Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Согласно п. 220 Инструкции N 157н на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" учитываются расчеты по следующим суммам:
N п/п | Вид доходов | Характеристика доходов |
1. | Суммы ущерба, причиненного публично-правовому образованию, организации госсектора | Доходы в сумме нанесенного ущерба (понесенных затрат) отражаются в учете исходя из суммы, которая может быть возмещена (компенсирована) физическими или юридическими лицами в добровольном или принудительном порядке |
2. | Суммы компенсации затрат публично-правового образования, организации госсектора | |
3. | Суммы компенсации расходов, понесенных в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ | Доходы в сумме понесенных учреждением расходов отражаются в сумме, которая подлежит компенсации в соответствии с положениями соответствующих нормативных правовых актов |
4. | Иные доходы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности организации госсектора | Доходы, которые не связаны с осуществлением уставных видов деятельности, получением безвозмездных поступлений (в т.ч. пожертвований, грантов), выполнением функций |
Как видим, все перечисленные выше доходы обусловлены регистрацией организации госсектора в качестве юридического лица и закреплением за ней имущества. Они могут поступать даже в том случае, если организация не осуществляет приносящей доход деятельности.
Специалисты финансового ведомства отмечают, что отказ работодателя от взыскания с виновного сотрудника причиненного ущерба приводит к возникновению у этого сотрудника дохода (экономической выгоды), полученного в натуральной форме и подлежащего обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 17.06.2014 N 03-04-05/28925). Основания для удержания НДФЛ могут возникнуть, если установлен размер причиненного работником ущерба, причина его возникновения, предел материальной ответственности работника, а работодателем были обеспечены необходимые условия для сохранности принадлежащего ему имущества.
Доходы отражаются организациями госсектора методом начисления - результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены соответствующие денежные средства или их эквиваленты (п. 3 Инструкции N 157н). Соответственно, на счете 209 00 доходы (поступления) отражаются в момент возникновения требований к их плательщикам.
Начисление соответствующих доходов отражается по дебету счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу имуществу и иным доходам" и кредиту счета 0 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (а в отдельных случаях и по кредиту счета 0 401 40 000 "Доходы будущих периодов"). Задолженность плательщиков доходов отражается на счете 209 00 с учетом сумм НДС, предъявляемых организациями госсектора контрагентам в установленных случаях.
По общему правилу бюджетные и автономные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения "2" (письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506)*(1). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
- о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания (выполнением программы ОМС);
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Учитывая практику работы контролирующих органов, такое решение может быть принято в организации госсектора, например, при поступлении средств:
- в счет возмещения ущерба по переплатам, неположенным выплатам и незаконным расходам, осуществленным по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;
- в качестве неустоек по контрактам, оплата которых производилась по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7;
- в счет возмещения ущерба, связанного с недостачами, хищениями или порчей имущества, числившегося по видам финобеспечения 4, 5, 6 или 7.
Сумма доходов, подлежащая отражению на счете 209 00, определяется следующим образом:
Вид доходов | Порядок определения суммы доходов | Основание |
Ущерб, причиненный недостачами и хищениями | Текущая восстановительная стоимость материальных ценностей. Равна сумме денежных средств, которая необходима для восстановления активов. Определяется на день обнаружения ущерба профильной комиссией | абзац 2 п. 220 Инструкции N 157н |
Иные доходы | Сумма, которую согласно действующему законодательству организация вправе истребовать с физических и (или) юридических лиц. | п. 3 Инструкции N 157н |
Корректировка суммы дебиторской задолженности, учтенной на счете 209 00, может осуществляться в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно действующему законодательству (абзац 3 п. 220 Инструкции N 157н).
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского (бюджетного) учета предусматривает, в частности, отражение на счете 209 00 операций по признанию следующих доходов (см. п.п. 220, 221 Инструкции N 157н; п.п. 4.1, 4.2 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918):
N п/п | Содержание операции | Дебет | Кредит | |
1. | Суммы предварительных оплат, не возвращенные контрагентом в случае расторжения договоров, при ведении претензионной работы (ранее учтенные на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам") *(2) | 0 209 30 000 | 0 206 00 000 | |
Суммы задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенные и не удержанные из зарплаты, при ведении претензионной работы (ранее учтенные на счете 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами") *(2) | 0 209 30 000 | 0 208 00 000 | ||
Суммы задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил отпуск | 0 209 30 000 | 0 401 10 130 | ||
Суммы излишне произведенных выплат (в т.ч. суммы переплат по заработной плате, неположенных выплат) | ||||
Ущерб, подлежащий возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек) | ||||
Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ | ||||
2. | Возмещение ущерба при возникновении страховых случаев (в т.ч. по ОСАГО). | 0 209 40 000 | 0 401 10 140 | |
Суммы ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации. | ||||
Доход в виде предъявленной неустойки (пени, штрафа) по условиям гражданско-правового договора | ||||
Доход в сумме, изъятой учреждением в установленном порядке (ранее сумма поступила в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в рамках вида деятельности "3") | ||||
Возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ | ||||
3. | Суммы недостач и хищений нефинансовых активов | 0 209 7Х 000*(2) | 0 401 10 172 | |
Суммы потерь от порчи нефинансовых активов | ||||
Иные суммы ущерба, нанесенного нефинансовым активам | ||||
Задолженность по реализации имущества в виду принятия решения о списании (ликвидации) объектов нефинансовых активов (реализация металлолома, ветоши, макулатуры и иного имущества, полученного при разборке (демонтаже) списываемых, ликвидируемых объектов)*(4) | 0 209 74 000 | |||
4. | Суммы недостач и хищений денежных средств | 0 209 81 000 | 0 401 10 180 | |
Суммы недостач и хищений иных финансовых активов, в т.ч. денежных документов *(5) | 0 209 82 000 | |||
Ущерб в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие: - неправомерного удержания; - уклонения от возврата; - иной просрочки в уплате; - неосновательного получения или сбережения | 0 209 83 000 | |||
Возмещение упущенных выгод | ||||
Иные доходы, не связанные с выполнением договоров (соглашений) или возложенных на организацию госсектора функций |
При переносе дебиторской задолженности со счетов 206 00 и 208 00 на счет 209 30 в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета счета 209 30 отражаются:
- код (составная часть кода) классификации расходов бюджета, по которому получателю авансовых платежей выставляются требования по восстановлению расходов при переносе задолженности, образовавшейся в текущем финансовом году*(6);
- код (составная часть кода) классификации доходов бюджета при переносе дебиторской задолженности, образовавшейся в отчетном периоде, перед составлением годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности (см., в частности, п.1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
При ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов организации госсектора - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции). При этом в казенном учреждении могут восстанавливаться только кассовые выплаты текущего года.
Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов (по кредиту счета 401 10) и увеличения дебиторской задолженности (по дебету счета 209 00). При этом должно выполняться хотя бы одно из двух приведенных ниже условий:
1) доходы начисляются по новым основаниям (по новому договору, по материалам мероприятия государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля)
2) расчеты по возмещению ущерба или компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами, сотрудниками, физическими лицами.
Разграничивать операции по начислению прочих доходов и восстановлению кассовых выплат помогут приведенные ниже примеры.
Иные доходы учреждения (счет 209 00) | Восстановление кассовых выплат*(7) |
Начисление дохода в сумме задолженности сотрудников по компенсации стоимости телефонных переговоров неслужебного характера | Возврат от организации связи излишне перечисленных средств за услуги связи, в том числе в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг по результатам сверки расчетов |
Отражение дебиторской задолженности в сумме излишне начисленной и выплаченной заработной платы, иных выплат сотрудникам | Возврат банком перечисленной заработной платы при ошибочном указании реквизитов получателя. Возврат работником ошибочно перечисленной суммы (перечисление средств сверх суммы начисленной заработной платы) Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы в результате счетной ошибки и получение средств в счет восстановления произведенных расходов Корректировка способом "Красное сторно" излишнего начисления заработной платы и иных выплат сотрудникам по видам финобеспечения "5" и "6" |
Отражение дебиторской задолженности по возмещению ущерба, связанному с отражением в учете не имевших места фактов хозяйственной жизни (невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров) | Возврат контрагентом средств в сумме оплаченных авансом, но невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, в т.ч. в связи с исправлением (корректировкой) способом "Красное сторно" данных об объеме оказанных услуг (выполненных работ, поставленных товаров) по результатам сверки расчетов |
Доход в сумме ущерба от недостачи, порчи нефинансовых активов | - |
В учетной политике организации госсектора целесообразно определить порядок и дату признания дебиторской задолженности на счете 209 00 при ее переносе со счетов 206 00, 208 00 в связи с:
- расторжением контракта;
- увольнением сотрудника, за которым числится подотчетная сумма;
- увольнением сотрудника, за которым числятся переплаты зарплаты и иных выплат, учтенные ранее по дебету счета 206 11.
Кроме того, казенным учреждениям целесообразно определить порядок переноса показателей со счета аналитического учета счета 209 00, содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации расходов бюджета, на счет аналитический счет учета счета 209 00, содержащего в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета код классификации доходов бюджета перед формированием годовой бюджетной отчетности (см., в частности, п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
В соответствии с п. 222 Инструкции N 157н аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе:
- лиц, ответственных за возмещение причиненного ущерба (виновных лиц);
- видов имущества (сумм ущерба).
Отражение операций по счету 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу" осуществляется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (п. 223 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по ущербу имуществу, см. в путеводителях:
- для бюджетных и автономных учреждений.
______________________________
*(1) По КФО 3 - средства во временном распоряжении, учитывая экономический характер активов и обязательств средств во временном распоряжении, допускается наличие дебиторской задолженности по только счету 209 81 000 "Расчеты по недостачам денежных средств" (1.1.14 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, п. 1.1.7 письмо Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919). Ранее при формировании Сведений (ф.ф. 0503176, 0503776) могла учитываться информация о недостаче денежных документов и иных финансовых активов, отраженная на счете 0 209 82 000 "Расчеты по недостачам иных финансовых активов" (п. 171 Инструкции N 191н, письмо Минфина России от 10.04.2015 N 02-07-10/20394).
Операции по возмещению виновным лицом ущерба, причиненного учреждению (начислению доходов в виде компенсации затрат), отражаются по КФО 2 независимо от источника финобеспечения деятельности, за счет средств которого осуществлялись соответствующие выплаты (см., в частности, письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-08-07/77797).
*(2) При переносе суммы дебиторской задолженности остаток по счету 209 00 должен быть учтен по тому коду финансового обеспечения (КФО), по которому он числился на счетах 206 00, 208 00 (см. абз. 13 п. 86 Инструкции N 162н, абз. 12 п. 109 Инструкции N 174н, абз. 12 п. 112 Инструкции N 183н, письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506, Приложение к письму Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 NN 02-02-04/67438, 42-7.4-05/5.1-805).
*(3) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(4) В ряде случаев реализация имущества на основании договоров согласно положениям Уставов организаций госсектора является одним из видов приносящей доход деятельности этих учреждений. При таких обстоятельствах допустимо использование для учета соответствующих расчетов счета 0 205 70 000 "Расчеты по доходам от операций с активами" (п. 197 Инструкции N 157н). В иных ситуациях расчеты по реализации имущества могут учитываться на счете 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н).
*(5) Смотрите, в частности, письмо Минфина России от 10.04.2015 N 02-07-10/20394.
*(6) В годовой бюджетной отчености казенных учреждений показатель расчетов по счету 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" отражается по номеру счета, содержащего в 1 - 17 разрядах код бюджетной классификации доходов бюджета (см. п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
*(7) Восстановленная дебиторская задолженность по расходам продолжает числиться по прежнему договору (основанию). Расчеты учитываются на прежнем счете по учету расчетов.
Тема
Финансовые активы. Счет 200 00 (для госсектора)
См. также
Учет расчетов по ущербу, нанесенному имуществу (для госсектора)
Учет расчетов по реализации нефинансовых активов (для госсектора)
Учет расчетов по неустойкам (для госсектора)
Учет выявленных переплат и неположенных выплат (для госсектора)
Возмещение сотрудниками госучреждения стоимости телефонных переговоров неслужебного характера
Расчеты по доходам. Счет 205 00 (для госсектора)
Определение текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (для госсектора)
Определение размера причиненного работодателю ущерба
Порядок привлечения работника к материальной ответственности
Ответственность за нарушение обязательств, возникших из гражданско-правового договора
Формы документов
Пример заполнения Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051)
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.