Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, в случае их перевода в состав доходов (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Любые доходы казенного учреждения в соответствии с действующим бюджетным законодательством подлежат зачислению в соответствующий бюджет. Если средства, полученные казенным учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), они должны быть направлены в доход соответствующего бюджета.
Казенным учреждением установлено требование об обеспечении заявки на участие в конкурсе. На лицевой счет учреждения зачислены денежные средства в сумме 500 000 руб., перечисленные участниками торгов в качестве такого обеспечения.
По итогам конкурса выявлен победитель (ООО "Восход"), однако он отказался от заключения контракта. Денежные средства (50 000 руб.), перечисленные ранее ООО "Восход" в качестве обеспечения заявки, перечисляются казенным учреждением в доход бюджета. Остальным участникам конкурса денежные средства возвращаются в установленном порядке.
Казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета в полном объеме.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
гКБК 3 201 11 510 | гКБК 3 304 01 730 | 500 000, 00 | На лицевой счет от участников торгов поступили средства в счет обеспечения их заявок на участие в конкурсе |
Увеличение (510 КОСГУ) | |||
гКБК 3 304 01 830 | гКБК 3 201 11 610 | 450 000, 00 | В установленном порядке произведен возврат денежных средств участникам конкурса |
Увеличение (610 КОСГУ) | |||
КДБ 1 209 40 560 | КДБ 1 401 10 140 | 50 000, 00 | Начислены доходы бюджета (в сумме, не подлежащей возврату участнику торгов) |
гКБК 3 304 01 830 | гКБК 3 201 11 610 | 50 000, 00 | Денежные средства, не подлежащие возврату участнику торгов, перечислены в доход бюджета |
Увеличение (610 КОСГУ) | |||
КДБ 1 210 02 140 | КДБ 1 209 40 660 | 50 000, 00 | Денежные средства зачислены в доход бюджета |
Если средства, полученные бюджетным (автономным) учреждением во временное распоряжение, по каким-либо причинам не подлежат возврату (перечислению по принадлежности), они могут переводиться в состав собственных средств - учитываться в качестве доходов от приносящей доход деятельности.
В случае изъятия в установленном порядке денежных средств, ранее поступивших во временное распоряжение, бюджетные (автономные) учреждения отражают в учете внутренние записи:
- по списанию средств с кода вида деятельности 3 "Средства во временном распоряжении";
- по отражению начисления и поступления дохода с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".
Как правило, средства от приносящей доход деятельности и средства во временном распоряжении учитываются на одном лицевом или банковском счете. Следовательно, по общему правилу платежные документы в подобных ситуациях оформляться не должны.
Бюджетным (автономным) учреждением установлено требование об обеспечении заявки на участие в конкурсе. На лицевой счет учреждения зачислены денежные средства в сумме 500 000 руб., перечисленные участниками торгов в качестве такого обеспечения.
По итогам конкурса выявлен победитель (ООО "Восход"), однако он отказался от заключения договора. Денежные средства (50 000 руб.), перечисленные ранее ООО "Восход" в качестве обеспечения заявки, переводятся в состав собственных средств бюджетного (автономного) учреждения. Остальным участникам конкурса денежные средства возвращаются в установленном порядке.
В данном случае в бухгалтерском учете могут быть сделаны следующие записи*(1):
В бюджетном учреждении | В автономном учреждении | Сумма, | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | ||
3 201 11 510 | 3 304 01 730 | 3 201 11 000 | 3 304 01 000 | 500 000, 00 | На лицевой счет от участников торгов поступили средства в счет обеспечения их заявок на участие в конкурсе |
Увеличение (510 КОСГУ) | Увеличение (510 КОСГУ | ||||
3 304 01 830 | 3 201 11 610 | 3 304 01 000 | 3 201 11 000 | 450 000, 00 | В установленном порядке произведен возврат денежных средств участникам конкурса |
Увеличение (610 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||||
2 209 40 560 | 2 401 10 140 | 2 209 40 000 | 2 401 10 140 | 50 000, 00 | Начислен доход учреждения (в сумме, не подлежащей возврату участнику торгов) |
3 304 01 830 | 3 304 06 730 | 3 304 01 000 | 3 304 06 000 | 50 000, 00 | Уменьшение задолженности по средствам, подлежащим возврату, на сумму штрафных санкций |
2 304 06 830 | 2 209 40 660 | 2 304 06 000 | 2 209 40 000 | 50 000, 00 | Отражено погашение задолженности по штрафным санкциям за нарушение условий конкурсных процедур участниками торгов |
3 304 06 830*(2) | 3 201 11 610 | 3 304 06 000 | 3 201 11 000 | 50 000, 00 | Отражено уменьшение остатка средств во временном распоряжении на лицевом счете учреждения |
Увеличение (610 КОСГУ) | Увеличение (610 КОСГУ) | ||||
2 201 11 510*(2) | 2 304 06 730 | 2 201 11 000 | 2 304 06 000 | 50 000, 00 | Увеличен остаток собственных средств на лицевом счете учреждения на сумму штрафных санкций |
Увеличение (140 КОСГУ) | Увеличение (140 КОСГУ) |
____________________
*(1) См. также бухгалтерские записи и пример заполнения Отчета (ф. 0503737), приведенные в Примере 4 Приложения N 1 к письму Минфина России от 01.07.2015 N 02-07-07/38257.
*(2) Корреспонденция счетов применяется для корректировки остатка средств в разрезе источников финобеспечения при осуществлении некассовых операций (без движения средств на лицевом (банковском) счете) по источникам финобеспечения, операции со средствами которых отражаются на одном лицевом (банковском) счете. Необходимость применения указанных корреспонденции обусловлена требованиями п.п. 196-210 Раздела 14 Контрольных соотношений, согласно которым показатели в графах 5-7 по строке 700 Раздела 3 Отчета (ф. 0503737) по каждому из видов финобеспечения равны разности между суммами остатков средств на начало и на конец отчетного периода по счетам 0 201 00 000 "Денежные средства учреждения" в Сведениях об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779) в разрезе каждого из источников финобеспечения. Вместе с тем порядок ведения учета и формирования отчетности для подобных ситуаций не урегулирован, поэтому рекомендации, содержащиеся в данном материале, желательно применять по согласованию с органом, осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.