Энциклопедия решений. Счет 03 "Бланки строгой отчетности" (для бюджетной сферы)

Счет 03 "Бланки строгой отчетности" (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора.

Из содержания п. 118 Инструкции N 157н следует, что к бланкам строгой отчетности могут быть отнесены только те бланки, в отношении которых выполняются следующие условия.

1. Форма бланка должна быть утверждена правовым актом уполномоченного органа власти и в числе прочих реквизитов обязательно должна содержать номер, серию.

2. Бланки должны быть изготовлены типографским способом.

3. Бланки должны иметь степень защиты.

4. Уполномоченным органом власти должны быть установлены специальные требования по хранению, выдаче и уничтожению бланков.

Примечание

Организации госсектора, не являющиеся органами власти, могут самостоятельно утвердить форму бланка строгой отчетности, а также специальные требования по его хранению, выдаче и уничтожению. Однако это возможно только в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 118 Инструкции N 157н).

Перечисленным выше условиям соответствуют, в частности, следующие виды бланочной продукции строгой отчетности:

- квитанционные книжки;

- голограммы;

- аттестаты, дипломы;

- свидетельства, сертификаты;

- удостоверения;

- бланки листков нетрудоспособности;

- трудовые книжки (вкладыши к ним);

- ценные бумаги.

Кроме того, как бланки строгой отчетности могут учитываться некоторые виды носителей информации, не удовлетворяющие полностью приведенным выше условиям, например, транспортные или топливные карты (см. например, письмо Минфина России от 12.10.2012 N 02-06-10/424).


Перечень бланков, относимых к бланкам строгой отчетности, устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 337 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60399).


Согласно п.п. 332, 337 Инструкции N 157н бухгалтерский учет бланков строгой отчетности ведется по простой системе на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности":

- в условной оценке: один бланк, один рубль;

- по стоимости приобретения бланков (в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики).

Бланки строгой отчетности используются госучреждением в его повседневной деятельности. Так, например, прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится учреждением по бланкам строгой отчетности, утвержденным в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации - по Квитанциям (ф. 0504510) (п. 167 Инструкции N 157н; Методические указания - Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, далее - Указания N 52н).

Внимание

Порядок работы с различными бланками строгой отчетности может определяться отдельными нормативными правовыми актами (см. письмо Минфина России от 01.12.2015 N 02-01-09/69842). Например, при организации учета бланков строгой отчетности, на основании которых осуществляется прием наличных денежных средств в кассу госучреждения, следует руководствоваться Положением об осуществлении наличных денежных расчетов..., утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359).

Далее кратко рассмотрим основные требования Положения N 359 по организации работы с бланками строгой отчетности во взаимосвязи с положениями Инструкции N 157н.

В соответствии с п. 14 Положения N 359 руководитель организации заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств согласно документам, договор о материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом руководитель организации создает условия, обеспечивающие сохранность бланков документов.

Согласно п. 15 Положения N 359 бланки документов, поступившие в организацию, принимаются ответственным работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации. Приемка производится в день поступления бланков документов. При приемке осуществляются следующие мероприятия:

- проверяется соответствие фактического количества, серий и номеров бланков документов данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.);

- составляется акт приемки бланков документов.

Акт, утвержденный руководителем организации, является основанием для принятия бланков документов на учет ответственным сотрудником. Поскольку форма данного документа действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена, она может быть разработана госучреждением самостоятельно с учетом требований п. 7 Инструкции N 157н. При этом за основу можно взять, например, Акт о приемке материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220).

Порядок передачи бланков строгой отчетности от одного ответственного лица к другому должен быть установлен соответствующим локальным нормативным актом. Такая передача также может быть оформлена, к примеру, требованием-накладной (ф. 0504204) или Актом приема-передачи бланков документов.

Бланки документов хранятся в металлических шкафах, сейфах и (или) специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании рабочего дня место хранения бланков документов опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения N 359).


В соответствии с требованиями п. 338 Инструкции N 157н аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности (ф. 0504045):

- по каждому виду бланков строгой отчетности;

- в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц и мест хранения.

Кроме того, в соответствии с Указаниями N 52н учет бланков строгой отчетности ведется по видам, сериям и номерам с указанием даты получения (выдачи) бланков строгой отчетности, условной цены, количества, а также подписи получившего их лица.

На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Листы книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации, а также скреплены печатью (штампом) (п. 13 Положения N 359).

Внимание

В отношении отдельных видов бланков строгой отчетности нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены дополнительные формы аналитического учета.

Так, например, согласно п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579, бланки исполнительных листов подлежат учету (по сериям и номерам) в журнале учета бланков исполнительных листов.

Выбытие бланков строгой отчетности при их оформлении (выдаче), передаче иному юридическому лицу, ответственному за их оформление (выдачу), а также в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи, принятием решения об их списании (уничтожении) производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой бланки строгой отчетности были ранее приняты к учету (п. 337 Инструкции N 157н).

Так, в соответствии с Указаниями N 52н списание бланков строгой отчетности, в том числе испорченных, оформляется Актом о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Акт (ф. 0504816) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.

Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения N 359). Таким образом, израсходованные, а также испорченные бланки квитанций ф. 0504510) списываются по Акту (ф. 0504816). При уничтожении данных документов может составляться отдельный акт (см. также п. 2 письма Минфина от 30.11.2015 N 02-07-10/70056). Дата уничтожения отражается в Акте (ф. 0504816).


Инвентаризация бланков документов осуществляется в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения N 359, п. 332 Инструкции N 157н). Порядок инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности установлен п.п. 3.39 - 3.43 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания N 49). В соответствии с п. 3.41 Указаний N 49 проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Для отражения результатов инвентаризации бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений с учетными данными применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086).

Выявленные расхождения отражаются в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), на основании которой может быть оформлен Акт о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

Формы упомянутых выше документов утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт