностные лица, участвующие в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных Административным регламентом.

75. Персональная ответственность указанных лиц закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

 

76. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны:

уполномоченных должностных лиц ИЦ должен быть постоянным, всесторонним и объективным;

граждан осуществляется путем получения информации о наличии в действиях (бездействии) ответственных должностных лиц ИЦ, а также принимаемых ими решениях, нарушений положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги.

 

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц

 

77. Заявитель может обратиться с жалобой на действия (бездействия) и решения должностного лица, осуществляемые (принимаемые) в ходе предоставления государственной услуги, устно или письменно.

78. Заявитель вправе обратиться с жалобой на личном приеме или направить ее по почте.

79. Жалоба, направленная в форме электронного документа, распечатывается, дальнейшая работа с ней ведется в установленном порядке.

80. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействия) и решения должностного лица, принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги.

81. Ответ на жалобу не дается, если:

в жалобе не указана фамилия заявителя, адрес, по которому должен быть направлен ответ;

текст жалобы не поддается прочтению;

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, о чем заявитель уведомляется, о недопустимости злоупотребления своим правом;

ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, при этом заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в жалобе вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

82. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является:

отказ в предоставлении государственной услуги;

отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

83. Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

84. Жалоба в устной форме предъявляется на личном приеме. При личном приеме заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность. Содержания устного обращения заноситься в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. При несогласии заявителя дается письменный ответ по существу поставленных вопросов.

85. Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:

наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, в который направляется жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии);

почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;

адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;

суть обжалуемого действия (бездействия) и принятого решения;

основания, по которым считает, что нарушены его права и законные интересы;

личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе документы и материалы либо их копии.

86. Действия (бездействия) и решения должностных лиц ИЦ могут быть обжалованы в:

86.1. Соответствующие территориальные органы МВД России на региональном уровне.

86.2. ФКУ "ГИАЦ МВД России".

87. Жалоба рассматривается с учетом сроков, установленных законодательством Российской Федерации.

88. Начальники ФКУ "ГИАЦ МВД России", территориальных органов МВД России на региональном уровне обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием заявителя, направившего жалобу, или его доверенного лица.

89. По результатам рассмотрения жалобы соответствующим должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.

90. Письменные ответы на жалобы, предназначенные для направления заявителям, проживающим (находящимся) в Российской Федерации и на территориях государств - участников СНГ, высылаются по почте непосредственно в адреса заявителей.

91. Направление письменных ответов на жалобы заявителей, проживающих (находящихся) за пределами Российской Федерации, за исключением проживающих (находящихся) на территориях государств - участников СНГ, осуществляет ФКУ "ГИАЦ МВД России" в установленном порядке.

92. Решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, а также действия (бездействия) должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

______________________________

*(1) Далее - Административный регламент.

*(2) Пункт "в" статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 21; Российская газета, 1993, N 193).

*(3) Статья 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий".

*(4) Далее - территориальные органы МВД России на региональном уровне.

*(5) Статьи 2, 6, 11 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

*(6) Далее - доверенные лица.

*(7) Далее - ФКУ "ГИАЦ МВД России".

*(8) Далее - ИЦ.

*(9) Далее - справка о реабилитации.

*(10) Статья 6 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

*(11) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 22, ст. 1184; N 28, ст. 1624; 1993, N 1, ст. 21; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 2, ст. 2168; N 45, ст. 4242; 1996, N 24, ст. 2888; 2000, N 33, ст. 3348, 3429; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 52, ст. 5132; 2003, N 6, ст. 509; N 43, ст. 4108; N 52 , ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2717; 2011, N 27, ст. 3880.

*(12) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169; 2006, N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196.

*(13) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31 ст. 4196.

*(14) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; 2011, N 31, ст. 4701.

*(15) Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4587.

*(16) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, ст. 1768; 1997, N 41, ст. 8220-8235, ст. 4673; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, 4596.

*(17) Зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 года, регистрационный N 8296.

*(18) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21 ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; 2011, N 13, ст.1689; 2011, N 17, ст. 2318, 2321; 2011, N 27, ст. 3880; 2011, N 30, ст. 4590).

*(19) Статья 1 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

*(20) С учетом определений Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г. N 135-О-П (Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, 2010, N 1) и от 28 мая 2009 г. N 765-О-О.

*(21) Далее - СНГ.

*(22) Далее - Заключение о признании реабилитированным и заключение об отказе в признании реабилитированным.

*(23) Статья 11 Закона о реабилитации жертв политических репрессий.

*(24) Далее - Дубликат.