Энциклопедия решений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора)

Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).

Перечень возможных направлений расходования средств в целях обеспечения предупредительных мер, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств ФСС РФ, установлен п. 3 Правил. При этом за счет средств ФСС РФ (за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет ФСС РФ) могут быть возмещены расходы организации госсектора, связанные как с оплатой услуг (выполнения работ) в целях обеспечения предупредительных мер (например, проведение специальной оценки условий труда, обучение по охране труда отдельных категорий работников), так и с приобретением объектов нефинансовых активов в указанных целях (например, СИЗ, тахографов, алкотестеров или алкометров, аптечек для оказания первой помощи).

Внимание

Конкретные направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет сумм страховых взносов, определяются Планом финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (далее - План). При этом страхователь в соответствии с законодательством РФ несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер (п. 13 Правил).

Целевое использование сумм страховых взносов, направленных на обеспечение предупредительных мер, подтверждается посредством представления в территориальный орган ФСС РФ документов, подтверждающих произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Порядок отражения операций по расходам, осуществляемым организациями госсектора в целях обеспечения предупредительных мер за счет средств ФСС РФ, Инструкцией N 157н и Инструкциями по применению Планов счетов прямо не предусмотрен.

В соответствии с п. 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также согласно Инструкциям по применению Планов счетов, расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются на счете 0 303 06 000. При этом суммы начисленных работникам учреждения выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются по дебету счета 0 303 06 830 и кредиту счета 0 302 13 730.

В то же время, учитывая, что обязательства по уплате страховых взносов уменьшаются по факту осуществления расходов, но при этом одновременно не возникают обязательства перед какими-либо юридическими (физическими) лицами, применение счета 0 303 06 830 в корреспонденции с каким-либо аналитическим счетом счета 0 302 00 730 представляется нецелесообразным.

Кроме того, погашение задолженности перед ФСС РФ по уплате страховых взносов на сумму расходов, осуществленных учреждением в рамках иных обязательств, не влечет изменения величины расходов текущего года или расходов, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), ведь сумма начисленных страховых взносов (включая ту ее часть, за счет которой страхователю возмещаются расходы по обеспечению предупредительных мер) полностью учитывается в расходах (себестоимости) - по дебету счетов 0 401 20 000, 0 109 00 000.

Исходя из того, что положениями Инструкции N 157н порядок отражения расчетов при осуществлении расходов в целях обеспечения предупредительных мер за счет сумм страховых взносов не установлен, а применение счета 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" в подобных обстоятельствах нельзя считать абсолютно корректным, так как ФСС РФ, принимая решение о финансовом обеспечении указанных расходов, не осуществляет расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) от лица организации госсектора, наиболее логичным представляется отражение расчетов в рамках обязательств, возникшим на основании принятого территориальным органом ФСС РФ решения, в качестве "доходной" операции.

Действующая редакция Инструкции N 157н не содержит определения понятия "доходов", а также четких критериев отнесения операций к "доходным". В свою очередь, согласно проекту приказа Минфина России "Об утверждении федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора" в качестве доходов субъекта учета рассматривается увеличение полезного потенциала его активов или поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением увеличения, связанного с вкладами имущества собственником (учредителем).

В рассматриваемой ситуации речь идет об увеличении экономических выгод организации госсектора в результате уменьшения его обязательств перед ФСС РФ при условии осуществления расходов в целях обеспечения предупредительных мер. Таким образом, для отражения расчетов с ФСС РФ по суммам страховых взносов, разрешенных к использованию в целях обеспечения предупредительных мер, с учетом положений п. 220 Инструкции N 157н вполне обоснованно может применяться счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам"*(1).

Примечание

Операции по возмещению организации госсектора расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер, путем уменьшения обязательств по суммам страховых взносов, подлежащим уплате в бюджет ФСС РФ, могут быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности в качестве некассовых операций.

______________________________

*(1) До внесения соответствующих изменений в п. 220 Инструкции N 157н приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н, возможность применения счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" могла быть установлена учетной политикой учреждения с соблюдением требований абзаца 20 п. 2 Инструкции N 162н, абзаца 2 п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н.


Тема

Подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ


См. также

Пример. Учет операций по приобретению бюджетными (автономными) учреждениями нефинансовых активов за счет средств ФСС в целях обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма

Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Расходы за счет ФСС по сокращению травматизма

Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции

Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора)

Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)

Формы документов

Пример заполнения Плана финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

Пример заполнения Отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников

Приказ об утверждении перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора


Материал приводится по состоянию на май 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора

А также специалисты направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов

И. Сапетина, редактор-эксперт

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

и др.


Перечень сокращений:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения