Энциклопедия решений. Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для бюджетной сферы)

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00 (для госсектора)

ГАРАНТ:

Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора

В соответствии с п. 248 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" учитываются операции:

- по принятым долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному (муниципальному) долгу);

- по долговым обязательствам, принятым в соответствии с законодательством РФ бюджетными (автономными) учреждениями.

- связанные с расчетами по обслуживанию долговых обязательств (начислению и выплате процентов, пеней, штрафных санкций).

Внимание

Объекты нефинансовых активов, в том числе и приобретенные за счет привлеченных кредитных ресурсов, принимаются к бухгалтерскому учету по сформированной в установленном порядке первоначальной (фактической) стоимости. Такая стоимость не подлежит регулярному (ежемесячному, ежегодному) изменению на суммы начисленных в рамках соответствующих кредитных договоров процентов.

Задолженность по долговым обязательствам по выпущенным в обращение государственным (муниципальным) ценным бумагам, заключенным кредитным соглашениям (договорам) и иным видам долговых обязательств, кроме государственных и муниципальных гарантий, отражается по номинальной стоимости долга в рублях (п. 249 Инструкции N 157н).

Согласно п. 252 Инструкции N 157н аналитический учет по счету 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" ведется в Карточке учета государственного (муниципального) долга (долговых обязательств) (ф. 0504058) в разрезе:

- видов долговых обязательств;

- кредиторов;

- принятых обязательств по возврату привлеченных заимствований и оплате начисленных расходов по обслуживанию долговых обязательств.

Внимание

По состоянию на отчетную дату отрицательные остатки (дебиторская задолженность) по счету 301 00 не допускаются (п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).

Синтетический учет по счету 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" ведется в следующих регистрах (п. 253 Инструкции N 157н):


Наименование регистра

Форма

Операции, подлежащие учету

Журнал операций с безналичными денежными средствами

0504071

Операции, связанные с расчетами по принятым долговым обязательствам, а также начисленным процентам, штрафам и (или) пеням

Журнал по прочим операциям

Операции по переоценке суммы долга и начислению процентов, пеней (штрафов)

Пример

10 июня текущего года бюджетным (автономным) учреждением в банке получен кредит в сумме 1 200 000 руб. на два года. В рамках данного кредитного договора 20 июля учреждение перечисляет:

- платеж в погашение основного долга - 50 000 руб.;

- платеж в погашение процентов - 11 804 руб.


В данном случае в бухгалтерском учете следует сделать записи*(1):

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Сумма,
руб.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

10 июня

2 201 11 510

2 301 14 710

(Основной долг)

2 201 11 000

2 301 14 000

(Основной долг)

1 200 000, 00

Сумма привлеченного кредита поступила на лицевой счет

Увеличение

17

(710 КОСГУ)


Увеличение

17

(710 КОСГУ)


20 июля

2 401 20 231

2 301 14 710

(Проценты)

2 401 20 231

2 301 14 000

(Проценты)

11 804, 00

Начислены проценты по кредиту

2 301 14 810

(Основной долг)

2 201 11 610

2 301 14 000

(Основной долг)

2 201 11 000

50 000, 00

Перечислен ежемесячный платеж в счет погашения основного долга


Уменьшение

17

(810 КОСГУ)


Уменьшение

17

(810 КОСГУ)

2 301 14 810

(Проценты)

2 201 11 610

2 301 14 000

(Проценты)

2 201 11 000

11 804, 00

Перечислен ежемесячный платеж в счет погашения задолженности по уплате процентов


Увеличение

18

(231 КОСГУ)


Увеличение

18

(231 КОСГУ)


______________________________

*(1) Денежные средства, полученные по договору кредита (займа), не учитываются при налогообложении прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Соответственно, денежные средства, перечисленные в счет погашения основной суммы долга, не отражаются в налоговом учете в составе расходов (п. 12 ст. 270 НК РФ).

Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов с кредиторами по долговым обязательствам, смотрите в путеводителях:

для казенных учреждений;

для бюджетных и автономных учреждений.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы


Материал приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений


Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.


Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах:

Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 85н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н

Порядок N 132н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"

Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК - коды бюджетной классификации

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления

КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств

ПБС - получатель бюджетных средств

Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения


АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции "Бюджетная сфера" и Департамента бюджетной методологии компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции "Бюджетная сфера" компании "Гарант":

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Т. Разрезова, редактор-эксперт, государственный советник 1 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"

И. Сапетина, редактор-эксперт

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам

В. Евсюкова, редактор-эксперт по вопросам трудового права

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Ю. Железнева, эксперт, профессиональный бухгалтер

Ю. Волгина, эксперт

Г. Гурашвили, эксперт

О. Емельянова, эксперт

Т. Дурнова, эксперт

Т. Толмачева, эксперт

Р. Гурашвили, эксперт

Д. Букина, эксперт

К. Панина, эксперт

Е. Шубенкина, эксперт

Р. Ибатуллина, эксперт

Е. Старовойтова, эксперт

Г. Панкратова, эксперт